Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Специалистка по образованию Наталия Сченснович поделится советами о том, как привлекать родителей к школьным мероприятиям, а также обсудит целесообразность блокировки комментариев в онлайн-чат с родителями и предоставит рекомендации относительно наиболее удачных фраз для общения педагогов.

  1. Для чего вам необходима родительская группа или чат?

Желаете лишь оповестить родителей о существенных сведениях или ожидаете от них обратной связи и деятельного участия в школьных мероприятиях?


Многие учителя опасаются вовлечения родителей в онлайн-общения и даже блокируют возможность оставлять комментарии в чатах, чтобы избежать дискуссий. Такое происходит из-за отсутствия навыков разрешения конфликтов и способности распознавать позитивное намерение в сообщениях родительской аудитории. Если педагог не намерен развивать это умение, то закрытие чата для комментариев и превращение его в информационный канал может оказаться более приемлемым вариантом. Вместе с тем, такой подход сопряжен с большими рисками для профессиональной репутации учителя.

  1. Вовлекайте родителей в общение.

Выбрав второй вариант и желая партнерских отношений с родителями, старайтесь вывести их на диалог без директив, так как это раздражает взрослых людей и неэффективно. Учителя обычно не имеют инструментов, чтобы заставить родителей действовать по-своему.
Лучший выход — обсуждать и договариваться: интересоваться мнением родителей, давать им возможность задавать вопросы, выражать сомнения и опасения.

Например, учитель пишет в чат:

В срок до 31 января все учащиеся должны пройти регистрацию на олимпиаду по математике, ссылка приведена ниже.

Тишина в ответ логична: учитель ни о чём и не спрашивал. К тому же, не разъяснил родителям ценность этой олимпиады, её прохождение, организационные моменты. В итоге родитель, увидев сообщение от педагога, думает:

«Вам надо — вы и регистрируйте».

  1. Придумайте для родительской группы/чата название.

Ищем название нестандартное, увлекательное или веселое, отличное от «Родители 7б». Можно провести голосование за наилучший вариант (см. предыдущий пункт).

  1. Не общайтесь к родителям в приказном тоне.

Употребление слов «ознакомьтесь», «зарегистрируйтесь», «сделайте», «принесите» может быстро вызвать негативную реакцию. Обратите внимание на количество повелеваний в своих сообщениях и постарайтесь их сократить.

Подобное относится и к словам «Срочно!», «Важно!» и подобным. Используйте их только в исключительных случаях, когда повод действительно важен и срочен. В случае с напоминанием о рабочих тетрадях на завтрашний урок лучше подобрать другие формулировки. Иначе родители перестанут воспринимать всерьез любые сообщения в чате.

С заглавными буквами также всё так же: их следует применять лишь в редких случаях и по назначению. Заглавные буквы – это графическое отображение крика. Не кричите на родителей.

  1. Не используйте манипулятивные фразы.

«Заранее спасибо» или «надеюсь на ваше понимание» – оба варианта неприемлемы для педагога, желающего сотрудничества с родителями. Первый лишает собеседника возможности возражения, второй же звучит уничижительно и манипулятивно.

Более подробную информацию о правилах поведения в интернете для педагогов и учащихся можно найти по . онлайн-конференции проекта «Другие уроки» 15 декабря состоится мастер-класс по цифровому этикету, который проведут Наталия Сченснович и директор по развитию школьных и молодежных проектов VK Сергей Марданов. Мастер-класс направлен на приятную и эффективную онлайн-коммуникацию между родителями и педагогом.

  1. Демонстрируйте готовность помочь.

Мама девочки, которая забыла форму в школе, попросила учительницу помочь ее найти. Учительница посоветовала спросить в гардеробе или у уборщиц. .

Где учительница допустила ошибку? У преподавателя ведь не было шанса оставить всё и отправиться за формой.

Сразу же ясно дали маме знать о своем отказе помочь.

Если педагог был занят в этот момент, то следовало так сказать.

Сейчас у меня урок, через полтора часа будет свободно, и я узнаю, что возможно сделать.

Может быть кто-то скажет, что поиску формы учитель обязанностей не подчиняется. Но классный руководитель – представитель ребенка в школе. По этой причине родителям от него помощь полагается.

  1. Взаимодействуйте между родителями и школьным руководством.

Школа часто выпускает директивы и постановления, требующие оповещения родителей. Важно не только опубликовать их в чате, но и предоставить комментарии и разъяснения.

Дорогие родители, в чат направляю документ. Прошу ознакомиться с ним, особенно с пунктами 3 и 4.

Не отправляйте сообщения администрации родительской группе без редактирования.

  1. Не используйте канцеляризмы.

Этот стиль общения нравится администраторам, но для взаимодействия с родителями он неприменим. Не все взрослые разбираются в школьных сокращениях и терминах из методических рекомендаций Министерства просвещения. Поэтому, чтобы добиться от родителей участия и помощи, нужно общаться с ними простым языком.

  1. Пишите коротко.

Пишите лаконично: одно сообщение – одна мысль. Первые пять слов должны привлечь читателя, иначе удержать его внимание будет сложно, даже если информация важная.

  1. Структурируйте тексты и чат в целом.

Для лучшего восприятия сообщений необходимо предусмотреть структуру с началом и концом, абзацами, пунктами. В чатах уместно использовать рубрики, темы или хештеги (#олимпиада, #отметки, #каникулы), что упростит родителям навигацию по информации.