Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash / Рисунок: Юлия Замжицкая

Критика от руководства

Руководство может критиковать педагогов за конкретные показатели — итоги открытых уроков, результатов тестов, независимых диагностик — или выдвигать претензии без предложений по улучшению.

В любом случае поможет:

— Сохранять хладнокровие. Внимательно слушайте, сохраняя нейтральное эмоциональное состояние.

— Задавать вопросы критикующему. Чем точнее замечания, тем больше пользы от критики. Вопросы собеседника могут быть связаны с тем, что и когда выполнено, а также с впечатлением, которое оно произвело.

— Резюмировать ключевые моменты критики. Пересказать словами свои понимание, подтверждая работоспособность слуха.

Критика от коллег

Молодым специалистам нередко приходится отстаивать свою точку зрения перед старшим поколением педагогов, которое может критиковать их методы работы. В подобных ситуациях важно открыто и сразу же, аргументированно и вежливо, излагать свою позицию. При повторении ситуации целесообразно обратиться к руководству с подробным описанием произошедшего.

Чтобы справиться с критикой со стороны коллег, учителю полезно представить себя на месте критикующего. Попробуйте понять мотивы его высказывания — возможно, коллега завидует или стремится помочь.

Критика от родителей

Родители тревожатся по поводу успеваемости и оценок детей. В высказываниях родителей могут прослеживаться проблемы всей системы образования, при этом учитель рассматривается как её представитель.

Вот несколько способов эффективно справляться с подобной критикой:

Важно помнить, что это ребенок, и его потребности стоят на первом месте.

Даже если родитель ведет себя противоречиво, не позволяйте чувствам управлять вами. Сосредоточьтесь на интеллектуальном решении проблемы. Вместо спора размышляйте над решениями, устраивающими всех, и не поддавайтесь импульсивным желаниям.

Каждый человек воспринимает мир по-своему.

Воспитатели строят отношения с родителями на основе данных, предоставленных детьми. Учитель должен быть готов признавать правоту родителей, сочувствовать им при выявлении неточностей и делиться своим пониманием ситуации с осторожностью.

— Начать диалог.

Чтобы поддержать друг друга, можно сказать: «Чувствую, что ты расстроен». Потом вместе с родителями искать решение проблемы. Ребенку полезнее всего, когда взрослые действуют сообща. Если это трудно, обратитесь в администрацию.

— Попросить беспристрастную пару ушей.

В сложных диалогах с родителями полезно вовлекать сторонних лиц. К примеру, можно пригласить социального работника или сотрудника администрации. Новое лицо сумеет без предубеждений осмыслить обстановку и добавить в разговор новые идеи.

Критика от учеников

Не все считают мнение учащихся достойным внимания, но учащиеся способны к полноценной критике. По закону «Об образовании» учащийся… имеет право Как и другие участники образовательного процесса, имеет право на свободу высказываний.

Когда школьник высказывает мнение резко, возможно, стоит учитывать его возраст и переменчивость настроения. В случае грубого обращения и оскорблений следует принимать действенные меры. Нельзя игнорировать эмоциональный всплеск, это дело порядка, а не правового кодекса.

Как принять обоснованную ученическую критику:

Признавать, что ученик — личность и имеет право на неудовлетворение.

Преподаватель должен осознать, что критике подвергаются не его самого в целом, а его конкретные поступки. И не принимать обиду, если ученик выражает недовольство некорректно и переходит на личные оскорбления. Преподаватель имеет возможность обучить его этому умению.

Отстаивать противоположную точку зрения и признать правоту ученика, если его замечание справедливо.

Такое отношение не только не подточит, а даже укрепит авторитет учителя, научит и детей признавать свои ошибки, сделает их более свободными. Такой подход — часть общего умения привлекать детей на свою сторону. Сделав их участниками решения, учитель с меньшей вероятностью станет объектом ученической критики в будущем.