Фото: img.freepik.com

Фотографии: Depositphotos. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.

Тема взаимоотношений отцов и детей – одна из вечных в литературе и кино. Подборка современных киноработ демонстрирует типичные заблуждения родителей. Ленты помогут взрослым взглянуть на себя с разных сторон, лучше понять своих близких и, возможно, избежать будущих конфликтов.

«Близкие» (2017)

Дочь с матерью вечно жалуются отцу друг на друга.

Мама: «Я знаю, что вам, наверное, не свойственны эмоции, для вас важнее сфотографироваться».

Социальная драма Ксении Зуевой рассказывает о том, как близкие люди могут стать чужими друг для друга.
Аня (Надежда Иванова), старшеклассница, сталкивается с типичными проблемами своего возраста: она не любит себя и свое тело из-за лишнего веса, ей трудно общаться с одноклассниками, в школе ей скучно, поэтому она часто пропускает уроки.

Ее мама Екатерина (Елена Чекмазова) — учитель вокала, но сдержанная в проявлении эмоций. Помимо работы ей нужно заниматься домашними делами: готовить, убирать и ухаживать за бабушкой. Усталость и напряжение Екатерины отражаются на взаимоотношениях в семье, особенно с Аней.

В семье царит напряженная атмосфера из-за неспособности матери и дочери найти общий язык. Разговоры между ними неизменно перерастают в крик, а попыток доверительного общения нет. Обе предъявляют претензии через посторонних — отца (Андрей Стоянов) и бабушку (Лариса Морозова), которые пытаются их примирить, сохраняя при этом нейтральную позицию.

Ане не хочется возвращаться домой из-за постоянных выговоров. В итоге девочка дружит с плохой компанией, влюбляется в парня и радуется, услышав от него комплимент: «Ты не жирная, ты — аппетитная».

Женщина и её дочь стремятся к взаимопониманию и любви, однако ни одна из них не желает отпустить эгоизм и попытаться понять проблемы и переживания другой. Конфликт разрушает семью, но героини остаются равнодушны: продолжают требовать, обвинять и критиковать. Лишь общее горе помогает им найти общий язык и положить конец войне. Неужели нужно было доводить всё до крайности?

«Капитан Фантастик» (2016)

Бен обучал своих детей по собственным принципам, отличающимся от общепринятых норм.

Мальчик: «Я знаком с жизнью из книг, но ничего не знаю о её реальном обличье».

Известный философ Генри Торо, автор трактата «Жизнь в лесу», прожил там два года, хотя продолжал общаться с другими людьми. В то же время Бен (Вигго Мортенсен) вместе со своей супругой (Трин Миллер) воспитало шестерых детей — троих сыновей и троих дочерей в оREGONских лесах.

Дети всю жизнь жили изолированно от мира, полностью приспособленные к выживанию в дикой природе: распознавали съедобные растения, ориентировались по звездам, шили одежду из шкур, лечили себя, но ничего не знали о правилах жизни в обществе, поскольку их единственным окружением была семья.

Первое знакомство детей с остальными людьми случается после смерти матери, когда с отцом отправится в город на похороны. Несмотря на то, что все дети отлично образованы — хорошо знают анатомию, физику, химию, философию, экономику, политику, мировую литературу и шесть языков, а также владеют боевыми искусствами, удивлением и негодованием открывают для себя новую истину: всего этого недостаточно для счастья.

Дети возражают отцу и его взглядам на воспитание. Старший сын Бодеван, пытаясь познакомиться с девушкой, предлагает ей выйти за него замуж после первого поцелуя. Она смеётся над ним. Оскорбленный парень ругается с отцом, утверждая, что тот вырастил из него урода, над которым насмехаются сверстники.

Отец, считавший, что жизнь в лесу спасет детей от проблем, вынужден признать: так он лишь усугубил их положение. Бен осознает, что ему нужно отпустить детей, пусть сами строят свою судьбу, ведь отделение от родителей – неотъемлемая часть взросления.

«Одаренная» (2017)

Мэри, которой семь лет, становится объектом разногласий между бабушкой и её отцом.

По мнению Фрэнка, ребенок должен иметь детство и обычную жизнь, друзей и развлечения.

Главную роль в фильме Марка Уэбба исполняет семилетняя Мэри (Маккенна Грейс). Вдова Марии воспитывается дядей, братом матери Фрэнком (Крис Эванс).

Для нее он оставляет науку и переезжает во Флориду, работая механиком лодок в маленьком морском городке.

Идет Мэри в школу, как выясняется, обладает невероятными математическими способностями — малышка решает университетские задачи. Предлагают ей стипендию в частной школе для одаренных детей, но Фрэнк отказывается: хочет, чтобы у девочки было нормальное детство.

Бабушка Мэри и мама Фрэнка, Эвелин (Линдси Дункан), узнают об этом. Бывшая математиком, она мечтала решить уравнение Навье-Стокса, но не смогла. Как и ее дочь, мать Мэри, которая после много лет безуспешных попыток решить это уравнение совершила самоубийство. Эвелин уверена, что внучка унаследовала математические способности матери и должна получить хорошее образование. Фрэнк же боится, что Мэри повторит судьбу сестры, и родственники начинают судиться за опеку над малышкой.

Девочка оказалась в сложной ситуации, ей нужно выбрать между бабушкой и Фрэнком, которого она воспринимает как отца. Смогут ли мать и сын преодолеть свои страхи, эгоизм и найти решение, которое сделает счастливым человека, который им обоим дорог?

«Хороший мальчик» (2016)

Мальчик мечтает о том, чтобы его папа казался ему отважным и сильным.

Отец: «Сам себя понять непросто, а понимать других желаешь».

Комедия Оксаны Карас рассказывает о мальчике (Семен Трескунов), который стыдится своего отца (Константин Хабенский). Отца Коли считают странным: он работает дома, торгует по телефону БАДами и постоянно дает семье советы по здоровому питанию. Коля и его отец часто спорят, пытаясь доказать друг другу свою умность.

Однажды отец, прочитав множество исследований, объявил о переходе семьи на космический режим: 36 часов бодрствования и 12 часов сна. Отец уверен, что это единственно верный режим для человека, и в первую же ночь заставил семью заниматься ремонтом, чтобы не уснуть. Коле всё это не нравится. Он считает отца безумным и пытается его переубедить, но тщетно.

В разговоре с директором своей школы Дроновым (Михаил Ефремов), учившимся с его отцом, Коля узнает, что папа всегда был «с приветом». Директор потешается над ним, вспоминает, как его дразнили Бзданагогой. Коле нравится директор — он желает, чтобы тот стал его отцом. На папу же мальчик злится, стыдится его и тоже называет Бзданагогой.

Отец раним, ведь желает сыну стать достойным человеком. В итоге Коля понимает, что это самое сложное, но и самое важное. И что папа именно такой – хороший, всегда на его стороне. Коля начинает ему доверять, а отец замечает, что сын повзрослел и с ним нужно разговаривать как ровным с ровным, без нравоучений — просто от сердца к сердцу.

«Женщины ХХ века» (2016)

Мама говорила, что лучший способ познать мир — это испытать разбитое сердце.

Комедийно-драматический фильм американского режиссёра Майка Миллса частично является его автобиографией, отражающей воспоминания о юности.

Пятидесятипятилетняя Доротея Филдс, мать-одиночка, проживает в старом доме Санта-Барбары и воспитывает пятнадцатилетнего сына Джейми. Чтобы дополнительно зарабатывать, она сдает комнаты бунтарке-фотографу Эбби и бывшему хиппи Уильяму. В доме часто бывает семнадцатилетняя Джули, подруга Джейми.

Мама стремится быть современной, но сыну ей сложно понять. Джейми неприятно осознавать, что его личность формируется под влиянием 55-летней женщины. Сам он считает Доротею старой из-за большой разницы в возрасте — 40 лет. Если внешне ей удаётся выглядеть модной и современной, то внутренне — нет. Подросток слушает панк-рок, а мама реагирует на это так: «Ведь они знают, что не умеют играть, верно?»

Доротея не пытается подчинить сына своей воле: она осознает, что ему необходимо присутствие отца и общение с людьми, разбирающимися в молодежной жизни лучше неё. По её мнению, дать сыну правильное представление о том, что значит быть настоящим мужчиной, она не способна, поэтому обращается за советами к Эбби и Джули.

Вначале Джейми недоволен матерью из-за её поиска помощи в его воспитании, но в конце концов становится тем мужчиной, которого Доротея всегда желала видеть в нём — примерным отцом, мужем и сыном, с теплотой вспоминающим о своей матери.