Фото: img.freepik.com


Воспитатель обязан осознавать важность игры в профессиональных функциях. Игра не должна быть просто развлечением, но частью образовательного и творческого процесса. Сотрудница лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Анна Якшина выделила 4 совета по максимальной пользе игры для ребенка.

Специалисты МГПУ провели исследования в 28 группах из 13 детских садов столицы. исследованиеИсследователи изучили отношение воспитателей к детской игре и используемые ими стратегии ее организации. Ученые оценивали условия игры по семи главным критериям.

  • пространство и оборудование;
  • время;
  • материалы;
  • косвенная поддержка педагогом;
  • участие взрослого;
  • взаимодействие детей;
  • разновозрастная игра.

Игра достигает наибольшего успеха в среде, где преподаватели признают ее образовательное значение. Иногда педагоги ведут себя как сторонние наблюдатели, довольствуясь предоставлением материалов и организации пространства.

В практике педагогов разное понимание того, чем игра отличается от «не игры». Некоторые видят в игре копирование реального мира, другие — поле для творчества и фантазии. При первом подходе дети становятся актерами в спектакле, режиссером которого выступает взрослый. Такой сценарий, хоть и кажется зрелищным, часто приводит к тому, что игра становится лишь формальным упражнением.

Когда игру рассматривают как творческий процесс, воспитатели становятся партнерами, а не организаторами. В таких условиях дети не копируют мир взрослых, но активно его интерпретируют, добавляя что-то своё. Взрослые поддерживают этот процесс, не стремясь взять инициативу в свои руки.

Как играть с детьми правильно

1. Не разрушайте игровой процесс

Участие воспитателя благоприятно при равновесии инициатив малышей и взрослого: оно своевременно вмешивается, не забирая лидерство, и уступает место в нужное время.

2. Будьте гибкими

Воспитатель эффективнее всего выступает посредником — тем, кто играя делится игровой культурой. Важно не только уметь это делать, но и быть внимательным к интересам и потребностям детей. Для этого нужна способность быстро менять роли: то участника, то наблюдателя, то помощника, или руководителя игры.

3. Снимите «костюм педагога»

Игра должна быть лишь процессом, важным для детей, а не результатом, который демонстрируют взрослые.

4. Наблюдайте

Взаимодействие воспитателя и ребенка через игру начинается с заинтересованного наблюдения. Преподавателям, стремящимся перейти от дидактической роли к партнерству, важно выделить время для освоения искусства любоваться игрой.


Материалы по теме:

  • Пять игр для подготовки детей к школе.
  • В детском саду ребенку полезно общаться, играть и проявлять инициативу.