Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Какие направления наблюдаются в современном обучении?
  • В чём смысл преподавания информатики с примерами из реальности?
  • Как технологии влияют на будущее образования
  • Каковы принципы работы современного учителя информатики?

Последние годы принесли повышение уровня технологичности в сфере образования.

Алексей Гущин, педагог, финалист конкурса «Учитель года Москвы» и участник «Кадрового резерва» Яндекс Учебника, поделился мнением о трендах в образовании и способах заинтересовать учащихся информатикой.

Алексей всегда стремился к профессии учителя. В колледже ему выпало счастье познакомиться с замечательным наставником и заинтересоваться информатикой. С тех пор восемь лет Алексей преподает в специализированных (IT- и инженерных) классах, а также в общеобразовательных. Общее число его учеников приблизительно 220 человек.

Какие тренды характерны для современного образования?

За время работы Алексей заметил, как прогресс изменяет образование, и выделил четыре технологии, использующие сегодня в своей деятельности.

Онлайн-обучение. Педагоги используют компьютеры, планшеты и телефоны для проведения дистанционных занятий. Такой формат подходит для обучения профессиям, где это возможно: разработчику, аналитику, дизайнеру, маркетологу и специалисту по информационной безопасности. В архитектуре или медицине передача знаний и навыков требует больше практической подготовки очно.

Мобильное обучение. Обучение доступно в любое время и со скоростью, которую установит учащийся. Среди его преимуществ – персонализация, краткие изложения материала и геймификация. Например, на Duolingo для изучения языков и Sololearn для программирования есть встроенные мотиваторы, которые помогают не сдаваться и продолжать учиться.

Визуализация данных с помощью инфографики. Для представления большого объема сложной информации требуется простой, понятный и наглядный формат, такой как графики, диаграммы, текст, изображения и другие визуальные элементы. Яркие цвета и интересные шрифты ускоряют восприятие основных идей.

В Piktochart есть встроенный ИИ, который по запросу может найти информацию, структурировать её и разместить на листе. Сервис удобен, но платный, поэтому учителя получают важные фрагменты из бесплатной нейросети и просят ИИ сократить и разделить их на смысловые блоки.

В метапредметной олимпиаде «Московский учитель» я столкнулся с задачей, которую не смог сразу понять из-за большого объема текста и цифр. Дело не в сложности самой задачи, а в её подаче. Для детей разобраться в условиях задания, роли пользователя и порядке ввода данных может быть еще труднее. Инфографика могла бы облегчить восприятие деталей.

Алексей Гущин

Искусственный интеллект. Содействует определению общего курса занятий, выработке увлекательных подходов и задач, которые педагог не всегда способен разработать самостоятельно.

Преподаватели применяют две нейросети, которые взаимодействуют между собой. Одна — YandexGPT. Новые обновления существенно повысили скорость и точность работы по сравнению с ранними версиями. С помощью YandexGPT педагоги разрабатывают индивидуальные планы занятий и автоматизируют рутинные задачи. А изображения создаются в Шедевруме.

Нейросеть чаще всего пригодится для поиска вдохновения и создания структуры заданий. Например, ИИ может помочь составить тест по основам алгебры и логики. Для этого достаточно написать запрос, ознакомиться с результатом, внести правки и распечатать тестовый материал. Это оперативно, а еще непредсказуемо для учеников — ответы на такие вопросы найти невозможно.

Дети формулируют различные запросы в зависимости от задач. Например, с помощью ИИ-помощника в классе изучают Python и C++. Однако учитель не всегда доступен, поэтому важно научить их составлять запросы для самостоятельной работы и получения верного ответа. Языки программирования, как и иностранные, требуют постоянной практики и участия.

Искусственный интеллект не заменяет домашние задания.
Если ребенок пытается скопировать ответы ИИ, то может не получить точные решения. Поэтому учитель должен задавать дополнительные вопросы: «Что здесь написано?», «Что означает эта строчка в коде, как она работает и где взаимосвязь?» Это помогает детям использовать нейросеть разумно.

До появления интернета люди получали знания в школе, потому что других источников не было. Цифровизация и онлайн-обучение позволяют находить информацию моментально, создавая иллюзию того, что обучение не так важно, поскольку многое можно найти в интернете или с помощью нейросети. По этой причине даже с цифровизацией, онлайн-обучением и искусственным интеллектом мы не двигаемся вперед.

Алексей Гущин

Важно сотрудничать с родителями и педагогами. Педагоги относятся к нейросетям с опаской, считая их средством списывать готовые задания. Особенно это характерно для учителей русского языка и литературы.
Colleagues почему-то считают, что ИИ дает детям возможность написать сочинение без особых усилий. Это не так.

В рамках акции «Урок цифры» рассказывалось школьникам о промт-инжиниринге и применении нейросетей. Старшеклассники поделились, что не используют GPT для списывания, так как текст, созданный языковой моделью, выглядит неестественно. Вместо этого они применяют ее для генерации идей при творческом застое или определении общей структуры работы. Такое использование технологии является верным.

Алексей Гущин

Значение наглядных примеров в обучении информатике.

Задачи, разработанные для определённых учеников, способствуют более глубокому освоению учебного материала. Индивидуальный подход и практическая направленность позволяют применять полученные знания в повседневной жизни. Такой формат обучения соответствует потребностям детей.

В последнее время изучали функцию Split для работы с данными и подстроками в таблицах. Ученица принесла документы из «Госуслуг» и на примере заявления на ОГЭ продемонстрировали, как данные оказываются на разных строчках. Этот пример был релевантен всем ученикам, так как касался их непосредственного опыта.

Алексей Гущин

Важно демонстрировать детям практическое применение знаний. Например, Face ID в телефоне – это тоже информатика. Но если начинать объяснять работу датчиков, то дети быстро потеряют интерес из-за сложности. Лучше использовать простые примеры из жизни. Например, можно рассказать о домофоне – он работает как компьютерная программа. Код номера квартиры переходит в сигнал, который отправляется в устройство и открывает дверь только приглашенным лицам.

Чтобы нагляднее продемонстрировать важность безопасности, можно привести пример с PIN-кодом банковской карты, куда родители отправляют деньги. Спросите детей, какой код они выбрали, и объясните им его значение. Например, если код начинается с нуля, это небезопасно, ведь злоумышленники часто начинают именно с него при попытке взлома. Дети поймут, что лучше всего выбирать случайную цифру и избегать последовательностей.

Эти примеры помогают ученикам понять, что информатика присутствует везде, даже в обыденных предметах.

Один из учеников учился в девятом классе. Его нельзя было назвать прилежным: прогуливал уроки, отставал по учебе, хамил учителям и одноклассникам. Уважал меня и взамен на мое внимание попросил не трогать его. Так продолжалось полгода, пока мы не начали изучать верстку сайтов на HTML, что оказалось для него актуально. Дело в том, что он хотел создать сайт для продажи кроссовок. В результате он вовлечся и начал развиваться в информатике. Его работы не были идеальными, но это было для него большим достижением.

Алексей Гущин

Важно, чтобы ученики получали не только результаты экзамена по информатике, но и практические знания. Современные сервисы предлагают встроенные системы тестирования и задачи, основанные на реальных примерах. Один из таких сервисов — Яндекс Учебник. В нем есть урок об IP-подключениях, где с помощью визуализации объясняется взаимодействие кабелей по всему миру.

Как технологии влияют на будущее образования

Технологические компании сотрудничают со школами в создании программ обучения. На платформах «Московская электронная школа» и «Российская электронная школа» возможно проведение уроков дистанционно, а также применение адаптированных для этого формата учебных материалов.

Большие технологические компании считают себя специалистами в цифровом мире и оказывают помощь педагогам видеоуроками, сценариями занятий, виртуальными лабораториями. Разрабатывают и адаптированные по функциональности официальные учебные пособия. Также сотрудничают с образовательными организациями по проекту «Урок цифры». Московским школьникам в рамках предпрофессионального образования «ИТ-класс в московской школе» доступен «День в ИТ-компании».

Педагоги оснащаются средствами для интереса учащихся к дисциплинам и мотивации на поступление в технические высшие учебные заведения.

Один из моих учеников, будучи в 10 классе, погрузился в дизайн и мечтал стать графическим дизайнером. Его увлечение достигло такой степени, что учеба отошла на второй план, и экзамен по информатике остался не сданным. Однако это не сломило его стремления; он осознавал свои таланты и понимал, на чём нужно сосредоточиться.

В настоящее время ему удаётся учиться в колледже, осваивать веб-дизайн и разработку. В этой области его уже ценят, он побеждает на чемпионатах. Подобное современное образование помогает детям достигать целей.

Алексей Гущин

Современный учитель информатики руководствуется какими принципами?

Эффективность цифровизации достижима только при умелом использовании ее результатов. Современный учитель должен распознавать потенциал развития, предвидеть опасности и наставлять учеников в правильном отношении к ИИ. Вот три принципа обучения, которыми следует руководствоваться Алексею:

  • ПрозрачностьУчитель всегда разъясняет ученикам, что происходит в процессе обучения, куда направлено движение знаний и зачем изучаются те или иные предметы.
  • ОткрытостьПреподаватель должен быть готов к общению, когда учащийся приходит и рассказывает о своих знаниях. Это особенно актуально в информатике, которая развивается так быстро, что даже взрослым трудно следить за новинками. В подобных случаях не стоит отталкивать или пренебрегать помощью со стороны учеников.
  • Понимание сути образования. Развитие детей выходит за рамки школьной среды. Доступ к онлайн- и офлайн-пространствам также оказывает влияние. Необходимо помнить, что ребенок учится не ради оценок, а для накопления ценных знаний и навыков, необходимых для конкурентоспособности. Конечно, нужно помочь ученику подготовиться к экзаменам. Однако в конечном итоге ему предстоит войти в социум, где учителя и родители будут отсутствовать. Важно, чтобы выпускник не потерялся во взрослой жизни.
Человека можно считать всесторонне развитым, если в общении с подобным ему человеком сможет построить основу совместной деятельности без руководства педагога.

Алексей Гущин