
Воспитатель обязан осознавать важность игры в профессиональных функциях. Игра не должна быть просто развлечением, но частью образовательного и творческого процесса. Сотрудница лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Анна Якшина выделила 4 совета по максимальной пользе игры для ребенка.
Специалисты МГПУ провели исследования в 28 группах из 13 детских садов столицы. исследованиеИсследователи изучили отношение воспитателей к детской игре и используемые ими стратегии ее организации. Ученые оценивали условия игры по семи главным критериям.
- пространство и оборудование;
- время;
- материалы;
- косвенная поддержка педагогом;
- участие взрослого;
- взаимодействие детей;
- разновозрастная игра.
Игра достигает наибольшего успеха в среде, где преподаватели признают ее образовательное значение. Иногда педагоги ведут себя как сторонние наблюдатели, довольствуясь предоставлением материалов и организации пространства.
В практике педагогов разное понимание того, чем игра отличается от «не игры». Некоторые видят в игре копирование реального мира, другие — поле для творчества и фантазии. При первом подходе дети становятся актерами в спектакле, режиссером которого выступает взрослый. Такой сценарий, хоть и кажется зрелищным, часто приводит к тому, что игра становится лишь формальным упражнением.
Когда игру рассматривают как творческий процесс, воспитатели становятся партнерами, а не организаторами. В таких условиях дети не копируют мир взрослых, но активно его интерпретируют, добавляя что-то своё. Взрослые поддерживают этот процесс, не стремясь взять инициативу в свои руки.
Как играть с детьми правильно
1. Не разрушайте игровой процесс
Участие воспитателя благоприятно при равновесии инициатив малышей и взрослого: оно своевременно вмешивается, не забирая лидерство, и уступает место в нужное время.
2. Будьте гибкими
Воспитатель эффективнее всего выступает посредником — тем, кто играя делится игровой культурой. Важно не только уметь это делать, но и быть внимательным к интересам и потребностям детей. Для этого нужна способность быстро менять роли: то участника, то наблюдателя, то помощника, или руководителя игры.
3. Снимите «костюм педагога»
Игра должна быть лишь процессом, важным для детей, а не результатом, который демонстрируют взрослые.
4. Наблюдайте
Взаимодействие воспитателя и ребенка через игру начинается с заинтересованного наблюдения. Преподавателям, стремящимся перейти от дидактической роли к партнерству, важно выделить время для освоения искусства любоваться игрой.
Материалы по теме:
- Пять игр для подготовки детей к школе.
- В детском саду ребенку полезно общаться, играть и проявлять инициативу.