Фото: img.freepik.com

Изображение: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Математик Сергей Веременко и психолог Виктория Шиманская. обсуждают Участники образовательного процесса обсуждают возникающие у них страхи и предлагают советы по их преодолению.

Страхи родителей

Сергей Веременко:

Страх — частая эмоция взрослых, когда приходят в школу поговорить с учителем о своем ребенке. Прежде всего им страшно быть плохими родителями. Понимая это, я стараюсь дать им опору: благодарю за то, что пришли поговорить, и встреча состоялась. Говорю что-то хорошее об их ребенке.

Комментарий психолога

Родители могут общаться с учителем по двум мотивам. Первый — желание поддержать ребёнка в преодолении затруднений.

Вторая причина – страх. Родители винят себя за неудачи ребенка, думают, что воспитали его неправильно, и неосознанно считают, что окружающие осуждают их за это. Это проявляется в самозащите через агрессию. Страх осуждения глубокий: в древние времена человека могли изгнать из племени за ошибки. Сейчас такой угрозы нет, но психика все равно реагирует.

Увидев подобную позицию, начните с поддержки: «Спасибо вам за сына. Вы хорошие родители. Он увлечен и переживает». Такие слова создают атмосферу безопасности и разрушают барьеры. Можно добавить идентификацию: «Ваш Коля хороший», чтобы родители почувствовали свою значимость.

Страхи детей

Сергей Веременко:

Дети испытывают два главных страха. Первый — быть замеченным: задать вопрос, ответить, высказать мнение. Страх настолько сильный, что, например, ученик 5–7 класса боится спросить, в какой тетради писать, нужно ли её сдавать. Вместо того, чтобы у учителя уточнить, он теряет часть урока, переживая и размышляя, что делать.

Второй — страх получить осуждающую реакцию от учителя и одноклассников из-за ошибки. Чтобы ошибки не казались невыносимыми и бьющими по личности, я провожу аналогию со спортом: «Гантели в этот раз не подняли, но ничего страшного. Повторим еще раз и получится».

Комментарий психолога

Преподавателям следует разъяснить ученикам, что урок – место для получения знаний, а оценка – не единственное средство самовыражения.

Как себя проявляет ученик:

  1. Тянет руку и отвечает на вопрос.
  2. Решает это в тетради.
  3. Может это обсудить.
  4. Спросить, когда что-то непонятно.
  5. Предложить тему для следующего урока.
  6. Предложить другой способ решения.
  7. Помочь учителю в организовать что-то.

Проведите обсуждение по этой теме с учениками и составьте памятки на уроке.

Обратите внимание, что ошибка не означает наказания.
Метафоры могут помочь снять тревогу. Например, можно сравнить решение задачи с экспериментом с лампочкой: при правильном ответе лампа загорается, а иногда для этого требуется несколько попыток. Если лампа не загорелась, это нормально, продолжаем эксперимент и ищем другие идеи.

Страхи директора

Сергей Веременко:

Руководство учебным заведением – задача с огромной ответственностью за обучение и жизнь каждого ученика. Давление оказывают представители управления образования, района, родители, педагоги и сами дети. Директор является последней точкой для разрешения вопросов и тем, кого все учащиеся боятся.

Комментарий психолога

Руководство страхом оказывается проще, чем с помощью доверия. По этой причине руководителей часто представляют как устрашающих начальников или злобных инспекторов. Но запугивание не эффективно мотивирует людей.

Учителя влияют на отношение детей и родителей к директору. Вместо того, чтобы создавать образ врага, следует проявлять уважение. Можно начать с того, что посещение директора основано на ценении его опыта, принципов и подхода к работе. Пусть учителя выражают это по-разному, но общая идея должна быть у всего педагогического коллектива.

Страхи учителей

Сергей Веременко:

На начальном этапе работы в школе меня беспокоило совершить ошибку перед учениками: неправильно решить задачу или не ответить на вопрос из-за отсутствия знаний. Сейчас я спокойно отношусь к подобным ситуациям. Даже если не знаю правильного ответа, мы вместе обращаемся к интернету или я привожу его на следующем уроке. Такое случается редко, но в целом нормально, когда что-то неизвестно или забыто.

Иногда забавно: решал одну задачу много раз, а потом всё забывается. Или говорю ученикам: «Это самое важное, как ты мог здесь ошибиться?», — и сам в этом месте ошибаюсь. В такие моменты помогает самоирония: «Слушайте, а чего я от вас хочу, если сам ошибаюсь?» Примером показываю, что каждый может ошибиться, и это нормально.

Комментарий психолога

Как учителю справиться со страхом ошибки:

  1. Разрешить себе допускать ошибки и понимать, что это естественно.
  2. Не скрывать от учеников, если ошибся.
  3. Пусть себе разрешите сказать прямо, если о чем-то не знаете, и отложить ответ на вопрос до следующего занятия.

Материалы по теме:

  • «Хочу стать учителем, но боюсь»
  • Кем себя видят будущие учителя? 7 рассуждений психолога о мотивации к профессии педагога.
  • Пять категорий родительского поведения, вызывающих опасение у учителей.