
Фотографии: АГН «Москва», иллюстрация: Юлия Замжицкая.
Алена Мартемьянова, психолог-консультант, сказкотерапевт, преподаватель и руководитель психологического центра «Иллюминатор», отвечает на вопросы о стрессе, который испытывают дети в период адаптации к школе. Проявляется ли он каким-то образом и что можно сделать для его снижения?
О чем переживают будущие первоклассники
Все дети волнуются перед первым днём в школе.
По поводу одноклассников
К семи годам ребенок, независимо от того, в детском саду ли воспитывался или дома, уже имеет представления о своих сверстниках.
К семи годам ребёнок обычно определяет, какая роль ему комфортнее: лидировать или следовать за кем-то. Если до школы малыш сталкивался с буллингом — в детском саду, кружке или на детской площадке, то ему может быть беспокойно о том, как сложится общение с одноклассниками.
По поводу учителя
Для ребёнка учитель — загадочная фигура с качествами бога. Важно показать ребёнку, что учитель обычный человек, как мама или папа. У него есть мысли, чувства, семья, дом, личная жизнь и увлечения. Понимание этого снижает детские волнения.
Важно отметить, что учитель занимает особое положение из-за своей профессии: по статусу превосходит ребёнка, будучи ни равноправным, ни приятелем.
По поводу других взрослых в школе
Встречаются подобные случаи, хотя и нечасто. Ребенок переживает из-за персонала школы: заведующего хозяйством, персонал столовой, уборщиц, охранников, заместителя директора и всех, кто входит в школьную систему власти.
Важно рассказать ребенку, что в школе есть не только ученики, учителя, но и другие люди, заботящиеся о том, чтобы там было удобно и приятно учиться.
По поводу учебы
Не все дети понимают, что такое «учиться», например, те, кто не ходил в детский сад или не посещал дошкольную подготовку. Задача — объяснить ребенку, что учеба — это овладение каким-то знанием с помощью взрослого. Стоит подчеркнуть, что знания нужны ребенку и у него все получится.
Некоторые малыши много учатся в детском саду и приобретают «синдром отличника», чтобы соответствовать ожиданиям близких. Такие дети могут переживать, что в школе им не удастся быть «идеальными». Чтобы не создавать дополнительный фактор стресса, стоит избегать навязчивых высказываний о том, что «я был отличником, закончил университет с красным дипломом, и ты должен учиться на одни пятерки».
Путь ребенка в школе индивидуальный и неизвестен заранее. От него многое зависит не только от наследственности и воспитания, но и от окружения и взрослых, с которыми ему предстоит взаимодействовать.
По поводу нового режима дня
С началом учебного года режим дня и образ жизни ребенка меняются. Чтобы снизить стресс, можно постепенно приучать его к новому распорядку. Например, смоделировать весь школьный день: дорогу в школу и обратно, обед, уроки. Так вы сами узнаете, что вас ждет, и поможете ребенку.
Симптомы «дошкольного» стресса
Чувства относительно приближающихся изменений различны.
- Ребенок беспокоится, когда говорят о том, что он станет первоклассником.
Не желает разговаривать о школе, о том, что является первоклассником, отводит беседу в сторону или удаляется.
- Говорит о школе в негативном ключе.
Фразы «Я не хочу, не пойду, не буду учиться; меня там не примут, учитель будет ужасный, дети будут издеваться» — явный признак дошкольного стресса.
- Регрессирует к младшему возрасту.
Ребенок внезапно ведет себя не по возрасту. Вчера демонстрировал сообразительность, ум и послушание, желал учиться в школе, а сегодня бегает, прыгает, не подчиняется, нарушает правила.
Все эти проявления — обычная реакция ребёнка на стресс, переживать не нужно. Обычно проходят самостоятельно через несколько дней или недель. При затянувшейся ситуации обратитесь к специалисту.
Как помочь ребенку
- Позвольте высказаться, разрядить напряжение.
Не стоит осуждать или пресекать эмоциональный всплеск ребёнка. Если малыш плачет, бросает предметы, ползёт по полу, топает ногами, предоставьте ему возможность безопасно выпустить весь негатив. Разговор о случившемся возможен только после успокоения ребёнка.
- Чаще хвалите, но делайте это правильно.
Вместо общего «молодец» лучше хвалить за определённые действия, акцентируя внимание на желаемых чертах ребёнка и выражая своё отношение к его поступку.
Сборка конструктора у тебя заняла время, но ты не сдался. Твоё упорство меня восхищает.
- Скажите «нет» оценочным высказываниями и сравнениям.
Сравнивать ребенка с другими детьми — крайне унизительно и может быстро снизить самооценку. Лучше сравнивать его только сам с собой: «Вчера ты был более собран, это было замечательно. Сегодня ты не так продуктивен. Возможно, есть причины? Давай обсудим их вместе и постараемся решить эту проблему».
Материалы по теме:
- Пять заблуждений родителей о перемещении ребёнка из дошкольного образования в общеобразовательную систему.
- Виды шестилеток: классификация по уровню подготовки к школьному обучению.
- Что значит «быть готовым к школе»?