Обучение чтению традиционно начинается с знакомства с буквами, затем переходит к слогам, а далее — к словам. Педагог Николай Зайцев предложил иной путь: вместо букв — слоги, вместо азбуки — кубики. Рассмотрим эффективность такого метода и его достоинства и недостатки.

Суть методики Зайцева

Методика раннего развития предлагает обучение чтению посредством слогов — сочетаний одного или двух звуков.

  • сочетание согласного звука с гласным — «на», «лу», «гу»;
  • Изолированный гласный звук в виде слога — «О-ля».
  • отдельный согласный в закрытом слоге — «ша-р»;
  • Согласный с мягкой или твердой основой — «медь».

Слоги предпочтительнее для обучения грамоте, поскольку приближены к естественному произношению, что облегчает детям ассоциацию звуков с словами и переход к чтению предложений.

Методика кубиков Зайцева не новая. Похожий подход применял Лев Толстой, обучая крестьянских детей в Яснополянской школе. Этот метод он описал в обучающих материалах — «Азбуке» и «Новой азбуке». Николай Зайцев усовершенствовал процесс и придал ему игровое оформление.

Как устроены кубики

Набор включает 61 картонный кубик с разными склады. Каждый отличается цветом, размером, весом и звуком. Ребята прикасаются, поворачивают и потряхивают кубики, активируя зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

Многоканальная стимуляция воздействует на разные области мозга, улучшая работу связей между ними. Благодаря этому ребёнок справляется с обработкой и запоминанием информации эффективнее.

Цвет. Золотые кубики имеют гласные звуки, железные — твердые согласные, а деревянные — мягкие. Для изучения пунктуации на белых кубиках зелёным цветом изображены знаки препинания.

Размер.Основные, частые в речи склады, как «ма» или «па», изображены на больших кубиках. На маленьких – редкие склады и сложные для произношения звуки, например «ть» или «шь».

Разноразмерность кубиков облегчает их распознавание осязательно. Крупные кубики более ощутимы, из-за чего освоение основных слитных звуков проще. Маленькие же стимулируют усидчивость и обеспечивают ребенку возможность погрузиться в сложные слоги.

Набор включает двойные кубики с сочетаниями складов, такими как «моло» или «при». С их помощью дети создают более длинные слова из нескольких складов.

Наполнение.Набор включает два наполнителя для кубиков: деревянные палочки и металлические крышки.

Кубики с металлическими наполнителями тяжелее и при встряхивании производят громкие, резкие звуки. Их применяют для обозначения твердых звуков или часто встречающихся слогов. Деревянные кубики легче и издают более мягкий звук, поэтому с ними удобнее запоминать мягкие согласные.

В набор входят также карточки с созвучиями и методические рекомендации для родителей и педагогов. Аудиозаписи с пением сочетаний звуков под музыку баяна и балалайки доступны по QR-коду.

В таблице Зайцева склады для чтения разделены по категориям: гласные и согласные. Мягкие согласные обозначены отдельно от твердых.

Звуки комбинируются от простых к сложным, помогая детям осваивать все более трудные задания. «МА», «ПА», «ТА» и другие популярные слоги находятся в верхней части таблицы – ребенок обращает на них больше внимания и запоминает их легче.

С какого возраста можно осваивать метод обучения Николая Зайцева?

Система предназначена для детей возрастом от двух лет. Занятия проходят дважды в неделю и длится от 30 до 60 минут.

Вот как их распределяют в зависимости от возраста:

  • С двух до четырёх лет дети изучают базовые звукосочетания и простые слова, применяя крупные кубики и наглядные пособия. Обычно к чтению приступают через шесть-девять месяцев регулярных занятий.
  • Дети с четырёх лет активно применяют все элементы методики. Самостоятельно повторяют и поют слоги. Чтение по кубикам Зайцева даёт результат уже через пять-десять занятий, при различной частоте занятий.
  • С шести лет и старше дети осваивают сложные слоги и сочетания букв. Некоторые уделяют чтению всего лишь четыре-шесть занятий.

Методика обучения чтению дошкольников применима и к иностранцам, изучающим русский язык. После первого занятия учащиеся начинают складывать слова из кубиков и скоро приступают к чтению.

Развитие детей с помощью кубиков Зайцева.

Методика Зайцева доступна каждому. Ее осваивают и педагоги, и родители. Лучше всего работать вместе.

Воспитатель проводят регулярные занятия в классе и способны адаптировать методику для каждого ребёнка, что способствует лучшей усвоению материала.
В процессе групповых занятий дети развивают социальные навыки.

В обеих ситуациях алгоритм действий идентичный.

Шаг 1. Таблица Зайцева для чтения разместите на стене так, чтобы её верх находился на высоте примерно 170 сантиметров от пола. Тогда дети будут заниматься стоя и с поднятой головой, что благотворно скажется на осанке.

Шаг 2.Рядом с таблицами поставьте полки, разделив их на три уровня, там дети будут строить слова из кубиков.

Шаг 3. С помощью указки дети будут показывать нужные склады на стене. Николай Зайцев полагает, что движение указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела», позволяя лучше запоминать расположение необходимых букв — сверху, снизу или посередине.

Указательным предметом желательно пользоваться длиной от полтора метра. Тогда ребёнок увидит всё игровое поле и укажет на нужную комбинацию, не приближаясь слишком близко.

Шаг 4. Предложите детям кубики и покажите, как их держать и крутить. Объясните, что на каждом кубике есть сложения – озвучьте или спойте их. Комбинации запомнятся быстрее с подпевами.

Шаг 5. Начните занятие. Для каждого возраста есть разные обучающие игры с кубиками Зайцева — всё указано в методичке. Например, для детей двух или трёх лет автор предлагает игру «Поезд». Поставьте куклу на полку — это будет локомотив паровоза, к которому нужно добавлять вагоны. Когда поезд «ведет» букву А, задача ребенка — найти все слоги с этой буквой и поставить за игрушкой.

Автор методики советует школьникам образовать наибольшее количество слов из кубиков в течение установленного времени, после чего сочинить к ним рифмы.

Преимущества и недостатки методики

Методика Зайцева, как и любые образовательные подходы, обладает своими сильными и слабыми сторонами.

Главное о методике

  1. По методике Зайцева учат чтению через слоги, потому что слоги ближе к естественному произношению слов и ребенку их проще запоминать.
  2. Кубики отличаются цветом, размером, массой, звуком. Через них малыши воспринимают информацию одновременно несколькими способами.
  3. Методика развивает у детей самостоятельность: дети самостоятельно выбирают и показывают нужные склады на таблицах, составляют слова из кубиков.