Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Часто родители детей с ограниченными возможностями здоровья надеются на то, что дефектолог справится со всеми трудностями ребенка. Однако для достижения заметных успехов семья должна активно участвовать.
Поговорили с дефектологом АкадемситиО чём говорит Ольга Гриднева о работе в паре «родитель-специалист» и пользе такого сотрудничества для ребёнка?
Роль родителей в коррекционном процессе
Работа дефектолога важна, но недостаточна. Специалист проводит с ребенком несколько часов в неделю, подбирая упражнения и объясняя их выполнение. Для заметных результатов требуется ежедневная практика. Например, на занятиях дефектолог научил ребенка правильно держать ложку, но без закрепления навыка дома эффект будет незначительным.
Часто родители пренебрегают рекомендациями по причине утомления или недооценки значимости занятий. Однако систематические тренировки, даже кратковременные, оказывают более положительный эффект, нежели редкими обращением к специалисту.
Ольга Гриднева
Специалистам нужно использовать семейно-ориентированный подход: коррекционные задачи вплетаются в обычные дела семьи. Каждое событие дня может быть использованным для обучения. Кормление, одевание, прогулки, игры — всё это становится уроком для ребенка при правильном направлении его внимания и действий.
Когда малыш учится одеваться, развит координация движений, учатся различать стороны и цвета. Простая задача — застегнуть пуговицу или молнию — становится упражнением для развития мелкой моторики и самостоятельности. Родители могут использовать эти рутинные моменты как часть обучающего процесса. А главное — это не скучные и ненужные задания, а ежедневные бытовые действия, в которых есть смысл.
В обеденное время взрослый может предложить ребенку перечислить вещи на столе, рассказать о блюдах или участвовать в сервировке стола.
Взаимодействие родителя и дефектолога по типам.
В соответствии со состоянием ребенка, диагнозом и возможностями семьи выделяют три модели взаимодействия, подходящие для различных ситуаций.
1. Полное сопровождение. Дефектолог активно участвует во всех этапах обучения, ведет занятия, создает индивидуальные программы и следит за развитием ребенка. Родители участвуют в занятиях, чтобы знать, как взаимодействовать с ребенком дома, однако основную нагрузку несет специалист.
Эта схема полезна детям с сильными нарушениями речи, замедлением психического или речевого развития, аутизмом, тяжёлыми формами ДЦП и другими состояниями, нуждающимися в постоянной поддержке специалистов.
2. Сопроводительная работа Модель предполагает обучение родителей дефектологом методами коррекции и рекомендациям по выполнению упражнений дома. Специалист контролирует процесс, проверяет результаты и вносит коррективы в занятия при необходимости, однако главную ответственность несут родители.
Этот способ взаимодействия применим для детей с нетяжелыми речевыми затруднениями, задержкой развития, сенсорными нарушениями или легкими формами ДЦП. Семья должна быть готова к активному участию в коррекции и выделению времени на занятия дома.
Например, дефектолог проводит несколько вводных занятий для ребенка с задержкой речевого развития, показывает родителям, как применять игровые упражнения для развития речи. Затем родители вместе с малышом выполняют задания дома ежедневно, а раз в неделю приходят на оценку прогресса и получение новых рекомендаций.
3. Консультативное сопровождениеПредполагается, что родители следуют рекомендациям специалиста по работе с детьми с отклонениями в развитии, занимаясь с ребенком самостоятельно. Специалист периодически общается с семьей, корректирует программу занятий и отвечает на вопросы, однако не участвует в ежедневных занятиях.
Рекомендуются консультации для детей с лёгкими речевыми проблемами, небольшими задержками развития, а также если родители имели опыт работы с ребёнком и способны выполнять коррекционные упражнения самостоятельно.
Полное сопровождение предназначено для сложных ситуаций, сопроводительная работа — для тех, кто нуждается в постоянной помощи, а консультации — для семей, готовых взять на себя основную ответственность за обучение ребёнка. В любом случае ключевым фактором успеха является тесное сотрудничество и взаимовыручка между родителями и дефектологом.
Нет результата: кого винить?
Недостаток прогресса у ребёнка может быть следствием действий или бездействия родителей, а не ошибок специалистов.
Недоговаривание диагноза. Иногда родители предоставляют дефектологу неполный диагноз ребенка или не сообщают о его особенностях поведения из-за страха осуждения или неприятных разговоров.
Недостаточное участие в занятиях. Родители считают занятия дефектолога самостоятельным занятием, не участвуют в процессе и не повторяют упражнения дома. Ребенок сопоставляет навыки лишь с определенным местом и временем, применяя их только во время занятий.
Отказ от использования нужных средств. В некоторых случаях для коррекции нужны ортопедические стельки, специальные игрушки или карточки. Если родители отказываются покупать или использовать их, это снижает эффективность занятий. Ребенок не получает нужных стимулов или поддержки, и коррекционный процесс затягивается.
Смена специалиста без объяснений.Появление затруднений может привести родителей к смене дефектолога, что мешает ребенку привыкнуть к новому специалисту и его подходу. Такая ситуация создает стресс для ребенка и замедляет адаптацию.
Противоречивые подходы. Специалист поощряет новые действия ребенка, а родители ругают за ошибки. Это приводит к путанице и сопротивлению у него. Важно установить единый подход к обучению и воспитанию. Родителям нужно обсудить методики с дефектологом и следовать его советам, чтобы ребенок видел последовательность и поддержку в действиях взрослых.
Совместная работа родителя и специалиста по коррекции речи.
Родители совместно с дефектологом образуют команду, которая объединена общим стремлением: поддержать развитие и адаптацию ребенка.
Давать постоянную обратную связь. Часто сообщайте о своих успехах, трудностях и реакции ребенка на задания. Это поможет вовремя изменять программу и получать хорошие результаты.
Предложите родителям вести дневник наблюдений за выполнением ребенком домашних заданий. Записывайте, как справляется с заданиями, какие трудности возникают и что ему нравится. Достаточно даже простого списка из трёх вещей, которые ребенок сделал сегодня лучше, чем вчера.
Заметки помогут дефектологу анализировать результаты и корректировать программу своевременно. А родителям — поддерживать мотивацию и видеть прогресс.
Поддерживать родителей.Специалист сотрудничает с ребенком и его семьей. Родители могут испытывать чувство вины, усталость и разочарование, если наблюдается медленный прогресс. Необходимо предоставить им эмоциональную поддержку и избегать осуждения за допущенные ошибки.
Вместо критики за невыполненные задания стоит обсуждать полученные результаты и возможные альтернативы. Поддерживайте спокойный и ободряющий тон общения. Это поможет родителям задавать вопросы без страха и признавать трудности. Важно отмечать даже малые успехи ребенка, чтобы родители видели плоды своего труда и чувствовали, что их усилия приносят результат.
Достижение успеха в процессе коррекции возможно благодаря постепенному продвижению. Необходимо помнить, что даже незначительные успехи – следствие кропотливого труда всех участников: дефектолога, родителей и непосредственно самого ребенка.
Материалы по теме:
- 5 скрытых признаков нарушений речи у ребёнка.
- 7 ошибок дефектолога при работе с детьми
- ТОП-5 книг для начинающего дефектолога
- «Мои ученики — мои герои»: учитель о работе с особенными детьми.