
Исследования показывают, что каждого второго ребенка травили в школе другие дети или учителя. По данным Агентства ЮНИСЕФ Россия занимает третье место среди стран Европы по числу детей, подвергшихся буллингу. Не редкость, когда конфликты из-за взрослых перерастают в травлю: учителя отрицают насилие, а родители его не видят. Как предотвратить токсичную атмосферу в школе? Какие отношения в семье сделают ребенка крепче? Как семья и школа объединиться против буллинга? Об этом расскажет Светлана Моторина, автор первой нон-фикшн… книги «Травить по-русски. Согласованность с родителями.»
Все идет из семьи
Травля – результат недостатка любви и опеки в семьях как у участников конфликта, так и у самих обидчиков.
Дети, рано став самостоятельными вследствие отсутствия родителей рядом или их постоянной занятости и недостаточного внимания, чаще всего превращаются в агрессоров. Экстремальным случаем являются родители-тираны. В таких условиях ребенок выбирает модель поведения, при которой он доминирует над другими. Из-за собственных травм ребенок не умеет испытывать жалость к более слабым и выражает свое доминирование только через агрессию.
В момент травли агрессоры порой совсем не размышляют о последствиях для жертвы, им руководит инстинкт и полное убеждение в своей справедливости.
Неагрессивные дети, привыкшие к слабой позиции из-за насилия дома, становятся жертвами. Им показалось, что с агрессией проще справляться, если казаться незаметными и подчиняться более сильным. Но попав в зону внимания и влияния агрессора, жертва оказывается в ловушке. Чем меньше она старается себя проявлять, тем большего подчинения жаждет нападающий, чтобы удовлетворить потребность в доминировании.
Вывод очевиден. Единственным способом предупреждения насилия в семье является любовь, безраздельное принятие и уважение к личным границам ребенка.
Хорошим примером служит история Гордона Ньюфелда, автора теории привязанности. Однажды он услышал, как его шестилетнего сына Брейдена на спортивной площадке дразнили старшие дети: «Ха-ха, хочешь в футбол играть? Глупый младенец!». Ньюфелд бросился было на защиту, но услышал, как Брейден спокойно ответил: «Нет, я не младенец. Мой папа сказал, что я футболист». Травля чужих детей не смогла уязвить мальчика, потому что ему было гораздо важнее, что о нём думает отец, авторитетный близкий человек.
Доверительные отношения между родителями и детьми как незримый купол защищают ребёнка и его самооценку. В случае же унижений с их стороны ребёнок становится ещё более уязвимым. Образуется замкнутый круг: в семье подтверждаются клейма, навязанные сверстниками или учителями, а в школе — правота родителей.
Секрет нетоксичной среды
Школа может прервать цепь насилия, если ориентирована на ребенка, признает его индивидуальность и готова к поиску решений совместно. В качестве примеров можно привести антибуллинговую хартию с прописанными ценностями и мероприятиями по их утверждению.
При написании книги «Травля: со взрослыми согласовано» выявились два критерия нетоксичной школьной атмосферы.
- Есть правила поведения и взаимоотношений.
В школе в классе установлены правила поведения, обязательные для всех. За нарушение правил предусмотрены санкции. Например, если ученик видит насилие или нарушения границ, то должен сразу сообщить об этом агрессору и учителю. Такое поведение не считается «стукачеством». - Учителя неравнодушны к детям.
Учителя проживают жизнь детей, наблюдают за ними, анализируют поступки и постоянно поддерживают присутствие. Следят за каждым этапом взаимодействия в группе. Такой метод позволяет обнаружить и предотвратить издевательства своевременно.
Вместе против буллинга
Даже при наличии замечательных учителей, определенных ценностей и правил, могут возникнуть случаи травли. В таких ситуациях важно помнить, что ни пострадавшая сторона, ни ее обидчик не смогут самостоятельно разрешить проблему, а мнение о том, что жертве нужно изменить свое поведение, является неправильным.
В детстве и даже в подростковом возрасте это почти невыполнимо: уровень рефлексии и самосознания ещё слишком мал. Попытки контролировать каждое слово и действие без понимания необходимости перемен могут сделать ребенка еще менее уверенным. Любая его попытка что-то сказать может вызвать новые нападки, образовав замкнутый круг, который может разрушить только взрослые — семья и школа.
Как поступить семье, если ребёнок подвергается травле?
Быть рядом
Родитель способен первым спасти жертву. В тяжёлое время важно, чтобы ребёнок постоянно видел поддержку родных. Только вам ребёнок может положиться в переживании случившегося. Будьте рядом.
Доверять ребенку
В сомнениях правдивости рассказа пострадавшего нет места. Услышать слова ребёнка, даже один, два, три раза усомниться — значит потерять его доверие. То же произойдет, если говорить, что все происходящее в школе — личные проблемы ребенка. Так мы прививаем ему доминирующую взрослую позицию и навсегда прерываем невидимую связь между ребёнком и родителями.
Искать решения вместе со школой
Обсудите ситуацию с учителем, школьным психологом, руководством школы. Если школа готова признать факт травли и помочь в её устранении, то выйдете на общий язык и разработаете план действий. Возможные шаги: пригласить медиатора, провести тренинг по сплочению под руководством психолога, обратиться к команде … Травли.Нет».
Как поступить школе, если ученик подвергается насилию со стороны других?
Признать проблему
Будьте честны с собой. Признайте существование преследования и осознайте, что решать эту проблему ваша задача.
Лечить группу
Издевательства — заболевание коллектива, а не личное несчастье ребёнка. Возможно, ученику требуется помощь в корректировке поведения, но это второстепенно. Главное – остановить унижения. Для этого в группе установите строгий запрет: нельзя травли и издеваться. Пролечите группу.
Вместо того, чтобы задавать вопросы типа «Зачем вы это делаете? Что он вам сделал?», объясните детям, что такое травля и как она отличается от обычных ссор или недовольства.
Предложите детям посмотреть фильмы «Чучело», «Чудо» или видеоролики, где актёры, играющие жертв, рассказывают о своих переживаниях. Попытайтесь донести до детей чувства человека, подвергающегося травле. Например, совместно с психологом продемонстрируйте подобные ситуации булли и наблюдателям: «Как бы ты себя чувствовал, если…». Для творческой терапии предложите всем вместе написать пьесу о травле и поставить её на сцене.
Зафиксировать правила
Установите правила взаимодействия в коллективе. Если таковые имеются, напоминайте о них снова, разместите их на заметном месте и регулярно повторяйте.
Сплотить коллектив
Возьмите детей на экскурсию, в кафе, в другой город. Вы увидите их вне уроков, заметите изменения в групповой динамике, посмотрите, кто с кем дружит, есть ли в классе буллинг. В неформальной обстановке проще скорректировать негативные изменения и закрепить позитивные.
Работать с агрессором и с жертвой
Ведите корректный диалог с семьями мальчика, совершающего bullying, и пострадавшего ребенка. Постарайтесь выяснить, как семейная атмосфера повлияла на поведение обоих детей. Вероятнее всего, как хулигану, так и жертве потребуется психологическая помощь. Ее нельзя предписывать законом, но по крайней мере родителям нужно ее предложить.
Чтобы предотвратить травлю дома и в школе, предлагаю посмотреть следующие фильмы:
- «Молодой Терлесс», 1966 (Германия, Франция);
- «Кэрри», 1976 (США);
- «Чучело», 1983 (Россия);
- «Клуб «Завтрак», 1985 (США);
- «Общество мертвых поэтов», 1989 (США);
- «Садист», 2001 (США, Франция, Великобритания);
- «Сердце Америки», 2002 (Канада, Германия);
- «Дрянные девчонки», 2004 (США, Канада);
- «Класс», 2007 (Эстония);
- «Все умрут, а я останусь», 2008 (Россия);
- «Впусти меня», 2010 (США, Скандинавия);
- «Школа», 2010 (Россия);
- «Школьный стрелок», 2012 (США);
- «Телекинез», 2013 (США);
- «Встреча выпускников», 2013 (Швеция);
- «Класс коррекции», 2014 (Россия);
- «13 причин почему», 2017 (США);
- «Чудо», 2017 (США).
Партнерский материал