Фото: img.freepik.com

Потеря мотивации у детей – одна из главных проблем для тренеров. Когда интерес к тренировкам исчезает, дети начинают пропускать занятия и бросают спорт. Тренер по футболу Константин Агальцов рассказал Педсовету о причинах прихода детей в спорт, путях сохранения их интереса и распространенных ошибках тренеров.

Зачем детям заниматься спортом?

Для мотивации детей важно знать, чем их привлекает спорт. Потребности меняются с возрастом: то, что нравится малышу, может неинтересно подростку.

Многие дети в возрасте от 4 до 9 лет начинают спортивную деятельность под влиянием окружающих. Ребята могут подражать родителям, которые занимаются бегом или фитнесом. Если отец любит футбол и часто его смотрит, то ребёнок с большой вероятностью захочет этим видом спорта заниматься.

Влияние сверстников также играет роль. Дети видят, что друзья и одноклассники занимаются спортом, слышат об этом в детском саду или школе, и поэтому тоже хотят попробовать. Мотивацию влияет общая атмосфера вокруг популярных спортивных событий. К примеру, если дети наблюдают, как взрослые и сверстники увлеченно следят за крупными турнирами, такими как Кубок Европы по футболу.

Дети в возрасте от десяти до четырнадцати лет занимаются спортом с более осознанными мотивами. В этот период важно для них быть частью группы, а спорт помогает этому. Также понимают, что занятия развивают личностные качества и укрепляют здоровье. Сверстники всё ещё влияют на выбор, но выходит на первый план желание самовыразиться и самоутвердиться посредством спорта.

Подростки 15-17 лет занимаются спортом для достижения личных результатов. В этом возрасте стремление к принадлежности группе менее важно, чем возможность саморазвития. Например, подросток может сменить вид спорта на более интересный или перспективный.

Опрос ВЦИОМ Активность детей в спорте наивысшая в возрасте от 7 до 10 лет – 60% занимаются в секциях. После четырнадцати лет этот показатель снижается до 33%. Это свидетельствует о том, что без поддержки мотивации у многих интерес к спорту может пропасть.

Как мотивировать детей?

Мотивация детей зависит от возраста, уровня подготовленности и их индивидуальных особенностей. Тем не менее, существуют общие советы.

  • Важно поощрять детей любого возраста, отмечая их успехи. Похвала за старание, даже при неидеальном результате, поможет им поверить в себя.
  • Если ребёнку нравится заниматься спортом в формате игры, то желание посещать тренировки появится само собой.
  • Тренеру важно уметь поддерживать спортсменов перед соревнованиями, создавая у
    них настрой на победу. Наставления могут помочь сосредоточиться на сильных сторонах и успокоиться.
  • Важно обучать детей исправлять ошибки, но избегать критики личности.
  • Позитивная психологическая атмосфера в команде, основанная на дружелюбии и поддержке, а также доверие к тренеру, помогает детям оставаться мотивированными.
Профилактика конфликтов – действенный инструмент, работающий наперёд. Тренировщику важно обращать внимание на психологическую подготовку детей, объясняя им устройство взаимоотношений в малой социальной группе. В возрасте 5-7 лет это может быть не столь актуально, как же в 12-15 лет становится критически важным. Успех команды зависит от уровня согласия и порядка внутри неё.

Константин Агальцов

Мотивация детей на разных этапах развития

Методы мотивации детей к занятиям спортом в возрасте от 4 до 9 лет — дошкольников и младших школьников.

Тренер служит примером для подражания. В этом возрасте дети особенно восприимчивы к авторитетам, и наставник становится для них образцом. Если тренер проявляет заинтересованность в успехах детей и увлеченностью своей работой, то те будут стремиться быть подобным ему.

Обучение через игры — это эффективный метод для детей младшего возраста. Тренировки превращаются в источник удовольствия. Чем больше игровых моментов в занятиях, тем выше вероятность того, что ребёнку понравится процесс обучения, и он захочет продолжать заниматься дальше. Упражнения должны быть веселыми и динамичными, чтобы поддерживать интерес и радость от занятий.

Тренер должен садиться, чтобы быть на одном уровне с детьми, для установления доверительного контакта. Так ребёнок сможет сосредоточиться и услышать наставника.

Как тренеру заинтересовать ребенка 10-14 лет:

  • Формировать в коллективе тёплую и сплочённую обстановку, где каждый чувствует уважение и принятие.
  • Важно обращать внимание на всех участников команды, даже тех, кто пока не демонстрирует высоких результатов. В этом возрасте физическое развитие детей одного года рождения может значительно отличаться. Те, кому сегодня кажется менее способными, могут добиться заметного прогресса в будущем. Если тренер оказывает поддержку каждому ребёнку и даёт возможность проявить себя, то закладывает основу для их дальнейшего развития и успеха в спорте.
  • Предложите ребятам вести таблицы для контроля прогресса. В них можно будет записывать краткосрочные цели на неделю или месяц и следить за их выполнением. Такой метод позволит детям увидеть свои достижения и желать продолжать совершенствоваться.

Таблица мотивации подходит для работы с детьми любого возраста. Ее можно изменять для различных видов спорта, таких как волейбол или теннис.

Цели устанавливают на любой отрезок времени: чем старше ребёнок, тем продолжительнее срок достижения цели. В случае успешного завершения задачи ячейки окрашиваются в красный цвет.

Подростки 15-17 лет осознают влияние спорта на будущее и заряжаются личными достижениями. Важным мотивирующим фактором выступает постановление долгосрочных целей с последующим разделением их на достижимые этапы и отслеживание прогресса. Тренер может порекомендовать вести дневник тренировок для фиксации успехов и выявления областей, требующих улучшения.

Главная цель тренера — сформировать атмосферу, которая даёт детям ощущение поддержки, возможности наблюдать за собственным развитием и получать радость от тренировок.

Константин Агальцов

Что можно посоветовать родителям тренеру?

В детском спорте действует формула «ребёнок-тренер-родитель». Эта единая система предполагает выполнение каждым участником своей роли. Тренерам важно установить контакт с родителями, особенно в начале тренировочного процесса.

Чтобы увидеть ребёнка успешным в спорте, взрослым стоит демонстрировать ему дисциплину и образ жизни, благоприятный для здоровья. Дети переняли у родителей манеры поведения.

Если отец каждый вечер лежит на диване перед телевизором, а от ребенка требует регулярно ходить на тренировки, утверждая, что спорт полезен, у него возникает внутренний конфликт. Родители, желающие достижения результатов от детей, должны сами демонстрировать пример дисциплины, отношения к задачам и в целом к жизни.

Константин Агальцов

Старайтесь безусловно поддерживать ребенка. Если результат не оправдал ожиданий, скажите: «Я тебя все равно люблю, ты справишься». В случае победы искренне радуйтесь вместе с ним. Важно, чтобы ребенок чувствовал родительскую любовь в любых ситуациях. Проявляйте интерес к его чувствам и переживаниям, например, спрашивайте о тренировке, что получилось хорошо, а что — нет.

Хорошо поощрять, выделяя достижения и усердие ребенка. Финансовое вознаграждение — сомнительный подход. Разумнее провести семейное мероприятие: поход на игру любимого клуба или экскурсию.

Лучше поддерживать ребенка, чем исправлять его во время выступлений.

С годами малышам необходимо осознавать цель занятий спортом, поэтому родителям следует беседовать с ребёнком о его стремлениях и намерениях. Помочь ребёнку разглядеть перспективу поможет поддержать мотивацию в сложных и поворотных ситуациях.

Часто встречающиеся ошибки тренеров.

В детском спорте тренеры совершают ряд типичных ошибок.

  • Когда тренер выделяет некоторых учеников и обращает к ним больше внимания, это может сбить мотивацию остальных. Важно вести себя справедливо с каждым воспитанником.
  • В детском возрасте внимание уделяется спортивным достижениям. Основная задача — воспитание каждого ребёнка, а не стремление к победам любыми средствами.
  • В некоторых случаях тренеры на соревнованиях ограничивают участие одних игроков, предоставляя возможность выступать лишь самым талантливым. Остальные же остаются без игрового времени, что может лишить их важного опыта и желания заниматься дальше.
  • Ребенка не следует критиковать или подшучивать над ним. Критика должна относиться к конкретным действиям и ошибкам, а не к личностным качествам. Нельзя говорить: «Ты глупый!» или «Бестолковый». Злые шутки могут отбить желание заниматься спортом.
  • Детей тренируют по образцу взрослых. Некоторые тренеры не принимают во внимание возрастные характеристики детей, например, забывая о том, что малыши не могут длительное время сосредотачиваться. Необходимо чередовать нагрузки с отдыхом и использовать множество игровых элементов.
  • Не сообщают причины ошибок. Нужно указывать не только на них, но и показывать, как исправить. Можно разбить задание на части и отметить, где ребёнок работал хорошо, а где стоит улучшить результат.

Тренерам важно учитывать возрастные характеристики детей и помнить, что в детском спорте результат не единственный показатель успеха, важна гармония развития каждого ребёнка.