
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Просветитель и публицист, автор telegram-канала «Учимся учить иначеСветлана Моторина предлагает сценарий урока, где учащиеся определят правила для класса и узнают, как их придерживаться.
Предложите учащимся вспомнить и назвать сообщества, где им комфортно, безопасно и где они чувствуют себя частью целого. К примеру: дом, спортивная секция, кружки, лагерь и так далее.
Раздайте учащимся по 3-4 стикеров и попросите записать признаки, которые делают эти сообщества комфортными, безопасными и дающими чувство принадлежности.
- «Там у каждого есть голос».
- Я ощущаю, что моё высказывание и размышления имеют вес.
- «Там я каждого знаю».
- В том месте всё об моём знает и принимает меня.
- «Там очень понятные правила».
- «Там никто не нарушает границ другого».
Поделите класс на группы от четырех до пяти учеников и воспользуйтесь любым методом, позволяющим детям представить свои идеи.
Попросите ребят сгруппировать характеристики и назвать полученные группы. Затем попросите написать названия групп и характеристики на плакат.
Список обычно включает 5–10 признаков. При большой длине (более 10) целесообразно применить метод коллективного решения — Spend a Buck или Talking Chips — каждый излагает своё мнение, после чего все голосуют.
5. Повесьте получившиеся плакаты на стены.
Раздайте каждому ученику 5-6 стикеров. Попросите детей приклеить их рядом с характеристиками, которые кажутся им важными. Предоставьте достаточно времени для размышлений.
Выберите 6–7 признаков, получивших наибольшее число голосов, и разместите их на плакате.
Для наглядности покажите классу пример воплощения характеристики в поступках.
Пример: «Там никто не нарушает границ другого» — в поведении можно видеть фразы «Можно…?», «Позволишь…?», «Ничего, если я…?». Когда кому-то не нравится общение, говорит: «Мне не нравится», «Мне это неприятно», «Со мной не надо так». При нежелательных прикосновениях показываем СТОП-знак рукой.
Поделите каждое задание командам, попросив записать примеры действий, соответствующих каждой характеристики. Для маленьких детей можно выполнить это совместно.
Запоминайте, что правила можно изменить, если они не работают. Замечайте нарушения и соблюдение правил детьми. Научите их использовать обратную связь, включая ее предоставление друг другу по поводу правил.
Материалы по теме:
- Правила уроков немецкого языка, созданные ребятами.