
Фотографии: Агентство городских новостей «Москва», Unsplash, иллюстрация Юлии Замжицкой.
Взрослые традиционно считаются главными в воспитании детей в детском саду. Однако среда окружения ребенка — предметы, образы, люди, с которыми ему приходится взаимодействовать каждый день — оказывают не менее важное влияние. Доктор педагогических наук, директор Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж) Александр Могилев делится опытом создания среды, которая способствует, а не препятствует воспитанию.
В обучении говорят о «теории соленых огурцов»: свежий огурец, положенный к соленым, тоже засолится. То же касается детей: в развивающейся среде ребенок учится и воспитывается с минимальной помощью.
В детских садах обстановку обустраивают с учетом вкуса взрослых, в то время как необходимо прежде всего учитывать психофизиологию детей. В традиционных садах все пестрое и яркое, что мешает малышам сосредоточиться на деятельности и препятствует развитию. Для создания полезной среды нужно соблюсти несколько важных условий.
Подобрать правильное помещение
Для работы понадобится просторное помещение площадью около 100 квадратных метров. Необходима студия: в монтессори-садах не обустраивают отдельные спальни. Ребенок трех-шести лет на кровати не чувствует себя безопасно; ему комфортнее спать на матрасике прямо на полу, если пол теплый. Отдельная спальня, используемая всего два-три часа в сутки, — излишняя роскошь. В большинстве зарубежных садов (в США, Испании, Германии) их нет: дети достают матрасики перед сном, стелют сами прямо в общей студии и убирают потом. Это позволяет эффективно использовать площадь.
В дополнение к студии потребуются:
- комната для педагогов;
- кладовка;
- раздевалка;
- ящики для личных вещей;
- тамбур;
- площадка для прогулок.
Важна эстетика интерьера, но без излишнего пестроты. Мебель должна быть подходящей по размеру и конструкции для детского развития.
Провести зонирование
Мария Монтессори рекомендовала разделять среду для развития на четыре зоны с чёткой очередностью расположения.
-
Зона практической жизни
В этой зоне ребёнок учится быть самостоятельным: моет руки, умывается, протирает стол, чистит обувь и другие предметы, завязывает шнурки и так далее. Здесь выполняют упражнения с переливанием воды, сыпучих материалов и тому подобное. Основная задача зоны — совершенствовать двигательные навыки ребёнка. Именно с неё начинается пространство студии, ведь движение – первое, что развивается у малыша в этом возрасте. Эта зона также готовит его к освоению более сложных навыков. Например, протирание стола тряпкой тренирует руку к письму.
-
Сенсорная зона
Ребенок попадает в эту зону из практической жизни. Здесь представлен материал, который развивает чувства: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. В зоне сенсорики все органы чувств задействованы для развития и перехода на более высокий уровень.
-
Зона языка
Здесь проходит всё, что касается устной речи. Обучение письму и чтению начинается именно здесь. В монтессори-садах сначала учат письму, а затем чтению. Написание проще чтения: при написании ты уже знаешь, что будешь писать, а при чтении — нет.
-
Зона математики
В этом месте ребёнок постигает не только счёт, но и решает непростые задачи. Математика в Монтессори-садe высоко ценится как инструмент развития мышления.
Это расположение зон очень естественно и соответствует поэтапному развитию физиологии и мозга ребенка. Сначала малыш усваивает двигательные навыки, потом учится воспринимать информацию через разные органы чувств, а затем развивается вербальный и логико-математический интеллект.
Определить размер группы
Эффективность воспитательной среды определяется размером группы. По концепции Монтессори, лучшим вариантом считается группа из 25 человек.
Часто говорят, что группы в садах должны быть поменьше, 10-12 детей. Это неверно. Ребенку полезно взаимодействовать с коллективами разного размера. Можно общаться в паре, например, со своим другом, или в небольшой группе — пять-семь детей во время игры. Очень важно, чтобы ребенок бывал в большой группе, где включаются разнообразные механизмы социального регулирования. Так дети лучше усваивают абстрактные представления о добре и зле и ведут себя лучше, чем в небольших группах.
Определить роль взрослых
Детскому саду не нужно много взрослых: один или максимум два человека на группу. Только так дети смогут прийти к естественному состоянию, заниматься самостоятельно, учиться и взаимодействовать друг с другом. Слишком много взрослых приводят хаос и беспокойство в мир детей.
Взрослым следует соблюдать принципы позитивного общения с детьми. Важно, чтобы во время разговора взрослый не нависал над ребенком: при общении глаза должны быть на уровне глаз ребенка. Для этого в монтессори-саду воспитатели опускаются на колено или садятся на пол, чтобы что-то сказать малышу.
Взрослые устанавливают правила для эффективных и безопасных занятий. Например, работаем за столами или на коврике, после чего убираем их. Это поддерживает порядок. Также общаемся тихо, шепотом, и ходим шагом, чтобы избежать шума и суеты.
Взрослые предоставляют детям максимальную свободу и ответственность. Не одевают и раздевают детсадовцев, не делают за них того, что могут сделать сами. Взрослые не должны оценивать детей: ребенок должен делать что-либо по собственной необходимости, а не ради похвалы или вознаграждения.