
Родители часто надеются, что специалист по дефектологии сможет устранить все трудности ребенка. Однако достичь заметных успехов без поддержки семьи бывает затруднительно.
Поговорили с дефектологом Академсити С Ольгой Гридневой о сотрудничестве родителя и специалиста для помощи ребенку.
Роль родителей в коррекционном процессе
Работа дефектолога важна, однако недостаточна. Специалист проводит с ребенком несколько часов в неделю, подбирая упражнения и объясняя их выполнение. Для достижения заметного эффекта требуется ежедневная практика. Например, на занятиях дефектолог научил ребенка правильно держать ложку, но без регулярной практики дома навык не закрепится.
Важно специалистам применять семейно-ориентированный подход: коррекционные задачи должны вплетаться в обычную жизнь семьи. Каждые будни изобилуют ситуациями, подходящими для обучения. Приготовление еды, одевание, прогулки, игры – всё это может стать уроком для ребёнка при правильном руководстве его вниманием и действиями.
Когда малыш учится одеваться, не просто надевает одежду, а развивает координацию движений, различает стороны и цвета. Простая задача — застегнуть пуговицу или молнию — становится упражнением для развития мелкой моторики и самостоятельности. Родители могут использовать эти рутинные моменты как часть обучающего процесса. А главное — это не скучные и ненужные задания, а ежедневные бытовые действия, в которых есть смысл.
За обедом родитель может попросить ребёнка перечислить предметы на столе, рассказать о еде или участвовать в сервировке стола.
Формы общения родителя с логопедом.
В соответствии с состоянием ребёнка, диагнозом и возможностями семьи применяются три модели взаимодействия, каждая из которых эффективна в определённых обстоятельствах.
1. Полное сопровождение. Дефектолог принимает активное участие во всех этапах обучения: проводит занятия, составляет индивидуальные планы и наблюдает за развитием ребенка. Родители участвуют в занятиях, чтобы узнать, как взаимодействовать с ребенком дома, однако основную нагрузку несут специалисты.
Эта схема подходит детям с серьезными проблемами речи, задержкой развития ума или речи, аутизмом, тяжёлыми формами церебрального паралича и другими диагнозами, которым нужен постоянный уход специалиста.
2. Сопроводительная работа Модель предполагает обучение родителей методиками коррекции дефектологом с рекомендациями по выполнению упражнений в домашних условиях. Специалист следит за процессом, оценивает результаты и при необходимости корректирует занятия, однако основную ответственность несут родители.
Этот подход к взаимодействию подходит детям с лёгкими речевыми трудностями, задержкой развития, сенсорными нарушениями или слабой формой ДЦП. Семья должна быть готова активно принимать участие в процессе и заниматься дома.
Для ребенка с задержкой речевого развития дефектолог проводит несколько вводных занятий, демонстрируя родителям использование игровых упражнений для развития речи. Затем родители вместе с малышом выполняют задания дома ежедневно, а раз в неделю приходят на оценку прогресса и получение новых рекомендаций.
3. Консультативное сопровождение Допущение делается о том, что родители применяют советы дефектолога, проводя занятия с ребёнком лично. Периодически специалист общается с семьёй: корректирует план занятий и отвечает на вопросы, но не участвует в ежедневной работе.
Родителям детей с лёгкими расстройствами речи, минимальными задержками развития или имеющим опыт самостоятельной работы по коррекционным задачам рекомендуется проконсультироваться.
Полное сопровождение — лучший вариант для сложных ситуаций, сопроводительная работа необходима тем, кому нужна постоянная помощь, а консультации подойдут семьям, готовым брать на себя ответственность за обучение ребенка. Главным условием успеха любой модели остается тесное сотрудничество и взаимная поддержка между родителями и дефектологом.
Нет результата: кого винить?
Иногда недостаток продвижения ребёнка обусловлен действиями либо бездействием его родителей, а не оплошностями специалистов.
Недоговаривание диагноза. Иногда родители утаивают от дефектолога полные сведения о диагнозе ребенка или его поведении из-за страха перед осуждением или неприятными разговорами. Это затрудняет специалисту объективную оценку ситуации и составление подходящей программы занятий. Без точных данных дефектолог может предложить методики, которые неэффективны или даже причиняют вред ребенку.
Недостаточное участие в занятиях. Родители считают занятия дефектолога самостоятельным действием, не участвуют в процессе обучения и не повторяют упражнения дома. Ребенок применяет навыки лишь во время занятий у специалиста и не использует их вне этой ситуации.
Отказ от использования нужных средств. Для исправления иногда нужны ортопедические стельки, особые игрушки или карточки. Родители могут не покупать или не использовать их, что снижает эффективность занятий. Ребенку не хватает стимулов или помощи, и процесс коррекции замедляется.
Смена специалиста без объяснений. Родители иногда из-за первых трудностей меняют дефектолога, не давая ребёнку привыкнуть к новому специалисту и его методике. Такое поведение вызывает стресс у ребёнка и тормозит его адаптацию.
Противоречивые подходы. Разные подходы родителей и дефектолога к ребенку приводят к путанице и сопротивлению. Важно согласовать методы обучения и воспитания: родителям следует обсудить методики с дефектологом и следовать его рекомендациям для обеспечения последовательности и поддержки ребенка со стороны взрослых.
Сотрудничество родителя и дефектолога для достижения успеха.
Родители вместе с дефектологом – единая команда, стремящаяся помочь ребёнку расти и приспосабливаться. Специалисту нужно умело взаимодействовать с родителями, давая им поддержку и делая из мелких успехов важные достижения.
Давать постоянную обратную связь. Общайтесь о пройденном, трудностях и реакции ребёнка на задания. Так можно оперативно вносить изменения в программу и добиваться большей эффективности.
Родителям рекомендуется вести дневник наблюдений за ребенком, фиксируя его успехи в выполнении домашних заданий, трудности и приятные моменты. Достаточно даже простого списка из трёх вещей, которые ребенок сделал сегодня лучше, чем вчера. Заметки помогут дефектологу анализировать результаты и корректировать программу, а родителям — поддерживать мотивацию и видеть прогресс.
Поддерживать родителей. Специалист по дефектологии взаимодействует как с ребенком, так и с его семьей. Часто родители испытывают чувство вины, усталость и разочарование в случае медленного прогресса ребенка. Необходимо, чтобы специалист оказывал эмоциональную поддержку и не осуждал за допущенные ошибки.
Вместо критики за несделанные задания нужно обсуждать успехи и искать альтернативные подходы. Сохраняйте спокойный, поддерживающий тон, чтобы родителям не было страха задавать вопросы и признавать трудности. Важно подчеркивать даже малые достижения ребенка, чтобы родители видели результат своего труда и чувствовали, что их усилия дают плоды.
Достижение успеха в коррекции происходит постепенно, малыми шагами. Нужно осознавать, что даже незначительные успехи — итог совместного труда дефектолога, родителей и, разумеется, самого ребёнка.
Материалы по теме:
- 5 необычных признаков, говорящих о возможных проблемах с речью у ребёнка.
- 7 ошибок дефектолога при работе с детьми
- ТОП-5 книг для начинающего дефектолога
- Педагог делится мыслями о труде с детьми, имеющими особые потребности.