Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

Читатель давно стремится к профессии учителя, но его останавливают опасения о трудностях работы в школе. О своей позиции высказываются Ольга Тилина, учитель русского языка и литературы из Новгородской области, и Александр Клещев, учитель-словесник из Москвы.

Мне 28 лет, и о профессии учителя я думаю уже десять лет. В школе был прекрасный учитель литературы, который прививал любовь к словесности и гуманистическое отношение к миру. Это повлияло на мои занятия и увлечения: я окончил филологический факультет, работал редактором и в сфере образования. Вместе с тем часто думал о том, чтобы уйти в школу — передать детям ценности, полученные от своего учителя. Но каждый раз, когда возникала такая возможность, меня останавливали страхи.

Я не справлюсь с детьми

На последнем курсе университета я подался в программу «Учитель для России». Хотел переехать куда-нибудь и стать дипломированным педагогом без отрыва от производства. Прошел первые созвоны, придумал план мини-урока и чувствовал себя уверенно, пока на очном этапе не попал на неожиданный «тест-драйв». Задача была провести занятие на замену, в роли детей были кураторы программы. Видимо, собрали все возможные паттерны непослушания и стали испытывать меня на прочность: кто-то бегал по классу, кто-то ругался, кто-то выглядывал в окно — и далее по списку. В кабинете летали самолетики, стоял гул, а я абсолютно не понимал, как вести себя в этом хаосе.

Эта ситуация подкосила мой дух. Я опасался, что в школе дети погубят меня на корню, и у меня не хватит сил для установления дисциплины. На «тест-драйве» были еще задания. К удивлению моему, я прошел этот этап, но следующий отказался выполнять.

Ольга Тилина:

Покой, только покой. Старайтесь не брать чужие классы, после другого учителя может быть сложно. Важно удержать внимание учеников с самого начала урока. В процессе занятия постоянно меняйте задания: например, если дети расшалились, объявите словарный диктант, даже если он не нужен. Написали несколько слов, внимание вернулось — продолжаем работу.

Александр Клещев:

На первых уроках дети всегда шумные: проверяют границы допустимого поведения. Иногда требуется строгость, иногда внушительное молчание. Но самое действенное — интересный урок. В школе есть замечательный предмет «Родная литература» без толковой программы и учебника. Поэтому здесь учитель сам себе режиссер. Мне показалось нужным с детьми разобрать Пушкина «Гробовщика». Начал разговор с того, любят ли они ужастики, поговорил о Стиве Кинге и сказал, что Дракулу придумали в России. Все — дети молча слушали, работали, и все три урока по теме не могли остановиться.


Материалы по теме:

  • Советы для поддержания порядка в кабинете.
  • ««Это меня просто бесит!» Как вести себя с трудными учениками?

У меня не будет личного времени

После университета я стал инструктором в образовательный проект, обучая педагогов работе с новыми технологиями. В проекте много было недавних студентов, молодежи, администрация активно приглашала их на работу. Это был неплохой шанс посмотреть жизнь школы изнутри и влиться в коллектив, если он нравился.

По мысли о том, чтобы попробовать стать учителем, размышляя о «разумном, доброе, вечном», вновь заставил меня задуматься опыт коллеги. Тот устроился в школу учителем истории. Его рабочий день начинался в восемь утра и заканчивался в пять вечера, когда дописывал планы уроков. Выходные тоже уходили на подготовку, а до баснословного двухмесячного отпуска было далеко. Личная жизнь исчезла, осталась только школа. Это меня напугало, и я снова отложил карьеру учителя на потом.

Ольга Тилина:

Первые два-три года могут быть сложными. Нужно самому изучить материал, проникнуться им, а затем начнут появляться результаты. Совет на первое время: браться не более чем за 23 часа, лучше параллельно, и использовать готовые разработки — существуют очень хорошие пособия.

Александр Клещев:

Работаю в школе первый год — времени хватает, а точнее, даже избытка. Занимательность работы даёт силы и время для увлечений больше, чем при работе в офисе.


Материалы по теме:

  • Учитель: гармония труда, жизни и себя.
  • Учителя, дышите полной грудью!

Школа — это территория несвободы

По окончании образовательного проекта, где я трудился, вновь столкнулся с выбором. Пожелал ещё раз рискнуть и направиться в школу. Загрузил резюме на сайте Департамента Образования Москвы и стал ожидать ответов. Через неделю пригласили на собеседование в школу, расположившуюся неподалёку от моего дома.

Первым этапом стало совещание с заместителем директора, который проверил мои знания предмета и опыт работы. Затем я пошёл на собеседование к директору. В это время директор увидел в окно ученика с хвостом на голове, что вызвало у него возмущение. Директор поручил разобраться с мальчиком, чтобы дети больше не появлялись в такой одежде в школе.
Позже выяснилось, что в учебном заведении действует строгий дресс-код: нельзя носить даже джинсы, не говоря уже о хвосте на голове у мальчика.

Мне показалось это откровенным мракобесием. В школьные годы мы ходили как угодно и выросли нормальными людьми. Я полагал, что любая школа — системная структура, и если где-то разрешат джинсы, то ограничат другими формальностями. Поэтому снова оставил свою идею и устроился в ритейл-компанию обучать персонал.

Ольга Тилина:

Правила одеяния могут быть установлены не только в школе. Посмотрите на любой офис или лицеи, гимназии — там даже форма. Не бойтесь этого. Важнее то, что внутри: коллектив, возможности, организация работы с способными детьми.

Александр Клещев:

Всё зависит от конкретной школы. У нас, к примеру, двум восьмиклассницам, которые каждый день приходят в новых косплей-нарядах, только пальцем грозят. Не скажу, что это правильно — но и несвободой вроде не назовешь. Учителей это тоже касается — никаких эльфийских ушек, конечно, но и в костюмы никто себя не затягивает. К тому же — свобода проявляется в творчестве на уроках и детях. Мальчик из моего класса как-то решил разукрасить всем желающим одноклассникам лица гуашью — нарисовал маски клоуна из фильма „Оно“ по Кингу, например. И так они пошли на музыку. Обошлось — несвобода, как говорится, не в коридорах, а в головах.


Материалы по теме:

  • «Образ — пустота»?. За что в школе ненавидят ярких учителей?

Я не прокормлю себя на зарплату учителя

Чувство пустоты охватило меня в какой-то момент новой работы. Я ушёл с прежней должности, решил стать копирайтером, погрузился в это ремесло и занялся написанием о образовании. Снова задумался: если всю жизнь хожу вокруг да около, пора уже сделать решительный шаг.

В Подмосковье я искал работу учителя. Готов был к любым трудностям: и нарушениям дисциплины, и дресс-коду, и перегрузкам. Хотел вносить больше осмысленного труда в свою жизнь. Но забыл про оплату труда. Начальствующему специалисту обещали 20 тысяч рублей в месяц, а я платил за жилье только 15. Стремление к самоотверженности оказалось дороже финансовой возможности.

Ольга Тилина:

В нашем регионе молодым учителям положены такие зарплаты. В начале своей работы я проживала в общежитии. Это существенно экономит средства.

Куда вам ехать — в деревню! В ней действуют разнообразные социальные программы. За отличную работу предусматриваются хорошие премии. Например, у меня ежемесячная доплата за результативность — 5000 рублей, плюс премии.

Александр Клещев:

В Москве учительская зарплата существенно выше средней по региону, позволяя без труда обеспечивать себя. Однако предъявляются высокие требования: желательно успешно сдать ЕГЭ по предмету преподавания на экспертный уровень (не менее 85%). Зарплата и настроение директора также зависят от показателей учеников. У меня пока не возникало проблем с этим.


Материалы по теме:

  • Пять способов увеличить заработок, работая учителем в школе.
  • Хорошо ли платят учителям в российских регионах?

Мой труд не оценят по достоинству

В последнее время меньше думаю о работе педагога. Может быть, это переменится во время очередного этапа поиска своего места. Однако недавний инцидент побудил меня сомневаться, следует ли полностью отдаться этому призванию.

У меня есть друг, педагог по призванию, у которого горящие глаза. Он пренебрёг финансовыми и психологическими трудностями и пошёл преподавать литературу в одной из школ региона. Создавал авторские пособия, художественные проекты, знакомил детей с современными писателями. В общем, преподавал нестандартно. Ученики прониклись к нему и предмету любовью. Родители же нет.

В течение года несколько раз высказывали претензии по поводу того, что мой приятель ходит в кроссовках, учит детей стихами современных авторов (а как же драгоценная классика?!), чуть ли не пропаганду ведет на уроках. В результате после таких жалоб его уволили.

Мне кажется, ни школе, ни большинству родителей и детей нужны благородные порывы. Может быть, наградой станут два-три увлеченных ребенка из класса, с которыми мы сможем найти общий язык. Стоит ли тратить на это время? Не знаю.

Ольга Тилина:

Виды родителей бывают разные, это естественно. Управление желает устойчивости, что также вполне приемлемо. Творческого человека могут не всегда понимать. Достаточно найти своё пространство.

Добрые стремления важны в нашей работе. Профессия отличается от, например, работы булочников или строителей, где результат очевиден мгновенно. Наш же эффект будет заметен лишь спустя 15-20 лет.

Александр Клещев:

Родители – не самое ужасное. Гораздо страшнее для специалиста, когда обнаруживаешь, что детям всё равно. В этом благородные стремления рассыпаются. Но и с этим можно бороться, если помнить, что хотя бы до трёх-четырех человек постигает смысл происходящего.

В начале апреля у меня возникло такое ощущение. На уроке по рассказу Астафьева «Васюткино озеро» (сложный для детей), один мальчик предложил вместо чтения разбора: «Например, герой не ест хлеб из запасов после того, как потерялся, потому что его испекла мама — и это его единственная связь с цивилизацией…». Было круто — и тогда уже никакие родители не страшны.


Материалы по теме:

  • Почему люди выбирают педагогику? Психолог выделил семь причин.
  • В быстром темпе уходят молодые педагоги из профессии.
  • В возрасте двадцати двух лет я старше учеников на четыре года. История обретения авторитета.
  • Шестнадцать рекомендаций начинающему педагогу в начале учебного года. »