
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13
Имени Героя Советского Союза Николая Андреевича Кузнецова.
Методические рекомендации
Требования к дополнительным общеобразовательным и развивающим программам
Тамбов 2017 г
Составитель: О.В. Кобозева
старший методист по дополнительному образованию
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О. В. Кобозева; МАОУ«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова». — Тамбов, 2017. — 23 с.
Методические рекомендации созданы для стандартизации подходов к проектированию дополнительного образования в школах.
При разработке настоящих методических рекомендаций использовались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении рекомендаций» от 18 ноября 2015 года № 09-3242) и методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» 2016 года.
Рекомендации разработаны для учителей дополнительного образования, создающих программы.
Введение
Программа дополнительного образования — эффективный инструмент управления образовательным процессом, реализующий принципы персонализированного финансирования. Обеспечивает поддержку мотивации, свободу выбора и возможность построения индивидуальной образовательной траектории для всех участников дополнительного образования. Федеральная к Понятие развития дополнительного образования детей (далее Концепция).
При разработке и внедрении дополнительных общеразвивающих программ руководствуются следующими основами:
- Возможность выбирать образовательные программы и определять способ их изучения.
- Соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрасту и индивидуальным особенностям детей.
- Разнообразие, адаптивность и подвижность учебных программ.
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- Образовательные программы могут быть составлены из отдельных модулей, результаты обучения по которым можно засчитывать друг друга.
- Фокус на достижениях, связанных с осмыслением учебного процесса и развитием личности учащегося.
- Образовательные программы обладают креативным и плодотворным характером.
- открытый и сетевой характер реализации.
Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются с учетом следующих направлений.
Техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-познавательная, социально-педагогическая.
Дополнительные общеразвивающие программы должны строить своё содержание с учётом следующих направлений.
- Развитие творческого потенциала учеников.
- Обеспечение развития каждого учащегося в интеллектуальной, художественно-эстетической и нравственной сферах, а также поощрение занятий физической культурой и спортом.
- Воспитание здоровых привычек и обеспечение безопасности для учеников.
- Формирование у учеников духовно-нравственных, гражданских и патриотических качеств, а также трудовой дисциплины.
- Обнаружение, формирование и опека способных школьников, а также тех, кто показал исключительные способности.
- профессиональную ориентацию учащихся;
- Формирование условий для развития личности, поддержания здоровья, определения профессии и реализации творческой активности учеников.
- Развитие спортивных резервов и подготовка высококвалифицированных спортсменов по федеральным нормативам, включая категорию учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
- Вживание и приспособление учеников к общественной жизни.
- формирование общей культуры учащихся;
- Обучение по запросам учащихся, не нарушающим законы России, дополняющее федеральные стандарты и требования.
Качество образовательных услуг, которые предоставляет организация, сильно зависит от того, насколько содержание программ соответствует законам.
Дополнительные общеразвивающие программы обновляются ежегодно с учётом научно-технического, культурного, экономического развития, а также потребностей общества. Директор образовательной организации утверждает их на каждый учебный год.
Требования к проведению образовательного процесса по программам дополнительного образования устанавливает СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Разделение дополнительных образовательных программ по уровню сложности.
Концепция указывает на разное качество уровней как важную особенность при создании новых образовательных программ.
Эти программы дают каждому ребенку возможность заниматься вне зависимости от способностей и общего развития. Разноуровневость подразумевает учет при разработке и проведении программ дополнительного образования разных уровней развития и степени усвоения материала детьми. Программы предполагают одновременное освоение содержания на различных глубинах, доступности и сложности, основываясь на диагностике и стартовых возможностях каждого участника программы.
Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны разрабатываться с учетом следующих уровней сложности.
- «Стартовый уровень». Программу следует строить на основе доступных и распространенных способов представления информации, с акцентом на простоту изучаемых тем.
- «Базовый уровень». Данный подход предусматривает формы организации материалов, способствующие усвоению специализированных знаний и языка, а также формированию общей и полной картины в пределах выбранной темы.
- «Продвинутый уровень». Предполагается организация материала так, чтобы обеспечивался доступ к сложным, возможно узкоспециализированным разделам в рамках заданной тематики. Углубленное изучение содержания программы предусматривает доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в этой же области.
Участникам программы гарантирован стартовый доступ ко всем предлагаемым уровням. Такой доступ обеспечивается путем организации условий и процедуры оценки первоначальной готовности каждого участника, определяющей его степень подготовленности к освоению содержания и материалов указанного уровня.
Каждый из трех уровней должен быть доступен детям с любыми психофизиологическими особенностями. Материал программы следует учитывать особенности здоровья детей, которым может быть сложно читать, слушать или взаимодействовать с ним.
Дополнительная образовательная программа нуждается в собственной матрице, определяющей систему уровней сложности её содержания и присуждаемые учащимся достижения на каждом из них.
Модель организации разработки дополнительных образовательных программ.
№ |
Уровень/показатели |
Специфика реализации |
||||
п/п |
массовые программы |
групповые программы |
микрогрупповые программы |
индивидуальные программы |
||
1. |
«Стартовый» |
|||||
(ознакомительный) |
||||||
Количество учащихся |
более 25 чел. |
10-25 чел. |
2-9 чел. |
1чел. |
||
Возраст учащихся |
до 18 лет |
|||||
Срок обучения |
до 1 года |
|||||
Режим занятий |
не более 1-2 часов в неделю |
|||||
Минимальный объем программы |
— |
|||||
Особенности состава учащихся |
Однородный – неоднородный (смешанный); |
Для учащихся с |
||||
постоянный – переменный; |
ООП |
|||||
с участием учащихся с ООП, ОВЗ – без участия |
(одаренные, |
|||||
учащихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в |
ОВЗ, |
|||||
трудной жизненной ситуации |
инвалиды) |
|||||
Форма обучения |
очная – очно/заочная – заочная |
|||||
Особенности организации образовательного процесса |
традиционная форма; |
|||||
на основе сетевого взаимодействия; |
||||||
с применением дистанционных технологий; |
||||||
посредством организации электронного обучения; |
||||||
на основе реализации модульного подхода |
||||||
2. |
«Базовый» |
|||||
Количество учащихся |
10-15 чел. |
2-9 чел. |
1 чел. |
|||
Возраст учащихся |
10-15 чел. |
7-18 лет |
||||
Срок обучени |
от 1 года до 3 лет |
|||||
Режим занятий |
от 3 до 5 час. в неделю |
|||||
Минимальный объем программы |
Напр.: 132ч (при 44 неделях занятий) |
|||||
Особенности состава учащихся |
Однородный – неоднородный (смешанный); |
Для учащихся с |
||||
постоянный – переменный; |
ООП |
|||||
с участием учащихся с ООП, ОВЗ – без участия |
(одаренные, |
|||||
учащихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в |
ОВЗ, |
|||||
трудной жизненной ситуации |
инвалиды) |
|||||
Форма обучения |
очная – очно/заочная – заочная |
|||||
Особенности организации образовательного процесса |
на основе сетевого взаимодействия; |
|||||
с применением дистанционных технологий; |
||||||
посредством организации электронного обучения; |
||||||
на основе реализации модульного подхода |
||||||
3. |
«Продвинутый» |
|||||
(углубленный) |
||||||
Количество учащихся |
_ |
7-10 чел. |
2-6 чел. |
1 чел. |
||
Возраст учащихся |
10-18 лет |
|||||
Срок обучения |
от 2 лет обучения |
|||||
Режим занятий |
от 4 до 8 час. в неделю |
|||||
Минимальный объем программы |
Напр.: 176 ч. (при 44 неделях занятий) |
|||||
Особенности состава учащихся |
Однородный – неоднородный (смешанный); |
Для учащихся с |
||||
постоянный – переменный; |
ООП |
|||||
с участием учащихся с ООП, ОВЗ – без участия |
(одаренные, |
|||||
учащихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в |
ОВЗ, |
|||||
трудной жизненной ситуации |
инвалиды) |
|||||
Форма обучения |
очная – очно/заочная – заочная |
|||||
Особенности организации образовательного процесса |
на основе сетевого взаимодействия; |
|||||
с применением дистанционных технологий; |
||||||
посредством организации электронного обучения; |
||||||
на основе реализации модульного подхода |
||||||
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная программа должна содержать такие структурные составляющие:
Титульный лист
Блок 1. «Набор ключевых показателей дополнительной образовательной программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Блок 2. «Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного общего образования».
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Титульный лист программы. Пример.
Управление образования администрации города Тамбова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Образовательное учреждение № 13, названное именем героя Советского Союза Н. А. Кузнецова.
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
от «30»_августа 2017 г.
«Утверждаю»
Директор
ФИО
приказ № от 2017 г.
протокол № 1
Дополнительная образовательная программа художественного направления «Название программы» (уровень программы).
Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
ФИО полностью:
педагог дополнительного образования
Тамбов 2017г
Информационная карта. Пример
Знание учебного материала соответствует базовому уровню.
Стадия воплощения программы: начальное общее образование.
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: 4 года
Требования к дополнительным общеразвивающим программам
Блок 1. «Основные характеристики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Направленность (профиль) образования Образовательная программа ориентирована на определённые области знаний и виды деятельности, что формирует её предметно-тематический состав, основные типы учебно-познавательной работы учащегося и предъявляемые требования к итогам освоения программы. (ФЗ гл.1ст.2п.25).
Направленность (профиль) программыТехническая, научно-природная, спортивная, художественная, краеведческая по туризму и социально-воспитательная. (Порядок п.9).
Организовано по формам: индивидуальной, групповой, студийной, кружковой.
Уровень образования — начальное общее образование.
Уровень освоения программы: стартовый (краткосрочной), базовый, углубленный.
Новизна программы
Пример: Новизна программы состоит в том,что… Далее, используя отражающие степень новизны Слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и тому подобные кратко пояснюют, какие существенные изменения составитель внес при разработке программы по сравнению с программами с аналогичным содержанием, методами и организационными формами реализации материала. Причины этих нововведений изложены в рубрике «Педагогическая целесообразность».
Новая программа построена на идее важности воспитания спортсменов, развития их ума, духа и нравственности.
Актуальность программы
Программу делают актуальной для детей, четко обозначив ее назначение и пользу для них.
Предлагаемая деятельность учащихся способна решить заявленную проблему благодаря применяемым формам, методам и средствам обучения, соответствующим целям и задачам программы.
Актуальность может базироваться на:
- анализе социальных проблем;
- материалах научных исследований;
- анализе педагогического опыта;
- анализе детского или родительского спроса;
- В условиях современной модернизации системы дополнительного образования;
- потенциале образовательного учреждения;
- В задаче социальной сферы муниципалитета и других условиях.
Примеры:
Программа актуальна потому, что в наше время…
К самым важным проблемам относятся…
Программа актуальна из-за спроса со стороны детей и родителей на развитие художественного вкуса у младшеклассников. Для её воплощения подходящие ресурсы есть только в нашем Доме детского творчества.
В настоящее время важной частью работы с молодежью является сотрудничество со руководителями детских общественных объединений. Актуальность дополнительной программы «Как вести за собой» обусловлена необходимостью подготовки молодых лидеров, способных возглавлять деятельность детских общественных объединений в современном обществе. .
Педагогическая целесообразность
В данном разделе приводится мотивированный анализ педагогических методик, применяемых в дополнительной образовательной программе.
- выбранных форм;
- методов образовательной деятельности;
- Средств обучения (в соответствии с целями и задачами).
- организации образовательного процесса.
Описано, почему предложенные в программе средства наиболее эффективны для указанной категории детей. Указаны ожидаемые изменения у детей, если их вовлечь в предложенные виды деятельности, усвоить предлагаемое содержание и организовать работу по предложенным формам.
Примеры:
Программа педагогически полезна потому что при её использовании школьный музей, как самостоятельное подразделение, становится важной частью, способствующей формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, а также привитию навыков исследовательской, поисковой, литературоведческой и музееведческой деятельности.
Для развития литературного таланта детей эффективным является такой подход, при котором теоретический материал предлагается исходя из потребностей творческого процесса. Ребенок самостоятельно определяет задачу, а полученные знания теории помогают ему в её решении. Такой метод на занятии поддерживает высокий творческий настрой при обращении к теории и способствует более глубокому ее освоению.
Программа по своим педагогическим качествам эффективна, поскольку позволяет учащимся через увлекательные и познавательные интерактивные занятия знакомства с лучшими традициями мировой музыкальной и художественной культуры.
Отличительные особенности
В этом разделе необходимо указать, на каких программах основана эта программа. Можно привести названия программ и авторов, чьи разработки были использованы при ее создании. Также следует отметить отличительные черты этой программы по сравнению с похожими.
Примеры:
В процессе создания программы проанализировали материалы дополнительного образования.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа отличается от имеющихся по…
Особенности будущей работы ребят определяются…
Практические занятия курса предполагают применение компьютерной техники.
Программа рассчитана на использование широкого набора…
Структура программы включает несколько образовательных блоков: теорию, практику и проект.
Содержание программы объединено в тематические модули, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают усвоение теоретических знаний и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские модели.
Для обучения учеников определённого возраста предмету предлагается метод (дальше кратко излагаются его особенности).
Предложенная программа — __________. Её основой служит __________.
Адресат программы
В данном разделе следует определить возрастную категорию участников программы и предположительный состав группы (детей одного возраста или с разным возрастом).
Примеры:
Программа адресована детям от __7____ до ___10____ лет.
Дети какого возраста могут выполнить предлагаемые задания?
Программа рассчитана на детей возрастом от … до … лет.
Для достижения результатов программа должна учитывать возрастные особенности участников.
Можно обосновать выгоды работы с группами разного возраста, выделяя особенности взаимодействия с каждым возрастом (или возрастной группой).
Условия набора учащихся
Обучение доступно всем желающим, не имеющим медицинских противопоказаний. Отбор проводится по результатам прослушивания, тестирования, просмотра работ и оценки имеющихся базовых знаний.
Количество учащихся
Количество обучающихся в объединении устанавливается исходя из программы и устава образовательного учреждения, при этом учитываются рекомендации СанПиНа.
Примеры:
- группе 1 года обучения –15 человек;
- группах 2-го и последующих годов –15человек.
Объем и срок освоения программы
В данном разделе указано время обучения по программе и часы, отводимые для каждого года.
Продолжительность обучения по программе может быть различной в зависимости от года обучения, однако необходимо обосновать такую вариативность для обучающихся.
Примеры:
Три года учебы — по 38 часам ежегодно.
1 год обучения — 144, или 108, или 72 часа в зависимости от:
- психологической готовности к обучению;
- Уровня подготовки учеников для изучения дополнительного материала.
- общеобразовательной общеразвивающей программы;
- интеллектуальногоуровняготовностиучащихсякосвоению
- образовательной программы и др.
Психологическую готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяют по результатам тестирования при поступлении, в процессе обучения и так далее.
Формы и режим занятий
Какое количество занятий требуется еженедельно, длительность каждого занятия, целесообразно ли проводить занятия с раздельными группами или индивидуально?
Примеры:
Программа рассчитана на _4__ года обучения.
- год обучения: __38_____часов в год,
- год обучения: __38____ часов в год,
- год обучения: __38____ часов в год и т. д.
Первый период служит введением и помогает первоначальному знакомству с… Второй период предназначен для базовой подготовки детей, а третий — для работы над творческими проектами.
Виды занятий зависят от числа учеников, характера изучаемого материала, обстановки, времени проведения занятий, используемых средств и прочего. При группировке видов занятий следует руководствоваться единым признаком классификации.
Обычно различают такие группы форм организации обучения:
по количеству учащихсяРазновидности работы по занятию: коллективная, иногда выделяют также фронтальную работу педагога с всей группой, которая проходит в едином темпе и с общими задачами; групповая; индивидуальная.
по особенностям коммуникативного взаимодействия Специалиста по образованию и учеников (лекция, семинар, практика в лаборатории, учебное занятие, выезд на место наблюдения, соревнование, собрание с докладами, творческая мастерская, научная лаборатория, состязание, мероприятие с демонстрацией творчества, отчетный концерт и пр.).
по дидактической цели Вводное занятие, мероприятие по углубленному изучению, практика, занятие по систематизации и обобщению знаний, проверка знаний, умений и навыков, комбинация различных форм занятий.
Примеры:
Программа включает занятия с теоретическими и практическими элементами; большую часть занимают ______.
Форму занятий можно охарактеризовать как творческую, самостоятельную, студийную и т. д. деятельность обучающихся.
Или: Занятия включают в себя организационную,теоретическую иПрактическая часть будет обеспечена всем необходимым: материалами и иллюстрациями. Теоретическая часть
Информацию по темам и предметам знаний во время занятий нужно подавать кратко и лаконично.
Организация учебной работы учеников во время занятия.
- индивидуальная,
- групповая,
- работа по подгруппам,
- ансамблевая,
- общеоркестровая и др.
1.2. Цель и задачи программы
Цель Цель процесса — образ результата, к которому станут стремиться учитель и ученики.
Задача должна быть определена точно, а полученные от её реализации итоги поддаются измерению.
Задачи следует сформулировать ясно и лаконично, используя глагол-ключ, например: «оказать», «отработать», «освоить», «организовать», «создать».
Примеры формулировок цели:
- Развитие нравственности и творческого потенциала посредством освоения русского народного стиля исполнителя песен.
- Развитие общей культуры личности у учеников через изучение правил этикета и усвоение этических и нравственных норм поведения.
- Развитие нравственных ценностей и культуры поведения с помощью пения.
- Развитие у детей и подростков интереса к хоровому искусству.
- Развитие психофизической сферы у детей посредством занятий мотокроссом.
- Воспитание личности ребёнка посредством развития кругозора и изучения разных стран.
- Формирование у учащихся интереса к учебе и творчеству посредством их увлечения краеведческой историей своего региона.
- Формирование у школьников представлений о всеобщих ценностях с помощью изучения социальных дисциплин.
- Профилактика асоциального поведения.
- Формирование личности ребёнка, умеющего творить и выражать себя через танец.
- Развитие творческих, познавательных и музыкальных способностей учеников начальной школы через эстетическое воспитание и изучение традиций музыки и искусства различных стран.
Все задачи должны быть сформулированы в одном стиле и с использованием одинаковой глагольной формы.
Задачи программы – Необходимо определить конкретные пути достижения цели, которые должны быть логически связаны с ней и показывать её реализацию.
Определение целей указывает на необходимые действия для их реализации.
Программа должна охватывать все аспекты образовательной работы.
- Обучающие (накопление конкретных знаний, способностей, качеств и др.).
- Поощряющие развитие мотивации к конкретной деятельности, стремление к личностному росту, независимости, чувства ответственности и инициативности.
- Повышающие социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в обществе, навыки ведения здорового образа жизни и др.
Задачи нужно ставить, опираясь на ожидаемые итоги.
Использование глаголов при создании задач.
- Встретиться, научить, организовать, гарантировать, углубить, оказать помощь, подарить шанс.
- Развивать, воодушевлять, совершенствовать, информировать. .
Примерные формулировки задач программы образовательные:
- формирование у учащихся представлений о ……………………………………;
- знакомство учащихся с ……………………………………………………….;
развивающие:
- развитие у учащихся музыкальной памяти;
- Комплексное формирование знаний о других странах и культурах у учеников.
- Формирование у учеников эмоциональной чувствительности к музыке и ощущения национального музыкального своеобразия.
- Развитие у учеников воображения и образного мышления при творческом осмыслении сведений о музыкальной культуре.
воспитательные:
- Развитие у учеников музыкальной культуры восприятия.
- Формирование увлеченности национальной культурой, музыкой и народными обычаями, а также почтения к ним.
- Развитие любознательности и сознательной заинтересованности в освоении национальных музыкальных и художественных обычаев своими силами.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Учебный план определяет содержание программы. Программа включает перечень разделов и тем, часы по каждой теме с выделением аудиторных (теоретических и практических занятий) и внеаудиторных (самостоятельная работа и занятия с использованием дистанционных образовательных технологий).
В настоящее время в методической литературе (Буйлова Л.Н.,ВоронинаЕ.А. и др.) Разработка программ основывается на модульном принципе, чему уделяют внимание педагоги. . Принцип подразумевает объединение учебных материалов в образовательные модули, являющиеся законченными и самодостаточными частями программы, которые способствуют развитию конкретных компетенций или групп компетенций при изучении.
Программа может состоять из обязательного модуля и дополнительных модулей, например, для одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также модулей разного уровня сложности. Модули могут быть построены по логике определенных видов деятельности, как, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности.
Программа продолжительностью более года имеет отдельный учебный план для каждого года, а другие ее части могут быть общими. особенности каждого года обучения.
В графе «ИТОГО» Подсчитывается общее время, затраченное на лекции и практические занятия.
Оформление учебного плана. Пример
Учебный план третий год обучения
№ п/п |
Темы занятий |
Всего часов |
Часы |
Формы организации занятий |
Формы аттестации (контроля) |
|
Теория |
Практика |
|||||
1.Введение |
2 |
|||||
1. |
Техника безопасности. |
1 |
1 |
беседа |
Составление памятки |
|
2. |
Знакомство с конструктором WeDo. Комплектующие набора. |
1 |
1 |
групповая |
игра |
|
1. Изучение механизмов |
10 |
|||||
3. |
Зубчатые колёса. |
1 |
1 |
групповая |
Составление эскиза |
|
4. |
Промежуточное зубчатое колесо. |
1 |
1 |
групповая |
Составление эскиза |
|
5. |
Коронные зубчатые колёса. |
1 |
1 |
групповая |
Составление таблицы различия колёс |
|
6. |
Понижающая зубчатая передача. |
1 |
1 |
Работа в парах |
исследование |
|
ИТОГО: |
38 |
18 |
20 |
Оформление содержания учебного плана
Содержание программы следует излагать кратко, в виде тезисов, охватывая теоретические и практические занятия. Описание должно соответствовать целям и задачам программы. Представление разделов, тем (модулей) должно следовать порядку изложения в учебном плане.
Пример:
Раздел 1. »Введение»
Тема № 1.1. »Техника безопасности».
Теория. Правила безопасности при сборке конструктора. Рекомендации по взаимодействию при совместной работе.
Тема № 1.2. »Знакомство с конструктором WeDo. Детали набора.
Практика. Изучение деталей и элементов конструктора.
Раздел 2. »Изучение механизмов«
Тема № 2.1. »Зубчатые колёса».
Практика. Работа с конструктором: создание эскиза зубчатого колеса, поиск его среди элементов конструкции.
1.4. Планируемые результаты
Результаты освоения программы определяются знаниями, умениями и компетенциями, которые приобретут учащиеся при изучении теоретической и практической частей программы.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению Учащиеся в ходе изучения программы должны приобрести знания, умения и навыки, свойственные данной области.
- Результат воспитывающей деятельности. Воспитание Это деятельность по развитию каждого ученика, созданию возможностей для осознанного выбора пути и успешной адаптации в обществе. Основой служат общественные, нравственные ценности и правила поведения, приносящие пользу человеку, семье, обществу и государству. (ФЗ гл.1ст.2п.2).
- Выходы развивающей работы (личное развитие). Целями группы является развитие ключевых компетенций и психических качеств личности учеников в рамках поставленных задач.
Пример:
По завершении первого (второго…) курса обучения студенты:
- Смогут знать, понимать, представлять себе, освоят понятия, углубят свои представления, у них сформируется стойкое стремление к саморазвитию.
- Развивая компетенции и стремления, люди получат навыки, научатся выполнять задачи и раскроют свой творческий потенциал.
- Потребительство станет устойчивым явлением, воспитана будут морально-волевые и нравственные качества, сформируется активная жизненная позиция.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Учебный график указывает порядок изучаемых тем, распределяет учебное время в рамках раздела и устанавливает даты занятий.
Календарный учебный график составляется для каждой группыобучающийся по одной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Образец составления графиков учёбы на год. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дорожная азбука» (базовый уровень)
год обучения: 2
группа: 1
№ |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
- Информация об аудитории для занятий (кабинет по предметам, класс на компьютерах, мастерская, лаборатория, хореографический зал, спортивный или концертный зал и т.д.).
- Информация о наличии вспомогательных комнат (кладов, костюмерных, раздевалок и подобных).
- В учебном помещении кабинету необходима классная доска, столы и стулья для учеников и преподавателя, шкафы и стеллажи для хранения учебных пособий и материалов, зеркала, декорации, костюмы и прочее.
- Список необходимых для занятий инструментов, снарядов, машин, приспособлений и прочего (швейные машины, микрофоны и др.).
- Список оборудования для обучения: компьютер, принтер, графический, электронный, диа- и мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-плеер и прочее.
- Список технических, графических, чертежных, швейных и прочих инструментов, приборов, музыкальных инструментов и подобного.
- Для занятий понадобятся: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и прочих материалов.
- Для каждого ученика — комплект для занятий: тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, цветная бумага, альбом и подобное.
- Нормативы к специальной одежде учащихся (спорт, танцевальная, рабочая форма).
Методическое обеспечение
В данном пункте указывается:
- Программа обеспечена методическими материалами в виде разработок игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и др.
- Предложения по организации лабораторных занятий, проведения экспериментов и опытов.
- Учебные и лекционные материалы, методы проведения исследований, темы экспериментальной или исследовательской деятельности и тому подобное.
2.3. Формы аттестации
Изучение образовательных программ (кроме дошкольного образования), включая отдельные разделы или весь объем учебного материала по предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Проведение аттестации осуществляется в формах и порядке, указанных в учебном плане и определенных образовательной организацией. (ФЗ гл.6ст.57п.1).
Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей Программы могут проходить в разных формах: контрольные занятия, итоговые занятия, тестирование, собеседования, зачеты, защита творческих работ и проектов, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры, выставки, фестивали, отчетные концерты, включая итоговую аттестацию. .
Можно оценить степень сформированности личностных качеств учеников, описав их особенности в работе, поведении, общении и эмоциях. Также следует определить ситуации, способствующие проявлению этих качеств.
Пример: Результаты изучения пройденного материала. Данная программа может иметь вид _________ при проведении ______, когда выполнение заданий учащимися по определённой теме__________.
- В ходе просмотра работ ведется дискуссия об оригинальности идеи и ее реализации автором, а также сравнение разных_____.
- В конце года готовят большую выставку творческих работ, где примут участие __________.
Способы оценивания результатов внеучебной программы.
К продуктивным формам относятся выставки, фестивали, состязания, научно-исследовательские конференции и другие подобные мероприятия.
Документальные итоги работы по программе показывают успехи каждого ученика. К таковым относят дневники успехов учащихся, карточки оценок усвоения материала, дневники педагогических заметок, портфолио учеников и тому подобное.
Можно внедрить систему моральных или материальных поощрений для учеников, начиная с поощрений и почетных грамот, и кончая ценными подарками или призами.
2.4. Оценочные материалы
Представлен список диагносттических методов, которые помогают выявить достижения учащихся планируемых результатов. .
2.5. Методические материалы
Обеспечение методикой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы можно представить в табличном формате.
Оформление методического обеспечения
№ |
Название раздела, темы |
Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал |
Формы, методы, приемы обучения |
Формы подведения итогов |
2.6. Список литературы
Литература представлена последним пунктом программы.
Некоторые правила для точного следования.
- Список литературы формируют в порядке алфавита по фамилиям авторов и названиям изданий.
- Автор указан через инициалы, расположенные после фамилии.
- Помимо фамилии и инициалов автора, полного названия произведения, укажите место издания, издательство (если его знаете) и год выпуска. Старайтесь соблюдать единый стиль: если издательство не известно для всех работ, то ограничьтесь указанием только места издания (Москва и Санкт-Петербург сокращаются как М. и СПб., остальные города — полностью).
Рекомендуем также разделить представленную вами литературу по тематическим блокам.
- для педагогов;
- для обучающихся;
- Для опекунов, при наличии таких особенностей программы.
При заимствовании данных из электронных источников нужно указывать исходный материал (для печатных изданий) или полный адрес (для интернет-ресурсов).
2.7. Глоссарий (понятийный аппарат)
В программе представлен словарь ключевых терминов в алфавитном порядке с их определениями, отображающий суть деятельности объединения и дающий общее представление о его содержании.
Автор: Ольга Кобозева