
Содержание:
- Что такое тренерство и коучинг: различия
- В каких ситуациях тренер может применять коучинговые приемы
- Коучинг предоставляет тренеру ряд значительных преимуществ, выступая в качестве действенного инструмента профессионального роста
- Вкратце, в чем заключаются различия между коучингом, психотерапией, менторством и консалтингом
- Рекомендации по чтению о коучинге: список книг от специалиста
В настоящее время слово «коучинг» приобрело широкую известность и используется в самых разных областях, которые не имеют очевидной связи между собой, будь то бизнес, образование или спорт.
Мы выяснили, что такое коучинг и почему человеку, уже работающему тренером и способному развивать людей и направлять их к достижению целей, может быть полезна соответствующая квалификация. Об этом корреспондентам «Педсовета» рассказала сертифицированный коуч (ICF), психолог, преподаватель, бизнес-тренер, карьерный консультант и эксперт НИИДПО, образовательной компании, входящей в группу АкадемСити, Марина Кусачева.
Что такое тренерство и коучинг: различия
На первый взгляд, тренер и коуч, кажется, выполняют схожие функции: они помогают людям развиваться, приобретать новые знания и добиваться поставленных целей. Однако, при более детальном рассмотрении, становится очевидно, что это два совершенно разных подхода. Различия заключаются как в применяемых методах, так и в позиции эксперта относительно того, к кому он оказывает содействие. Рассмотрим этот вопрос более детально.
Тренерство. Обучение, восходящее к античным временам, осуществлялось наставниками, обладавшими знаниями в области анатомии, физиологии и тактики. Они помогали спортсменам достигать вершин мастерства. Такой специалист передаёт свой опыт, способствует развитию умений и контролирует усвоение знаний учеником.
В спорте тренеры разрабатывают индивидуальные программы тренировок для спортсменов или команд, отслеживают их достижения и, при необходимости, вносят изменения в план. Бизнес-тренеры действуют по схожей модели: они формируют стратегию, предоставляют четкие инструкции и дают обратную связь. К примеру, они могут обучать продавцов методам преодоления возражений или помогать начинающим руководителям команд проводить совещания.
Подробнее
Коучинг. Изначально в Оксфорде в 1830-х годах термин «coach» (наставник) использовался для обозначения преподавателей, оказывавших студентам поддержку в достижении академических целей.
Коучинговый подход получил развитие и оформился в 1970-х годах, когда Тимоти Голви, тренер по теннису и бизнес-консультант, опубликовал книгу «Внутренняя игра в теннис». В ней он заложил фундамент коучинга и представил инновационный взгляд: достижения спортсмена, или любого человека, определяются не только тренировками, но и умением справляться с внутренними барьерами, такими как неуверенность, боязнь совершить ошибку и самобичевание.
Согласно мнению экспертов Голви, коучинг представляет собой метод, позволяющий активировать внутренние ресурсы человека. Коуч не дает рекомендаций и не корректирует, а содействует переключению внимания на собственные достоинства. Он не диктует, а задает вопросы, не выражает критику, а помогает выявить причины ошибок. К примеру, вместо указания «Не сгибай локоть», он предложит: «Обрати внимание на положение твоей руки».
Томаса Леонарда принято считать основоположником коучинга как профессии. Именно он основал первую в мире школу коучинга (Coach University), Международную федерацию коучей (ICF) и разработал этические нормы, модели проведения сессий и принципы работы, которые до настоящего времени применяются специалистами во всем мире.
По мнению Леонарда, каждый человек обладает потенциалом для развития. Роль коуча заключается в том, чтобы стимулировать этот процесс, содействовать постановке целей, помочь выявить сильные стороны и использовать их для достижения прогресса.
Сравним два подхода: тренерство и коучинг.
Критерий |
Тренер |
Коуч |
Цель работы |
Он обучает определенному навыку или технологии, демонстрирует, как это делать, предлагает практические задания и предоставляет обратную связь. К примеру, это может быть инструкция вроде: «Выполни 10 повторений», «В твоей работе есть неточность в положении руки», «Обрати внимание на правильную технику», «Выполни это упражнение, а затем покажи мне» |
Он способствует достижению поставленных целей и раскрытию скрытых возможностей. Для этого он задает вопросы, побуждающие клиента самостоятельно определить цель и наметить необходимые действия: «Что вы замечаете в своей манере представления?», «В каких ситуациях ощущаете неуверенность?», «Каким образом вы хотели бы изменить текущее положение дел?» |
Роль специалиста |
Это опытный специалист, который обладает знаниями и опытом и делится проверенной методикой |
Он выступает в роли партнера и помощника, не навязывает решения, а содействует тому, чтобы человек сам нашел верное направление |
Фокус внимания |
Сосредоточен на содержании — что делать и как |
Сфокусирован на человеке — зачем ты это делаешь |
Способ взаимодействия |
Директивный стиль предполагает предоставление указаний и надзор за их исполнением |
Подход, не предполагающий директив, включает в себя постановку вопросов, внимательное выслушивание и возврат ответственности за принятие решений клиенту |
Работа над ошибками |
Указывает на ошибки и подсказывает, как исправить |
Позволяет разобраться в причинах ошибки и устранить её без посторонней помощи |
Определение областей применения коучинговых техник: роль тренера
В ситуациях, когда компетенций тренера оказывается мало, на помощь приходят коучинговые методы. Это позволяет расширить возможности специалиста, не выходя за рамки его профессиональной деятельности.
Когда нужно сфокусироваться на цели. Перед началом тренинга целесообразно использовать коучинговые вопросы, такие как: «Какие изменения вы хотите увидеть?» или «По каким признакам вы определите успешность тренинга?». Это способствует внутренней мотивации: участник переходит из роли пассивного слушателя в активного, определяющего свои собственные цели и отвечающего за их достижение.
Когда нужно преодолеть застревание. Иногда студент следует всем рекомендациям, однако не демонстрирует прогресса. В таких ситуациях необходимо не повторять объяснения, а перенаправить его внимание на самоанализ.
Квадрат Декарта – это полезный инструмент, позволяющий рассмотреть ситуацию под разными углами и сделать правильный выбор. Для его применения необходимо ответить на четыре вопроса.
Данное упражнение способствует более обдуманным действиям: оно позволяет оценить последствия и потенциальные убытки, сопутствующие каждому из возможных решений
Эффект от тренинга необходимо закрепить сразу после его завершения. Без поддержки участники легко возвращаются к привычным моделям поведения и восприятия. Чтобы новый навык не был утрачен, тренер может интегрировать элементы коучинга.
Перед тем, как давать команде рекомендации по выходу из кризисной ситуации, тренер может начать с проведения SWOT-анализа.
В процессе проведения SWOT-анализа участники совместно формируют таблицу и отвечают на четыре вопроса
Когда нужно преодолеть сопротивление. Иногда клиент не выполняет поставленные задачи, либо сознательно, либо по неосознанию, игнорируя при этом важные рекомендации. В таких ситуациях можно предложить ему проанализировать причины произошедшего с помощью коучинговых вопросов, внимательного выслушивания и конструктивной, объективной обратной связи:
- «Что мешает тебе это применять?»
- «Как ты хочешь поступить в следующий раз?»
- «Какие аспекты твоего подхода к работе ты считаешь ключевыми?»
В момент, когда тренер переходит к коучинговой роли, ученик или группа начинают не только воспринимать информацию, но и размышлять, а также развиваться.
Коучинг предоставляет тренеру значительные выгоды, выступая в качестве эффективного инструмента личностного и профессионального роста
Решение тренера пройти обучение коучингу не влечет за собой смену профессии. Он продолжает выполнять свои функции, но получает новый взгляд: он учится определять мотивацию, устанавливать контакт с клиентами и поддерживать их развитие без принуждения. Далее мы обсудим, каким образом коучинг может помочь тренеру стать более квалифицированным специалистом.
Дает недирективность. Вместо того чтобы давать прямые указания, тренер задает вопрос: «Как ты сам поступил бы в этой ситуации?». Клиент перестает полагаться на чужое мнение и формирует собственную уверенность.
Помогает слушать эмпатически. В таких обстоятельствах это приобретает особенное значение, например, когда человек постоянно совершает ошибки, причем схожие по характеру. Если специалист способен анализировать полученные ответы и понимать истинные причины, лежащие в их основе, это позволяет ему сформировать более всестороннее представление.
Учит сопровождать изменения. Специалист с коучинговыми навыками способен удержать и увеличить продолжительность эффекта от обучения. К примеру, он может повысить заинтересованность, используя коучинговый подход: «Какие результаты вы получили на этой неделе?», «Что вы планируете попробовать завтра?»
Профилактирует выгорание. Постоянное «вытягивание» группы, повторные объяснения и борьба с сопротивлением быстро истощают ресурсы тренера. Коучинговые подходы учат взаимодействию и позволяют специалисту поддерживать высокий уровень энергии.
Вкратце, в чем заключаются различия между коучингом, психотерапией, наставничеством и консалтингом
Необходимо осознавать, что коучинг представляет собой самостоятельную методику. Коуч не заменяет психолога, наставника или консультанта, а применяет собственные принципы работы. Рассмотрим различия.
Чем коучинг отличается от наставничества. Наставник – это опытный специалист, готовый передавать свои знания. Он может сказать: «Я прошёл через это – вот мой опыт». Наставничество эффективно в тех случаях, когда кто-то уже имеет опыт решения подобных задач. К примеру, начинающий тренер обращается за советом к более опытному коллеге о том, как организовать тренировки для подростков, – и наставник рассказывает, каких ошибок следует избегать, а также какие методы и приспособления окажутся полезными.
Коуч не передает свой опыт, так как не считает себя экспертом, знающим, как лучше. Он способствует развитию самостоятельности и задает вопросы: «Что для вас приоритетно? Какие решения уже оказываются эффективными? В чем заключается ваша сильная сторона?» Это необходимо, когда отсутствует четкий план действий и требуется найти свой собственный путь.
Чем коучинг отличается от психологии. Психотерапевт помогает преодолеть внутренние ограничения, справиться с травмами и изменить повторяющиеся модели поведения, анализируя прошлый опыт и выявляя причины происходящего. Если человек испытывает застревание в состоянии горя, обиды или чувства вины, психотерапия способна помочь. Она способствует восстановлению душевной гармонии и помогает понять, какие факторы препятствуют полноценной жизни.
Коуч взаимодействует с людьми, которые готовы к изменениям. Его внимание сосредоточено на перспективах и шагах, ведущих к достижению желаемого результата. Эксперт формирует условия, в которых клиент самостоятельно принимает решения, поскольку не занимается интерпретацией, лечением или постановкой диагнозов.
Чем коучинг отличается от консалтинга. Консультант – это специалист, обладающий опытом и готовый предоставить конкретные рекомендации. Он изучает сложившуюся обстановку и указывает: «Необходимо внести следующие коррективы». Это подход «сверху вниз» – эксперт рассматривает систему в целом и предлагает пути ее решения.
Коучу не обязательно обладать глубокими знаниями в области деятельности клиента, поскольку его задача – содействовать поиску решения, опираясь на цели, мотивацию и ценности. Ключевым аспектом для специалиста является понимание того, какие стратегии будут наиболее эффективны для конкретного человека или группы. Именно поэтому коучинг особенно полезен в периоды неопределенности, развития и трансформации.
Подборка книг о коучинге: рекомендации от специалиста
- Джон Уитмор, «Внутренняя сила лидера. Коучинг как инструмент управления персоналом» (2012)
- Андрей Парабеллум «Коучинг как бизнес» (2012)
- Станислав Шекшня, «Эффективное управление свободными людьми» (2012)
- Максим Батырев «45 татуировок менеджера» (2013)
- Майлз Дауни «Эффективный коучинг» (2020)