Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Дети развиваются в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Для этого создается специальная образовательная среда, с которой малыши могут самостоятельно взаимодействовать: учиться соотносить различные предметы и явления, укреплять физическое здоровье и получать жизненный опыт. Но неправильно обустроенное пространство, например, нарушенная эстетическая гармония или слишком жесткое зонирование, может стать препятствием для проявления индивидуальных способностей ребенка.
В редакции Педсовета выяснили, какая среда обеспечивает для малышей равные возможности развития. Как её создать, объяснила Марина Махнёва, монтессори-гид класса 3–6 лет семейного клуба « ». Большие люди» в Воронеже.
Особенности предметно-развивающей среды в детском саду по требованиям ФГОС.
Предметно-развивающая среда — это пространство, которое способствует развитию, обучению и укреплению здоровья детей. В требованиях ФГОС указано, что она должна быть насыщенной содержанием, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Содержательно-насыщенная и вариативная. В такой обстановке дети с легкостью играют, учатся, занимаются творчеством, активно двигаются и уединяются.
Чтобы сохранить интерес и активность, нужно раз в две недели обновлять среду: менять материалы, переставлять игрушки или добавлять что-то новое.
Трансформируемая и полифункциональная. Это пространство легко перестраивать и настраивать под нужды детей и образовательные цели. Для этого применяют мягкие модули, ширмы, занавески, лёгкие скамейки и мебель из блоков. Например, игровой уголок можно оформлять в различных тематиках: «Магазин», «Больница», «Ресторан». Ширма может служить разделителем зон или фоном для презентации поделок или рисунков.
Доступная. Лучше всего игрушки, книги и творческие материалы хранить на доступных полках и в контейнерах.
Безопасная.Посуду и мебель следует изготавливать из экологичных материалов, избегая острых краёв и деталей.
В системе Монтессори среда развития детей называется подготовленной. Мария Монтессори установила, что каждый ребенок обладает внутренним учителем, способствующим адаптации в мире. Благодаря ему ребенок может научиться всему самостоятельно, если взрослый не станет преградой и создаст для этого подходящие условия.
Порядок в окружающей среде важен для ребенка: малыш знает место каждого предмета, может взять его, использовать и вернуть на место. Это касается и игрушек, и обычных вещей. Например, веник и совок удобны ребенку, если лежат под рукой. Тряпочка для протирания стола после рисования должна быть маленькой, чтобы удобно было ею пользоваться. Так ребенок освоит больше действий без помощи взрослого, развивая самостоятельность, независимость и уверенность в себе.
Марина Махнёва
Организация зон в детском саду: эффективные решения по делению пространства
Чтобы дети самостоятельно распоряжались свободным временем, пространство должно побуждать к независимым занятиям, обладать гибкостью и легко преобразовываться для разных целей. Для этого применяют зонирование.
В каждом участке группы отвечают за отдельный аспект развития малышей: общение с окружающим миром, познание мира, речь, творчество и физическое развитие. Давайте рассмотрим, какие зоны обычно присутствуют в планировке группы.
Центр игры. Здесь дети развивают воображение, речь, навыки общения и усваивают общественные нормы. Например, игра в «Магазин» предполагает договоренности: кто будет продавцом, а кто покупателем, какие товары доступны и их стоимость. Покупатели часто включают фантазию, придумывают истории своих персонажей и рассказывают о том, зачем им нужен предмет.
Центр книги. В зоне группового и самостоятельного чтения дети могут брать книги, рассматривать и читать их. Потому стеллажи и полки должны быть доступны и не очень высокими.
Центр уединения. Часто объединяют с зоной тишины, где принято соблюдать спокойствие для читающих. При достаточном пространстве группу выделяют отдельным местом: шатром, палаткой или укромным угольком с ширмой.
Центр исследований. В нём собраны инструменты для развития математических и сенсорных способностей, которые стимулируют любопытство и побуждают изучать окружающий мир через эксперименты. Дети играют с песком и водой, наблюдают за растительностью или рассматривают предметы под микроскопом.
Центр конструирования. Место, где дети создают башни, машины, города, реализуя идеи при помощи конструкторов.
Центр творчества. Здесь дети занимаются рисованием, лепкой из пластилина, раскрашиванием картинок, созданием аппликаций из бумаги и природных элементов — листьев, камней, шишек и веточек.
Центр двигательной активности.Дети в этом уголке весело играют, совершенствуя крупные моторные навыки, ловкость и подвижность. Здесь воздвигают небольшие шведские стенки, развешивают скакалки и обручи, расставляют мячи разных размеров.
Для комфортного пребывания детей и эффективной работы воспитателей необходимо правильно разделить центры, обеспечив безопасность и исключив помехи между группами малышей.
- Мебель С помощью ширм, мягких модулей и стеллажей можно оформить границы зоны активности, а на полках расположить контейнеры и коробки с материалами. Мебель на колесах позволит изменять границы зоны и перемещать её в другое место.
- Цветовой акцент Ковры, напольные покрытия и стены способны зрительно разграничивать зоны. Для центра, предназначенного для уединения, чтения и творчества, подходят мягкие пастельные тона, а для игровой и активной зоны — яркие.
Когда малыши могут изменять пространство под свои нужды, выбирать деятельность и место её проведения, формируется их адекватная самооценка, инициативность и самостоятельность.
В системе Монтессори большое значение придаётся внешнему виду пространства. Оно должно быть красивым и светлым. Такое помещение напоминает скандинавский стиль интерьера, где просторно и нет визуального перегружения. Цвет стен обычно нейтральный, чтобы не отвлекать детей во время занятий.
Это не означает, что группа должна выглядеть скучно. Например, стены украшены репродукциями работ известных художников. Всего четыре комплекта картин — на каждый сезон. Жанры разнообразны: портреты, пейзажи и натюрморты. У каждой картины есть карточка с информацией — именем автора и названием.
Марина Махнёва
Игрушки для разных возрастных групп.
Игрушки для обучения и творчества должны подходить по возрасту детей в группе. Например, двух-трехлетнему ребёнку сложно собирать конструктор с мелкими деталями из-за недостаточно развитой мелкой моторики. Это также может быть опасно, если малыш попытается проглотить или запихать в нос пластиковую или металлическую детальку. Рассмотрим, какие игрушки подойдут для младших, средних и старших групп ДОУ.
Мы внушаем детям, что всё вокруг общее, поэтому каждый обязан заботиться о вещах и пространстве. Воспитатель не убирает за ними. Например, если кто-то испачкал стол, тот и моет его. В зависимости от возраста дети выполняют это по-разному. Например, трёхлетний малыш может протирать даже чистую поверхность просто потому, что ему нравится это делать.
Марина Махнёва
Чек-лист «Как организовать предметно-развивающую среду в ДОУ»
Сложим итог: территория детского сада должна побуждать малышей быть независимыми, ответственными, деятельными, а также приносить им уют и защищённость. Вот что поможет создать подобную обстановку в помещении группы.
Чек-лист «Как организовать предметно-развивающую среду в ДОУ»
В устроенной верно обстановке ребёнок с удовольствием узнает о мире и учится.