Главная проблема для тренеров — потеря мотивации у детей. При снижении интереса к тренировкам юные спортсмены начинают пропускать занятия и могут совсем оставить спорт. Тренер по футболу Константин Агальцов рассказал Педсовету, почему дети приходят в спорт, как сохранить их интерес и какие ошибки допускают тренеры.

Зачем детям заниматься спортом?

Для мотивации детей важно знать причины их занятия спортом, которые со временем меняются и зависят от возраста.

Многие дети в возрасте от 4 до 9 лет начинают заниматься спортом из-за того, что это делают окружающие. Например, подражая родителям, которые занимаются бегом или фитнесом. Если отец любит футбол и регулярно его смотрит, ребенок с большой вероятностью захочет этим видом спорта заниматься.

Влияние ровесников также играет важную роль. Ребята видят, что друзья и одноклассники занимаются спортом, обсуждают это в детском саду или школе, и поэтому хотят попробовать сами. На мотивацию влияет общая атмосфера вокруг популярных спортивных событий. Например, если дети наблюдают, как взрослые и сверстники увлечённо следят за крупными турнирами, такими как Кубок Европы по футболу.

Дети от 10 до 14 лет занимаются спортом с более осознанными целями. В этом возрасте важно быть частью группы, а спорт помогает в этом. Понимают также, что занятия развивают личностные качества и укрепляют здоровье. Сверстники всё ещё влияют на выбор, но выходит на первый план желание самовыразиться и самоутвердиться через спорт.

Подростки 15-17 лет занимаются спортом для достижения личных результатов. В этом возрасте стремление к группе уже не так актуально, как возможность саморазвития. Например, подросток может перейти из одного вида спорта в другой, который ему кажется более интересным или перспективным.

Опрос ВЦИОМСтатистические данные свидетельствуют об активном увлечении спортом детьми в возрасте 7-10 лет: доля участвующих в секциях достигает 60%. После 14 лет этот показатель сокращается до 33%. Такое снижение свидетельствует о том, что без поддержки мотивации, особенно в подростковом периоде, интерес к спорту может ослабеть, и многие откажутся от занятий.

Как мотивировать детей?

В подходах к мотивации важно учитывать возраст, уровень подготовки и особенности каждого ребенка. Тем не менее, существуют общие рекомендации.

  • Вниманию детей всех возрастов требуется поддержка и признание успехов. Хвала за старания, даже при незавершенном результате, позволит им ощутить уверенность в себе.
  • Интересные занятия побуждают ребёнка продолжать заниматься, если игра на тренировке вызывает у него положительные эмоции и интерес. Тренеру важно использовать игровые элементы, соответствующие возрасту детей.
  • Тренеру важно уметь поддерживать юных спортсменов накануне соревнований, внушая им уверенность в победе. Наставления могут помочь сконцентрироваться на преимуществах и обрести спокойствие.
  • Успешное устранение ошибок. Ошибки – естественное явление в процессе обучения. Важно учить детей исправлять ошибки, а не ругать ребенка за них.
  • Дружелюбная и поддерживающая атмосфера в команде, а также доверие к тренеру способствуют сохранению мотивации у детей.

Предотвращение конфликтов — универсальное средство, действующее до возникновения проблем. Тренеру следует уделить внимание психологической подготовке детей, рассказывая о построении взаимоотношений в малой группе. В возрасте 5-7 лет это может быть менее важно, а с 12 до 15 лет приобретает решающее значение. Успех команды зависит от уровня согласия и порядка внутри нее.

Константин Агальцов

Как поощрять у детей стремление к действию: рекомендации разным группам возрастов

Как мотивировать детей 4-9 лет заниматься спортом?

Тренер служит примером для подражания, особенно в этом возрасте, когда дети остро реагируют на авторитеты. Наставник становится для них образцом.
Если тренер проявляет интерес к успехам детей и энтузиазм к своей работе, то те стремятся быть похожим на него.

Обучение через игры – основной метод для детей дошкольного возраста. Тренировки приносят им удовольствие. Чем больше игровых моментов в занятиях, тем выше вероятность, что ребенку понравится процесс, и он захочет заниматься дальше. Упражнения должны быть веселыми и динамичными, чтобы поддерживать интерес и радость от занятий.

Тренер должен присесть, чтобы находиться на одном уровне с детьми. Это способно помочь в установлении доверия, поскольку ребёнок сможет сосредоточиться и услышать наставника.

Как тренеру заинтересовать ребенка 10-14 лет:

  • Важно сформировать в коллективе единое и доброжелательное пространство, где каждый чувствует себя оцененным и принятым. Дети этого возраста нуждаются в ощущении принадлежности к группе и осознании своего значения в ней.
  • Важно обращать внимание на всех участников команды, даже тех, кто пока не демонстрирует высоких результатов. В этом возрасте физическое развитие может сильно различаться у детей одного года рождения. Те, кто сегодня кажется менее успешными, могут добиться значительных успехов в будущем. Если тренер поддерживает каждого ребёнка и даёт возможность проявить себя, то закладывает основу для их дальнейшего развития и успеха в спорте.
  • Предложите ребятам вести таблицы для отслеживания прогресса. Пусть в них фиксируют краткосрочные цели на неделю или месяц и регулярно отмечают достижения.

Таблица мотивации пригодна для работы с детьми любого возраста. Ее можно настроить для любого вида спорта, например, волейбола или тенниса.

Тренер сначала поручает детям заполнить таблицу мотивации для определения целей в каждой дисциплине.

Цели устанавливаются на разный срок: чем старше ребёнок, тем больше рассчитана цель на будущее. При достижении целей ячейки окрашиваются красным цветом.

Подростки 15-17 лет осознают влияние спорта на будущее и находят вдохновение в личных результатах. Важный мотивирующий фактор — установка долгосрочных целей, разбитых на маленькие шаги с последующим отслеживанием прогресса. Тренер может порекомендовать ведение дневника тренировок для фиксации достижений и слабых сторон.

Тренер должен создать атмосферу, в которой дети ощущают одобрение, видят свои успехи и с удовольствием занимаются спортом.

Константин Агальцов

Что посоветует тренер родителям?

В детском спорте действует принцип «ребенок-тренер-родитель», представляющий собой единую систему, где каждый выполняет определенную функцию. Тренерам важно установить связь с родителями, особенно в начальный период тренировок. Вот что тренер может им попросить:

Для воспитания в ребенке спортивного успеха важнее всего демонстрировать личный пример дисциплины и здорового образа жизни.

Если папа каждый вечер лежит на диване перед телевизором, а от ребёнка требует регулярно ходить на тренировки, говоря, что спорт полезен, у него возникает диссонанс. Если родители хотят, чтобы дети достигали результатов, то сами должны показывать пример: дисциплинированности, отношения к задачам и в целом к жизни.

Константин Агальцов

Независимо от результата, выражайте ребенку свою любовь: «Я тебя люблю», даже если проиграл или не так выступил. Радуйтесь вместе с ним при победе.
Важно давать ему понять, что родители любят его в любых ситуациях.
Интересуйтесь его чувствами и переживаниями, спрашивая о тренировке: что получилось, а что — нет.

Важно хвалить достижения и усилия ребенка. Финансовые поощрения – вопрос дискуссионный. Более подходящим вариантом станет совместный поход на игру любимой команды или экскурсия.

Родителям следует оказывать поддержку, а не критикуя выступления ребенка и предлагая советы по технике. Разбор выступлений и дача инструкций — это обязанность тренера.

С возрастом важно помогать детям разобраться в смысле занятий спортом. Родители могут поговорить с ребенком о его целях и планах. Если помочь ему увидеть перспективу, то это поддержит мотивацию в сложные времена.

Ошибки, часто совершаемые тренерами.

В детском спорте тренеры совершают некоторые общие ошибки.

  • Когда тренер обращает больше внимания на некоторых детей, остальные чувствуют демотивацию. Справедливое отношение к каждому воспитаннику важно.
  • В детском возрасте уделяют внимание спортивным достижениям. Основная задача — развитие каждого ребёнка, а не победа во что бы то ни стало.
  • На соревнованиях некоторых тренеров выделяют лучших игроков, не давая другим возможности проявить себя.
  • Порицания или насмешки в адрес ребёнка недопустимы.
    Критика должна касаться исключительно поступков и ошибок, а не личности ребёнка. Например, вместо «Ты глупый!» скажите: «Следующий раз попробуй выполнить упражнение по-другому». Злые шутки могут навсегда отбить желание заниматься спортом.
  • Детей тренируют так же, как взрослых. Некоторые тренеры не обращают внимания на возрастные особенности юных спортсменов, например, забывают о том, что маленькие дети не могут долго сосредотачиваться. Важно чередовать нагрузку и отдых, а также максимально использовать игровые элементы.
  • Не указывают на пути исправления ошибок. Важно не только находить неточности, но и показывать, как их устранить. Например, разделить задание на этапы и отметить успешные попытки, а также обозначить участки, требующие дополнительной работы.

Тренерам следует принимать во внимание возрастные особенности юных спортсменов и помнить о том, что главная задача детского спорта – это не только победы, но и всестороннее развитие ребёнка.