
Изображение: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Преподаватель Skyeng Диляра Кашапова перевела презентацию портала «Free Technology for Teachers». В ней опытные преподаватели рассказали о своём опыте начинающим коллегам.
Организационные моменты
1. Храните все материалы в одном месте.
Приводите рабочее место в порядок по окончании каждой смены, и следующее утро окажется более продуктивным. Проконтролируйте, чтобы доска была чистой. Пусть новый день начнется с чистого листа.
2. Приходите рано и уходите вовремя.
Не задерживайтесь слишком долго, чтобы эффективно работать. Начинайте день с важных дел: определите что действительно необходимо, и приступайте к этим задачам. Используйте бумажный и электронный календарь, чтобы не забыть даты встреч и дедлайны. Не тратьте много времени на планирование. Попробуйте установить таймер на полчаса и за это время управиться с задачей по планированию.
3. Тщательно продумывайте урок «от» и «до».
Не обращайте внимания на мелочи и всегда будьте готовы к неожиданностям. Успешное решение в одной ситуации может быть неприменимым в другой. Составьте более амбициозный план, чем можно выполнить.
Готовьте лишний материал для следующих занятий вместо того, чтобы искать способы занять учеников, если урок подходит к концу раньше запланированного времени.
備мте навчальний матеріал з запасом на випадок скасування або зміни уроку.
У такому разі зможете залучити навіть до вас невідому раніше групу учнів. Якщо використовуєте електронні ресурси, будьте готові до можливих неполадок. Комп’ютери не завжди працюють так, як потрібно, тому план Б (або навіть С) може бути дуже корисним.
Разработайте Google-форму для выяснения интересов учеников, областей, где им легко учиться, и тех, которые вызывают трудности. Соберите ответы в единый файл, чтобы глубже узнать о своих учениках.
Ведите журнал, регистрируя в нем хорошие и плохие стороны трудовой деятельности.
Взаимодействие с учениками
Невозможно знать ответ на каждый вопрос.
2. Сконцентрируйтесь на одном предмете.
Не хватайтесь сразу за всё, лучше сконцентрируйтесь на одном деле. Позднее сможете взятьсь за другие. Если будете стараться сделать два дела одновременно, рискуете не успеть завершить ничего.
3. В первую очередь думайте об учениках.
Настройтесь на взаимодействие с ними как с партнёрами. Если вы завоюете их доверие, то они будут направлять вас и подсказывать, где можно ускорить темп, а где – притормозить. Говорите им, что именно они – капитаны своего плавания под названием «учеба».
Поступайте к студентам с требовательностью, проявляя при этом уважение.
Приготовьтесь к слушанию и высказываниям своих мнений, создайте обстановку, где студенты не опасаются совершить ошибки.
Каждый ребёнок постигает знания по-своему, мыслит и запоминает информацию индивидуально.
Важно помнить о том, что нравится и не нравится ученикам. Чтобы узнать это, можно воспользоваться опросником, шаблоны которых легко найти в интернете. Полученные результаты помогут использовать эффективные техники запоминания материала во время занятий.
6. Составьте план поведения для учеников.
План поможет добиться взаимопонимания, координации и чувства единения. Не стоит включать в него правила формально, для соблюдения обязательств. Указывайте только то, что реально сможете контролировать.
7. Контактируйте со студентами, это самое важное.
Обратите внимание на всех учащихся. Часто особое внимание уделяют наиболее одарённым и отстающим, а средние показатели остаются незамеченными.
В первый день обучения не думайте о расписании.
Предоставьте учащимся ощущение принадлежности к вашему классу. В первый день важно установить атмосферу, хотя время для обучения ещё предстоит. Первую неделю посвятите общению с ними; это подарит вам более внимательных учеников. По учебной программе: пусть дети прочитают её друг другу.
Взаимодействие с коллегами
Спроси, если не знаешь; поделись опытом, если знаешь.
Спрашивайте всё, что интересно! Коллеги всегда готовы помочь с ответами на ваши вопросы. Задавать вопросы – это нормально и никак не говорит о вашей компетенции.
Ищите наставника, у кого можно учиться и о чём можно говорить. Продолжайте развиваться в профессии.
3. Не изобретайте велосипед.
Обратитесь к коллегам за помощью в составлении плана урока. Выберите самых опытных педагогов и вежливо попросите присутствовать на их занятиях. Ведите записи, задавайте вопросы, запомните их приёмы. Почувствуйте их подход к проведению занятий и внедряйте его в свою работу.
Встретьтесь с секретарём и сторожем как можно быстрее.
Эти люди обычно работают незаметно, но благодаря им налажен ход работы. Познакомьтесь с библиотекарем школы. У него всегда есть интересные идеи и материалы наготове.
Уважайте установленные в школе правила работы педагогов и не делайте поспешных заключений.
Администрация и опытные преподаватели не являются врагами. Неприятные личности есть во всех школах, будут и в вашей. Избегайте общения с ними, избегайте «нытиков» и сплетниц, так как поддержка от них отсутствует. Старайтесь не участвовать в обсуждениях слухов.
6. Будьте честным, стойким и последовательным.
Узнайте о выпускниках из первых уст, но помните, что новый учебный год начинается с чистого листа. Избегайте общения с постоянно жалующимися. Взаимодействуйте с опытными педагогами, которых вы считаете авторитетами, и интегрируйтесь в коллектив школы, но берегите себя от «педагогического выгорания». Вы начинаете труд учителя: сложный, но благодарный.
Взаимодействие с родителями
1. Узнайте больше об ученике от родителей.
Первого дня попросите родителей выполнить задание: «Опишите ребенка с помощью миллиона… или меньшего количества слов». Это эффективный способ получить информацию о положительных и отрицательных чертах характера учеников, их способах мышления и памяти. Родители обычно пишут не менее трех абзацев. Это работает в любом классе.
Говорите с родителями часто и внимательно слушайте их.
Поддерживайте корректный тон общения и грамматически верные сообщения. В первую неделю позвоните всем лично, представившись. Помимо обсуждения поведения ребёнка, помните о том, чтобы выразить положительные эмоции.
4. Обратная связь с родителями.
Преподаватели начальных и средних классов могут слать еженедельные сообщения ученикам и родителям, чтобы поддерживать связь со школой. Такой способ оповещения позволяет всем получать информацию быстро.
Забота о себе
В первый год работы возможно возникнет чувство одиночества. Вы поймёте, что многое из услышанного в институте оказывается неактуальным в практике. Практические знания получены недостаточно. Уверенность придёт спустя несколько лет.
Первый год работы может быть изнурительным, как физически, так и психологически, поэтому помните о достаточном сне.
Храните смирение, проявляйте доброту, но не перегружайтесь обязательствами и не принимайте всё близко к сердцу.
Будьте настроены оптимистично, трудитесь старательно и продолжайте учиться.
Вдохновляйте себя смехом, будьте милосердны к обучающимся и к самому себе, найдите время для раздумий. Не бойтесь посмеяться над собой. Улыбнитесь!
Оставайтесь верны себе. Сохраняйте человечность даже в профессиональной среде.
Уделяйте внимание своему благополучию. Ограничьте объём работы, которую берёте на дом. Делайте это не чаще двух-трёх раз в неделю, и избегайте работы по выходным. Не забывайте, что у вас есть жизнь за пределами школы.
Каждый день после уроков занимайтесь любимым делом. Помните, что за пределами школы у вас тоже есть жизнь. Не считайте дни до начала каникул, ведь учителя становятся не ради отдыха. Радуйтесь общению с учащимися.
Не верьте, что быть учителем значит непременно мучиться и страдать. Это не армия. Вы будете задавать себе множество вопросов, в том числе «как и когда начать?». Начните сейчас! Не бойтесь ошибок. Опытные учителя скажут вам, что порой всё идёт не по плану, но именно умение упасть и подняться являются залогом успеха настоящего педагога.