
Что важно для детей, лишенных родительской опеки, — материальные блага, презенты или поддержка взрослого человека?
Подарки не в счёт
К началу 2021 года в России числилось более 400 тысяч сирот и детей, лишенных родительского попечения. Большинство из них живут в приемных семьях или у опекунов, а 37 тысяч проживают в детских домах.
Большим бизнесом, малыми организациями и частными лицами оказывается благотворительная помощь этим детям. В ее основе лежат материальные пожертвования, которые делаются регулярно.
Часто благотворители посещают детские дома, принося подарки. Руководители таких организаций такую практику не поддерживают.
Такие подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: «Ничего не бери у незнакомых». А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: «Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!» — говорит президент благотворительного фонда „Волонтеры в помощь детям-сиротам“ Екатерина Альшанская. В нашей культуре не принято, чтобы детям дарили подарки незнакомые взрослые. Детдомовец к этому привыкает, и, если незнакомые дядя или тетя начинают его обнимать или что-то дарить, он воспринимает это как норму. За пределами детского дома взрослые редко делают это с хорошими намерениями. Поэтому наши подопечные чаще становятся жертвами неприятных взаимоотношений.
Дети в детских домах привыкли получать подарки от государства и спонсоров, так что дорогими презентами их трудно удивить.
Когда впервые приехали в детский дом Тверской области, были в шоке. Дети выбежали к нам навстречу с криками: «Спонсоры приехали». Привезли одежду и игрушки, но быстро поняли, что «прогадали» с подарками. Дети были одеты лучше нас, у всех телефоны, планшеты. Зато полы в главном учебном корпусе уже сгнили, дырки просто прикрывались линолеумом. «Проходите возле стеночки», — говорила нам директор. Детские корпуса были новенькие и очень красивые. Директор рассказала, что их строительство оплатили сербские спонсоры, а на главный корпус бюджета не хватило.
Психологи и руководители фондов советуют вместо адресных перечислений или подарков детям жертвовать средства на целевые сборы: например, на обучение детей английскому языку, ремонт помещений или оплату логопеда.
Общение как помощь
Участница программы наставничества из Московской области Анастасия увидела пост о волонтерах-наставниках и решила попробовать себя в этой роли. Ей нравится общаться с подростками, она много времени проводила с племянником, с которым ей легко удавалось найти общий язык.
Программа наставничества появилась в нашей стране лишь несколько лет назад. Наставники — взрослые, добровольцы, которые для ребятишек из детских домов становятся старшими товарищами и помощниками. Необходимо помнить, что наставник не обладает никакими правами над ребенком, не является опекуном или приемным родителем. Кроме того, он не получает материальной оплаты за свою работу.
Анастасия, которой поступил под опеку 17-летний юноша, говорит, что дети в детских домах сталкиваются с множеством трудностей.
Эти ребята травмированы, им не хватает привязанности к близкому человеку, и у них не получается успешно общаться, договариваться. Поэтому нужен наставник — друг, значимый взрослый, который будет рядом в трудные моменты. Человек, который покажет, когда мир безопасен, а когда нет. Человек, который может что-то посоветовать, поделиться своим опытом, проводить время вместе.
Анастасия отмечает, что воспитанники детских домов испытывают трудности с установлением границ как по отношению к себе, так и к другим людям. Такие дети также не всегда готовы к жизни вне стен дома и могут не знать простых бытовых вещей. Например, им может быть непривычно пить несладкий чай, ведь в столовых обычно подают сладкий. В детских домах у ребят мало самостоятельности, жизнь протекает по расписанию, а свободное время часто остаётся без заполнения.
У них нет базовой уверенности в своих силах, которую могли бы сформировать в родной семье. Все мы приходим во взрослую жизнь с разным стартом: регионы, национальность, даже уровень личной энергии и активности. Старт этих детей усложнен максимально.
Детям для успешной социализации и адаптации в большом мире требуется наставник.
Как стать наставником?
В качестве наставника могут быть приняты только совершеннолетние жители региона, где функционирует программа наставничества и располагается детский дом.
Ставьтесь в качестве наставника возможно обратившись в благотворительный фонд, действующий в вашем регионе и реализующий подобную программу. После заполнения анкеты на сайте кураторы проекта приглашают на личную встречу. До этого требуется собрать справки из психиатрического, туберкулезного и наркологического диспансеров по месту жительства о том, что вы не состоите у них на учете.
Также может потребоваться:
- справка из ГУВД об отсутствии судимости;
- Заключение психиатра о возможности работы с детьми.
- Документ от врача общей практики о здоровье, подтверждающий отсутствие инфекций.
Иногда кураторы требуют рекомендательные письма от работодателей, преподавателей или друзей. Затем будущий наставник проходит психологическое тестирование и ряд встреч с психологом, который описывает возможные трудности.
Психолог помогает подобрать пару «наставник — воспитанник», определяя общие интересы и схожие психологические качества.
Подбор психологами – очень интересная идея, так как увеличивается вероятность того, что люди будут друг другу интересны и соответствовать по характеру. Анастасия говорит, что порядка 26 процентов усыновленных детей возвращают в детские дома. Она считает, что это происходит потому, что люди выбирают детей, как товары на прилавке. Если бы ребенка подбирали психологи – наверное, процент „возврата“ был бы меньше.
Первое знакомство с опекуном происходит при участии психолога. После этого встречи, обычно организуемые раз в одну-две недели, проходят без посторонних и преимущественно на территории детского дома. Возможно оформить разрешение на временное за пределами учреждения вывозя ребенка на прогулки и путешествия.
Для развития крепких связей между ребёнком и наставником необходимы постоянные контакты в течение двух лет.
На что должен быть готов руководитель?
В 2018 году сотрудники Московского психолого-педагогического университета провели мониторинг благополучия детей в детских домах от четырех до восемнадцати лет. Результаты показали, что наличие наставника положительно влияет на благополучие подростков: оно выросло на 15,5 процента у детей со старшими друзьями, а у остальных наоборот снизилось на 18 процентов. Наличие наставника также повышает самооценку и самоуважение. Такой эффект достигается благодаря труду наставников.
Роль наставника требует серьёзного отношения: встречи нужно отменять только по уважительной причине, поддерживать связь с подопечным и выполнять свои обещания. Важно быть готовым к тому, что ребёнок может не сразу открыть себя и общение не всегда будет простым.
Случались и необычные обстоятельства, когда я всё же замечала, что ребёнок — совсем не такой, как мой племянник. Не в характере дело — он просто иной. Сердечная радость аттракционам в восемнадцать лет, дружба с ребятами, ведущими асоциальный образ жизни и проявляющими агрессию, гордость за то, что прорвался на электричку без билета — и полное непонимание, почему это неприемлемо.
Подобно многим наставникам девушка беспокоилась о своём воспитаннике и предполагала, что может совершать ошибки. Обычно фонды с программами наставничества оказывают поддержку наставникам и организуют встречи с психологами для обсуждения проблем, сомнений и получения мотивации.
Общение Анастасии со своим подопечным продолжается — звонки и обращения за советом. Иногда связь между наставником и ребёнком перерастает в крепкую дружбу: так, по словам Анастасии, девочка из детского дома не только получила знания, но и нашла приемных родителей благодаря активному участию своей наставницы.
Российские организации, реализующие программы менторства.
- Проект «Старшие Братья Старшие Сестры» Россия: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Тульская, Тверская, Калининградская области.
- Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Места расположения: Москва, Московская область, Тульская область.
- Благотворительный фонд «Солнечный город» Новосибирская, Калининградская, Иркутская области, Башкортостан, Пермский край, Нижегородская, Ивановская, Оренбургская, Кировская, Читинская, Рязанская области, Красноярский край, Томская область, Чебоксары, Алтайский край, Свердловская, Челябинская и Воронежская области.
- Благотворительный фонд «Хранители детства» — онлайн-наставничество по всей России.
- Проект «Будем вместе» (Москва, Смоленская и Ярославская области).
- Благотворительный фонд «Здесь и сейчас» (Москва).
- Благотворительный фонд «Арифметика добра» (Архангельская область).
- Благотворительный фонд «Надежда» Владимирская, Костромская, Ивановская, Рязанская и Кировская области.
- Благотворительный фонд «Счастливые дети» (Красноярский край).