Фото: img.freepik.com

Какие задачи решает детская литература в современном мире? Чем новые книги принципиально отличаются от произведений прошлых лет? Сменила ли воспитательная функция книг свое предназначение? Об этом рассказывает заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, руководитель авторского научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых» Екатерина Асонова.

О цели детской литературы

Детская литература помогает родителям в воспитании детей, создавая основу для построения доверительных отношений с ними и подростками. К примеру, это истории с картинками Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен про Весту Линнею, сказки Астрид Линдгрен, рассказы Виктора Драгунского или стихи Михаила Яснова.

Детская литература даёт возможность найти выражения для описания всех явлений, в особенности новых, неведомых и трудных. Ребятам нравятся произведения Аллы Беловой, Петра Сохи, Оскара Бренифье.

Подростковая литература помогает молодым людям в самоопределении и преодолевании трудных ситуаций. Она не предлагает им искусственно созданного мира, а честно рассказывает о его сложностях. С её помощью можно понять мотивы поступков и сделать собственный выбор. Об этом рассказывают повести Нины Дашевской, Евгения Рудашевского, Ларисы Романовской, Ульфа Старка, Дэвида Алмонда, Гарри Шмидта.

Творчество Гиваргизова, Яснова, Кружкова, Бородицкой, Олейникова открывает детям богатство современного языка, побуждает к эксперименту, направляет на наблюдения. Сказки и лирические зарисовки отвечают стремлению молодых людей созерцать и восхищаться окружающим миром.

Детская и подростковая литература – это руководство в мир чувств, творчества, игр и искусства: начальные попытки поэзии, внутренний труд над образом, словами и образами.

О новых трендах

Несмотря на неизменную цель детской литературы, меняющийся мир формирует новые обычаи, нормы взаимоотношений и наше понимание их.

Во-первых, это инклюзия. Не сама инвалидность или инаковость — это не главное. Важна идея инклюзии: включенности самых разных людей в социальные отношения. Современные произведения на эту тему предлагают читателю новую модель поведения. Сегодня это не обязательная награда исцелением, как в «Цветике-семицветике», не исключительные способности и победа, как в «Гадком утенке», а принятие мира таким, какой он есть, как в повести Дж. Паласио «Чудо».

Я считаю, что тема инклюзии выходит за рамки вопроса инвалидности и касается также социальных проблем неравенства, недостатка внимания и оказания поддержки людям, которые в ней нуждаются.

Во-вторых, это тема познания. Новая научно-популярная литература старается ответить на самые сложные детские вопросы: почему люди пукают? Как устроена власть? Что такое грудное вскармливание? Как сказать «нет»? Такое стремление — это помощь родителям, которые должны отвечать на детский интерес.

Детям непременно задаются вопросы о строении их тел. От ответов на эти вопросы, будь то смешки от сверстников или спокойные и нейтральные ответы родителей, зависит отношение ребенка к своему здоровью. Важно научиться спокойно говорить о своих физиологических потребностях, правильно называть части тела — это необходимо человеку, чтобы вовремя обращаться за медицинской помощью, не стыдиться своего тела и уметь с ним взаимодействовать.

Это не означает, что перестали писать книги о технике, истории. Напротив, о них пишут. Например, есть прекрасная книга об истории телефона Натальи и Василия Волковых, а также удивительные графические исторические исследования Александры Литвиной и Анны Десницкой «История старой квартиры», «История метро» и «Транссиб».

Российские авторы Ольга Громова, Ольга Колпакова, Юлия Яковлева, Эдуард Веркин и Марина Аромштам, а также многие другие, исследуют историю России и других стран, пытаясь найти слова для описания сложных событий прошлого. Переводная литература предлагает новые подходы к историческому повествованию: через предметы быта, историю моды, конкретные общественные явления.

О воспитательной функции

Взгляды на воспитание детей трансформируются, хотя некоторые принципы сохраняются неизменными. Воспитание состоит из двух составляющих: поддержка ребенка и знакомство с окружающим миром, создание безопасной среды для него. Вторая, более прагматичная сторона — привитие ребенку правил и дисциплины для его выживания в мире.

Современные издания поддерживают родителей в воспитании детей, предлагая материалы разного типа.

В детской литературе основная задача – воспитание. Даже книги, которые кажутся странными или развлекательными, как «Капитан Подштанник», при внимательном прочтении оказываются воспитательными. Потому что помогают ребенку узнать новое о себе и/или мире, а взрослому – обсудить это с ним.

Юмористические книги на темы, которые могут показаться неприятными или страшными, помогают обсудить с ребенком особенности смеховой культуры на доступном языке из его личного опыта. Откровенный разговор о физиологических темах между взрослым и ребенком важен для построения доверительных отношений.


Материалы по теме:

  • Как привлечь к чтению детей, растущих в цифровом мире? Девять рекомендаций от американских специалистов. ;
  • Каковы особенности осмысленного чтения и как его совершенствовать?
  • Путешествия по литературе — замечательный способ познакомить учеников с миром русской классики. .