
Содержание:
- Разработка метапредметных тестов для «Творческой сессии»
- Применение ИИ для составления тестов.
- Преимущества использования искусственного интеллекта в образовательных инициативах.
Взгляды, изложенные в этой статье, принадлежат автору и могут отличаться от позиции редакции «Педсовета».
Предлагаю коллегам ознакомиться с методической разработкой, подходящей для организации внеклассного занятия. Расскажу также о процессе создания метапредметного квиза с помощью искусственного интеллекта.
Разработка метапредметных тестов для «Творческой сессии».
В нашей гимназии недавно состоялась «Творческая сессия», на которой восьмиклассники создавали собственные квизы.
В течение трёх дней проходило мероприятие, состоящее из следующих стадий.
- День 1. Ученики класса разделились на четыре команды и разрабатывали собственные метапредметные квизы. Самостоятельно выбирали темы и предметы, определяли тематические блоки и вопросы для каждого квиза. Также оформляли его в форме презентации, добавляя картинки. Структура квиза была единой — пять блоков по пять вопросов из разных областей, потому что это был метапредметный проект.
- День 2. В классах ученики проводили друг для друга квизы, организовывая игровые занятия и проверяя созданные разработки. После этого в каждом классе определялся самый удачный квиз.
- День 3. Заключительный этап прошел в актовом зале школы. Лучшие команды из восьмого класса устраивали блицтурниры для команд других классов, состязаясь за звание создателей лучшего межпредметного квиза.
Проект кажется мне интересным. Формат развития знаний в разных областях плюс помощь в развитии навыков общения и работы в команде среди учеников – это хорошо.
Я организовала для своего класса мероприятие, где учащиеся разрабатывали квизы. Обратила внимание, что ребята при поиске информации в сети всё ещё применяют привычный метод, из-за чего уделяли этому много времени.
Чтобы найти материалы и составить вопросы для квизов, использовались поисковые системы, например, Google и Яндекс. Иллюстрации находили в интернете. Такой процесс был весьма трудоемким.
Применение ИИ для составления тестов.
Создать метапредметный квиз можно за несколько минут при помощи искусственного интеллекта. После творческой сессии я продемонстрировала ученикам собранный за пять минут квиз. Ребята с удовольствием отвечали на вопросы.
Далее расскажу о технологии создания квизов с помощью искусственного интеллекта.
В поиске Telegram введите «ChatGPT». Появится несколько вариантов чатов; выберите тот, у которого значок напоминает леденец, а основным цветом является розовый.
Предложите ИИ несколько вариантов названий метапредметного квиза. Помните спросить, для какого класса. Искусственный интеллект дал мне несколько предложений для учеников восьмого класса.
- «Путешествие по времени и пространству»;
- «Мир знаний: от чисел до историй»;
- «Открытия и приключения: кроссворд знаний»;
- «Научное путешествие: от Земли до космоса»;
- «Глобальное исследование: факты и цифры»;
- «Карта знаний: пересечение наук»;
- Математика, история и география — темы кроссворда.
- «Мозаика знаний: от природы до культуры».
Название «Мозаика знаний» мне понравилось, оно подходит для квиза, где проверяют знания по различным дисциплинам.
- Сформулируйте для чата GPT четкие вопросы по каждому учебному предмету. Примерно так я сформулировала задания по литературе о М.Ю. Лермонтове и его творчестве, предложив 4 варианта ответа. В конце указала правильный ответ. Потом собранные таким образом тесты из пяти тематических блоков: литература, английский язык, география, физика, плюс блок про машины, потому что это нравится ребятам.
- Дополните квиз иллюстрациями. Этот шаг не обязателен. Я, к примеру, использовала нейросеть Stable Diffusion для создания портрета М. Ю. Лермонтова.
Вот результат моей работы: пример готового метапредметного квиза «Мозаика знаний» для учащихся восьмого класса.
Блок 1. Литература:
Когда родился Михаил Юрьевич Лермонтов?
а) 1805
б) 1814
в) 1825
г) 1830
Какой роман Лермонтова признают первым русским психологическим произведением?
а) «Демон»
б) «Мцыри»
в) «Герой нашего времени»
г) «Боярин Орша»
Три стихотворения приведены ниже. Укажите, какое из них написано М.Ю. Лермонтовым.
а) «Я помню чудное мгновенье…»
б) «Люблю отчизну я, но странною любовью…»
в) «Лениво дышит полдень мглистый…»
г) «Я вас любил: любовь еще, быть может…»
Где на Кавказе Лермонтов получил смертельное ранение во время дуэли?
а) Кисловодск
б) Минеральные Воды
в) Пятигорск
г) Железноводск
Что из произведений Лермонтова повествует о детстве и юности поэта?
а) «Измаил-Бей»
б) «Юнкер»
в) «Детство»
г) «Сашка»
Блок 2. Английский язык:
6. Что подразумевается под идиомой «let the cat out of the bag»?
а) Выпустить агрессию
б) Вызвать хаос
в) Раскрыть секрет
г) Подарить домашнее животное
7. Что означает идиома «elephant in the room»?
а) Огромная проблема, которую все игнорируют
б) Очень шумное событие
в) Необычная ситуация
г) Большая вечеринка
Что значит пословица «субботняя ночь»?
а) Особенная программа на телевидении по субботам
б) Недорогое и ненадежное огнестрельное оружие
в) Специальное блюдо в ресторане
г) Вечеринка, проводимая только по субботам
Как часто выражение «раз в сто лет»?
а) Очень часто
б) Очень редко
в) Каждое полнолуние
г) На счастье
10. Что значит идиома «costs an arm and a leg»?
а) Очень популярно
б) Очень дорого
в) Очень сложно
г) Очень быстро
Блок 3. География:
Какой самый крупный океан на планете?
а) Атлантический океан
б) Индийский океан
в) Тихий океан
г) Южный океан
На каком материке нет людей, проживающих постоянно?
а) Европа
б) Австралия
в) Антарктида
г) Южная Америка
Где расположена пустыня Сахара?
а) Египет
б) Алжир
в) Мали
г) Марокко
В каком городе расположена столица Австралии из представленных вариантов?
а) Сидней
б) Мельбурн
в) Канберра
г) Брисбен
Какие из перечисленных стран находятся целиком на территории ЮАР?
а) Зимбабве
б) Свазиленд
в) Лесото
г) Ботсвана
Блок 4. Про машины:
В какой стране основана компания Ferrari?
а) Испания
б) Франция
в) Италия
г) Германия
Какой автомобиль получил статус первого серийно выпускаемого автомобиля, где применялось конвейерное производство?
а) Ford Model T
б) Mercedes-Benz 300 SL
в) Volkswagen Beetle
г) Fiat 500
Какой автомобиль славится крыльями, напоминающими крылья чайки?
а) Chevrolet Corvette
б) Mercedes-Benz 300 SL
в) Aston Martin DB5
г) Porsche 911
Какой автомобиль имеет логотип в виде гаечного ключа, окружающего лавровый венок?
а) Lamborghini
б) Alfa Romeo
в) Cadillac
г) Maserati
В каком автомобильном бренде появился автомобиль модели «Мустанг» в 1960-х годах?
а) Dodge
б) Ford
в) Chevrolet
г) Pontiac
Блок 5. Физика:
Почему после дождя образуется радуга?
а) Рефракция
б) Дифракция
в) Рефлексия
г) Поляризация
С каким свойством жидкости связано то, что водомерки могут двигаться по её поверхности, не тону?
а) Вязкость
б) Поверхностное натяжение
в) Капиллярность
г) Плотность
а) Эффект Доплера
б) Преломление
в) Эффект Комптона
г) Интерференция
Что за закон управляет уменьшением размера воздушного шарика при понижении температуры?
а) Закон Архимеда
б) Закон Бойля — Мариотта
в) Закон Ома
г) Закон Гей-Люссака
Почему лёд скользит?
а) Дифракция света
б) Низкая теплопроводность
в) Трение
г) Плавление от давления
Квиз включает пять блоков с пятью вопросами каждый, итого двадцать пять вопросов.
Применение искусственного интеллекта в образовательных проектах имеет ряд преимуществ.
Искусственный интеллект ускоряет создание качественных материалов и генерирует массу вариантов вопросов для последующего отбора самых интересных.
«Творческая сессия» стала настоящим взрывом идей и продемонстрировала эффективность метапредметного подхода в образовании. Работа с искусственным интеллектом обучает учеников применять актуальные инструменты для изучения.