
Полина Логинова преподает изобразительное искусство уже 11 лет. советник директора по воспитаниюДелится опытом и помогает молодым учителям избежать профессионального выгорания.
«Как успевать все, что требуется, и не потерять себя?»
Вопрос от Анастасии Шкаевой, студентки педагогического университета, будущей учительницы рисования.
-
Идите по пути наименьшего сопротивления
Стремитесь организовать взаимодействие с родителями, коллективом и учениками с максимальным количеством общих точек соприкосновения.
Чтобы игра в телефон не помешала объяснению новой темы детям, найдите игру-помощник. При выполнении задачи узнайте у коллег способ ее решения и предложите выполнить ее вместе. Пообщайтесь с родителями учеников о желаемых качествах детей – это поможет привлечь ребят и заручиться поддержкой семей.
Не нравится работа в летнем лагере? Выйдите с ребятами на прогулку! Прогулка по улице Сергиева Посад, моя любимая. Это занятие — прекрасный повод пройтись по знакомым тропинкам.
-
Воспринимайте отчеты как на повод для рефлексии
В школах немало моментов, вызывающих негатив у молодых учителей: бесконечные планы и отчеты, тренинги, конкурсы. Однако при старании из этого получится ценная аналитика и повод для размышлений.
Применив данные из отчетов в своей работе, вы удивитесь, как пустые страницы обретают смысл. Превратите скучный отчет по занятости учеников в увлекательный классный час, где все расскажут о своих кружках и успехах, а староста заполнит таблицу самостоятельно. От этого получите удовольствие.
-
Делегируйте задачи ученикам
Учителю следует поручить детям часть своих обязанностей. Пусть школьники ведут документацию по урокам и мероприятиям, фото с которых нужны завучам.
Преподаватель может привлекать учеников к выполнению заданий и делиться с ними своими идеями для их реализации вместе. Это станет ценным опытом обучения для ребят. Но не нужно сразу вовлекать всех: начните с одного или двух учащихся, подбирая им задачи по интересам.
-
Уделяйте время себе
Эмоциональное состояние и внешний вид являются частью вашей профессии. Учитывайте это как профессиональную обязанность. Хороший сон, правильное питание, концерты — то, что придаст вам сил и станет хорошим примером для учеников.
-
Окружите себя комфортными вещами
Закажите пульт управления слайдами, переносной проектор, маркеры по вкусу и удобные туфли. Часть этой закупки можно оформить через завхоза. Возможно, для приобретения некоторых из этих вещей потребуется дополнительная работа или использование вашей премии, но поверьте — это того стоит.
Как организовать дисциплину и создать благоприятную обстановку на уроках?
Дмитрий Балуков, учитель истории и обществознания школы № 16 города Сергиев Посад, трудится в образовательном учреждении с 2021 года.
Создайте кодекс поведения. Определите, с чем согласны мириться, а с чем нет. Запишите это. После обсудите основные правила поведения с детьми, покажите свой список «Да» и «Нет», выслушайте их мнение. Добавьте пункт «Иногда можно» и придете к соглашению. Лучше иметь не много непоколебимых правил. Система эффективна только при постоянном соблюдении.
Соблюдайте свои возможности: если сложно контролировать выполнение договоренностей, эта инициатива обречена на провал.
В чате обсудят правила, а предложения собраны будут через сервис для опросов. Отлично, если ребята сами оформили бы «устав» как памятку или плакат.
Что побуждает учеников к обучению и выполнению домашних заданий?
Дмитрий Бойко, учитель английского языка гимназии № 5 Сергиева Посада, трудится в школе с 2021 года.
Мастер-класс «Художники и их картины» прошел с участием семей. Такой формат позволил узнать много нового и получить поддержку взрослых.
На уроке:
- Формулируйте учебные цели и задания поэтапно. и заранее продумывайте, как проверить их достижение.
Важна видимость успеха как для вас, так и для детей. Это мощно мотивирует. Обратите внимание на разницу в формулировке цели: «Развить критическое мышление» или «Найти в тексте не менее пяти фактов, которые вызывают сомнение». - Разработайте задания разной сложности.
Дети не выполняют задание не из желания этого сделать, а потому что оно кажется им или трудным, или легким. - Геймифицируйте рутинные задачи.
Поощряйте детей наклейками или другими наградами.
Дома:
- Задавайте задавать на дом как можно меньше.
В классе выполняйте основные задания, а дома предлагайте детям просматривать видеоролики по теме урока и заниматься на цифровых тренажерах. - Задавайте на дом работу в командах и парах.
Например, ученик, хорошо разбирающийся в теме, получает задание помочь товарищу по парте. При успешном выполнении задания первый и второй получают положительную оценку или подарок от учителя.
Дети могут не выполнять домашнее задание по причинам, не зависящим от них. Попытайтесь выяснить, почему у ребёнка возникли трудности. Не всегда отсутствие домашних заданий свидетельствует о низкой мотивации.
В то же время негативное подкрепление плохой оценкой снижает интерес.
Как сделать так, чтобы мнение молодого учителя ценили администрация и коллеги с большим стажем?
Вопрос задаёт Анастасия Шкаева, будущая учительница рисования из педагогического университета.
Для признания авторитета в коллективе необходимо время и постоянное демонстрирование своих компетенций. Открытость в общении, умение вести диалог и идти на компромиссы ускорят этот процесс.
- Ознакомьтесь с уставом школы и описанием должностных обязанностей.
- Ознакомьтесь с правилами поведения в образовательном учреждении.
- Поинтересуйтесь у учителей, существуют ли в школе неофициальные обычаи, которым подчиняются все.
- Определите обязанности сотрудников администрации и к кому обращаться с определенными вопросами.
- Посидите в учительской, попьешь чай и поговорите с коллегами о быту.
- Постарайтесь найти единомышленников.
- Избегайте обсуждения сплетен.
- Найдите среди учителей тех, чья деятельность вам близка. Возможно, в школе действует система наставничества — смело выберите себе руководителя.
- Не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то непонятно. Это вовсе не говорит о вашей некомпетентности. Многим преподавателям будет приятно помочь и поделиться своим опытом.
- Даже если считаете, что всё знаете, задавайте вопросы — может быть, в этом коллективе действуют свои особенности. Развивайте наблюдательность и изучайте поведение коллег, если вам трудно обращаться за информацией.
Организованная мной олимпиада по изобразительному искусству превратила гимназию в инновационную площадку для работы с талантливыми детьми.
Вопрос 5: Как справиться с собственным нетерпением и отсутствием опыта?
Дарья Сычева трудится учителем истории и обществознания в гимназии № 5 Сергиева Посада с 2020 года.
Не знать ответа на каждый вопрос нормально. Эту мысль нужно донести до учеников, чтобы на уроке ощущалось чувство успеха.
Считайте свою кажущуюся некомпетентностью новым педагогическим опытом для учеников. Если вы не сдержали эмоции, избавьтесь от стыда и попросите прощения. Если не смогли ответить на вопрос, найдите ответ вместе с детьми. Если не уверены в правильности выбора, организуйте дебаты.
Постоянное развитие и самообразование помогают бороться с неуверенностью. Подпишитесь на блоги преподавателей, которые нравятся вам, а также на информационные рассылки министерства образования и больших педагогических объединений.
Полезные Телеграм-каналы от Полины Логиновой:
Педсовет
Образование 4.0
Педагоги России
Учточка
Тренды образования
Дима Зицер
Будни завуча
Ze project
Сила Сообщества
Teach ID
Гики в кармане
Создайте информационное поле, которое будет вести вас и помогать. Помимо этого, ознакомьтесь с книгой Дуги Лемова «Мастерство учителя» — в ней изложены многочисленные приемы для любых ситуаций педагогической деятельности.