
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Специалистка по образованию Наталия Сченснович поделится советами о том, как привлекать родителей к школьным мероприятиям, а также обсудит целесообразность блокировки комментариев в онлайн-чат с родителями и предоставит рекомендации относительно наиболее удачных фраз для общения педагогов.
-
Для чего вам необходима родительская группа или чат?
Желаете лишь оповестить родителей о существенных сведениях или ожидаете от них обратной связи и деятельного участия в школьных мероприятиях?
Многие учителя опасаются вовлечения родителей в онлайн-общения и даже блокируют возможность оставлять комментарии в чатах, чтобы избежать дискуссий. Такое происходит из-за отсутствия навыков разрешения конфликтов и способности распознавать позитивное намерение в сообщениях родительской аудитории. Если педагог не намерен развивать это умение, то закрытие чата для комментариев и превращение его в информационный канал может оказаться более приемлемым вариантом. Вместе с тем, такой подход сопряжен с большими рисками для профессиональной репутации учителя.
-
Вовлекайте родителей в общение.
Выбрав второй вариант и желая партнерских отношений с родителями, старайтесь вывести их на диалог без директив, так как это раздражает взрослых людей и неэффективно. Учителя обычно не имеют инструментов, чтобы заставить родителей действовать по-своему.
Лучший выход — обсуждать и договариваться: интересоваться мнением родителей, давать им возможность задавать вопросы, выражать сомнения и опасения.
Например, учитель пишет в чат:
В срок до 31 января все учащиеся должны пройти регистрацию на олимпиаду по математике, ссылка приведена ниже.
Тишина в ответ логична: учитель ни о чём и не спрашивал. К тому же, не разъяснил родителям ценность этой олимпиады, её прохождение, организационные моменты. В итоге родитель, увидев сообщение от педагога, думает:
«Вам надо — вы и регистрируйте».
-
Придумайте для родительской группы/чата название.
Ищем название нестандартное, увлекательное или веселое, отличное от «Родители 7б». Можно провести голосование за наилучший вариант (см. предыдущий пункт).
-
Не общайтесь к родителям в приказном тоне.
Употребление слов «ознакомьтесь», «зарегистрируйтесь», «сделайте», «принесите» может быстро вызвать негативную реакцию. Обратите внимание на количество повелеваний в своих сообщениях и постарайтесь их сократить.
Подобное относится и к словам «Срочно!», «Важно!» и подобным. Используйте их только в исключительных случаях, когда повод действительно важен и срочен. В случае с напоминанием о рабочих тетрадях на завтрашний урок лучше подобрать другие формулировки. Иначе родители перестанут воспринимать всерьез любые сообщения в чате.
С заглавными буквами также всё так же: их следует применять лишь в редких случаях и по назначению. Заглавные буквы – это графическое отображение крика. Не кричите на родителей.
-
Не используйте манипулятивные фразы.
«Заранее спасибо» или «надеюсь на ваше понимание» – оба варианта неприемлемы для педагога, желающего сотрудничества с родителями. Первый лишает собеседника возможности возражения, второй же звучит уничижительно и манипулятивно.
Более подробную информацию о правилах поведения в интернете для педагогов и учащихся можно найти по . онлайн-конференции проекта «Другие уроки» 15 декабря состоится мастер-класс по цифровому этикету, который проведут Наталия Сченснович и директор по развитию школьных и молодежных проектов VK Сергей Марданов. Мастер-класс направлен на приятную и эффективную онлайн-коммуникацию между родителями и педагогом.
-
Демонстрируйте готовность помочь.
Мама девочки, которая забыла форму в школе, попросила учительницу помочь ее найти. Учительница посоветовала спросить в гардеробе или у уборщиц. .
Где учительница допустила ошибку? У преподавателя ведь не было шанса оставить всё и отправиться за формой.
Сразу же ясно дали маме знать о своем отказе помочь.
Если педагог был занят в этот момент, то следовало так сказать.
Сейчас у меня урок, через полтора часа будет свободно, и я узнаю, что возможно сделать.
Может быть кто-то скажет, что поиску формы учитель обязанностей не подчиняется. Но классный руководитель – представитель ребенка в школе. По этой причине родителям от него помощь полагается.
-
Взаимодействуйте между родителями и школьным руководством.
Школа часто выпускает директивы и постановления, требующие оповещения родителей. Важно не только опубликовать их в чате, но и предоставить комментарии и разъяснения.
Дорогие родители, в чат направляю документ. Прошу ознакомиться с ним, особенно с пунктами 3 и 4.
Не отправляйте сообщения администрации родительской группе без редактирования.
-
Не используйте канцеляризмы.
Этот стиль общения нравится администраторам, но для взаимодействия с родителями он неприменим. Не все взрослые разбираются в школьных сокращениях и терминах из методических рекомендаций Министерства просвещения. Поэтому, чтобы добиться от родителей участия и помощи, нужно общаться с ними простым языком.
-
Пишите коротко.
Пишите лаконично: одно сообщение – одна мысль. Первые пять слов должны привлечь читателя, иначе удержать его внимание будет сложно, даже если информация важная.
-
Структурируйте тексты и чат в целом.
Для лучшего восприятия сообщений необходимо предусмотреть структуру с началом и концом, абзацами, пунктами. В чатах уместно использовать рубрики, темы или хештеги (#олимпиада, #отметки, #каникулы), что упростит родителям навигацию по информации.