Полина Логинова, преподаватель изобразительного искусства со стажем работы одиннадцать лет, советник директора по воспитаниюДелясь своим опытом, консультирует начинающих учителей по вопросам сохранения профессиональной работоспособности на раннем этапе карьеры.

«Как успевать все, что требуется, и не потерять себя?»

Вопрос задаёт Настя Шкаева, студентка педагогического университета и будущий учитель ИЗО.

  1. Идите по пути наименьшего сопротивления

Стремитесь к максимальному количеству точек соприкосновения в отношениях с родителями, коллективом и учениками.

Дети хотят играть в телефон, а вам нужно объяснить новую тему? Найдите игру, которая поможет. Есть задача, которую нужно выполнить? Узнайте, как ее решают коллеги, предложите сделать это вместе. Поинтересуйтесь у родителей учеников, какие качества детей хотели бы они развить — так вы поймете, к чему привлечь ребят и заручитесь поддержкой их семей.

Не нравится работать в летнем лагере? Выведите детей на прогулку! Организуйте пленэр на моей любимой улице в Сергиевом Посаде.

  1. Воспринимайте отчеты как на повод для рефлексии

В школах множество факторов, вызывающих неприятие у молодых учителей: непрерывные планы и отчеты, курсы повышения квалификации, конкурсы.

Примените результаты отчетов в работе – обнаружите, как пустые бумаги наполняются смыслом. Превратите скучный отчет по занятости учащихся в классный час с рассказами о кружках и достижениях, а староста заполнит таблицу сам – получите удовольствие от процесса.

  1. Делегируйте задачи ученикам

Многое из того, что делают учителя, могут делать дети. Пусть они ведут документацию о классных часах и мероприятиях, фото для завучей.
Поручайте ученикам задания, зажигайте их идеями и реализуйте их вместе. Для ребят это уникальный образовательный опыт. Но не пытайтесь вовлечь сразу всех: начните с одного, двоих, подбирая задачи по интересам.

  1. Уделяйте время себе

Эмоциональное состояние и внешний вид — часть вашей профессии. Относитесь к этому как к профессиональной обязанности. Хороший сон, правильная еда, концерты придадут вам сил и станут хорошим примером для учеников. Это должна быть первая рекомендация молодым педагогам от психолога.

  1. Окружите себя комфортными вещами

Закажите пульт для смены слайдов презентаций, переносной проектор, маркеры по вкусу и удобную обувь. Некоторыми вещами можно воспользоваться через завхоза. Возможно, для покупки придется выполнить дополнительное задание или потратить премию, но оно того стоит.



Каким образом организовать дисциплину и сохранить работоспособную обстановку на занятиях?

Дмитрий Балуков, учитель истории и обществознания школы № 16 города Сергиева Посада, трудится в образовательном учреждении с 2021 года.

Создайте кодекс поведения, определив, с чем согласны мириться, а с чем нет. Запишите это. Обсудите основные правила с детьми, представьте им свой список «Да» и «Нет». Выслушайте их мнение. Добавьте пункт «Иногда можно» и примите совместное решение. Желательно ограничить число запретов, чтобы система работала стабильно. Будьте реалистичны в оценке своих возможностей: если постоянно следить за соблюдением правил трудно, то эта инициатива не увенчается успехом.

Правила можно обсуждать в чате, а собирать предложения — в сервисе для опросов. Хорошо бы, чтобы ребята оформили «устав» в виде памятки или плаката.



Что помогает школьникам усердно учиться и делать домашнее задание?

Дмитрий Бойко, преподаватель английского языка гимназии № 5 Сергиева Посада, трудится в школе с 2021 года.

Мастер-класс «Художники и их картины» прошел с участием ребят вместе с семьями. Такой формат позволил без напряжения получить много новой информации и заручиться родительской поддержкой.

На уроке:

  1. Формируйте мелкие задачи и цели для каждого занятия. и заранее продумывайте, как проверить их достижение.
    Важно, чтобы и вы, и дети видели свой успех. Это отлично стимулирует. Обратите внимание на разницу в формулировке цели: «Развить критическое мышление» или «Выявить в тексте не менее пяти фактов, вызывающих сомнения».
  2. Разработайте задания разной сложности.
    Дети могут не выполнять задание не из-за желания, а потому что ему кажется или слишком трудным, или слишком лёгким.
  3. Геймифицируйте рутинные задачи.
    Можете вознаграждать детей наклейками или другими призами.

Дома:

  1. Задавайте задавать на дом как можно меньше.
    В классе выполняйте основные задания, а дома дайте возможность детям посмотреть видео по теме урока и выполнить упражнения на онлайн-тренажерах.
  2. Задавайте на дом работу в командах и парах.
    Ученик, хорошо освоивший тему, помогает товарищу по парте. При успешном выполнении задания оба получают положительную оценку или награду от преподавателя.

Детям может помешать выполнение заданий по причинам, не зависящим от них. Постарайтесь выяснить, в чём кроются сложности ребенка. Отсутствие работы не всегда указывает на низкую мотивацию. Влияние негативного подкрепления, например, плохой оценкой, снижает интерес к учебе.



Вопрос 4: Как получить признание мнения молодого учителя со стороны руководства и ветеранов педагогического дела?

Вопрос от Анастасии Шкаевой, студентки педагогического университета, будущей учительницы изобразительного искусства.

В коллективе авторитет завоевывается со временем и постоянным подтверждением компетентности. Открытое общение, умение вести диалог и идти на компромиссы способствуют более быстрому достижению результата.

  1. Изучите уставы школы и положения о должностях.
  2. Изучите правила поведения в своем учебном учреждении.
  3. Спросите у учителей, существуют ли в школе неофициальные правила.
  4. Определите, кто из работников администрации отвечает за какие задачи и по каким вопросам стоит обратиться к кому-либо.
  5. Пообщайтесь с коллегами в учительской, выпив чаю.
  6. Постарайтесь найти единомышленников.
  7. Избегайте обсуждения сплетен.
  8. Встретьтесь с педагогами, чьей деятельностью вы восхищаетесь. Если в учебном заведении действует система наставничества, смело выберите для себя учителя-наставника.
  9. Не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то непонятно. Незнание – не показатель вашей некомпетентности.
  10. Считаете, что знаете, как действовать? Все равно уточните — возможны особенности работы именно в этом коллективе. Трудно задавать вопросы? Развивайте внимательность, понаблюдайте за поведением коллег.

Организованная мною Олимпиада по изобразительному искусству сделала гимназию инновационным центром для работы с талантливыми детьми.



Вопрос 5: «Как преодолеть собственную неуверенность и недостаток опыта?»

Дарья Сычева преподает историю и обществознание в гимназии № 5 города Сергиева Посада с 2020 года.

Не знать ответ на каждый вопрос нормально. Эта мысль полезна для передачи ученикам, чтобы сформировать на уроке атмосферу успеха.

Сделайте видимую некомпетентность новым образовательным опытом для учеников. Извинитесь, если не сдержали эмоции. Найдите ответ на вопрос совместно с детьми, если не смогли ответить. Устройте дебаты, если сомневаетесь в правильности выбора.

Постоянное развитие и самообразование способствуют борьбе с неуверенностью. Подписывайтесь на блоги педагогов, которые нравятся вам, а также на новостные рассылки министерства образования и больших образовательных организаций.

Полезные Телеграм-каналы от Полины Логиновой:

Педсовет
Образование 4.0
Педагоги России
Учточка
Тренды образования
Дима Зицер
Будни завуча
Ze project
Сила Сообщества
Teach ID
Гики в кармане

Создайте вокруг себя информационную среду, которая будет направлять и поддерживать вас. Читайте также книгу Дуги Лемова «Мастерство учителя» — в ней описаны многочисленные приемы для разных ситуаций в педагогической деятельности.