Фото: img.freepik.com

Фотографии: АГН «Москва», иллюстрация: Юлия Замжицкая.

Алена Мартемьянова, психолог-консультант, сказкотерапевт, преподаватель и руководитель психологического центра «Иллюминатор», отвечает на вопросы о стрессе, который испытывают дети в период адаптации к школе. Проявляется ли он каким-то образом и что можно сделать для его снижения?

О чем переживают будущие первоклассники

Все дети волнуются перед первым днём в школе.

По поводу одноклассников

К семи годам ребенок, независимо от того, в детском саду ли воспитывался или дома, уже имеет представления о своих сверстниках.

К семи годам ребёнок обычно определяет, какая роль ему комфортнее: лидировать или следовать за кем-то. Если до школы малыш сталкивался с буллингом — в детском саду, кружке или на детской площадке, то ему может быть беспокойно о том, как сложится общение с одноклассниками.

По поводу учителя

Для ребёнка учитель — загадочная фигура с качествами бога. Важно показать ребёнку, что учитель обычный человек, как мама или папа. У него есть мысли, чувства, семья, дом, личная жизнь и увлечения. Понимание этого снижает детские волнения.

Важно отметить, что учитель занимает особое положение из-за своей профессии: по статусу превосходит ребёнка, будучи ни равноправным, ни приятелем.

По поводу других взрослых в школе

Встречаются подобные случаи, хотя и нечасто. Ребенок переживает из-за персонала школы: заведующего хозяйством, персонал столовой, уборщиц, охранников, заместителя директора и всех, кто входит в школьную систему власти.

Важно рассказать ребенку, что в школе есть не только ученики, учителя, но и другие люди, заботящиеся о том, чтобы там было удобно и приятно учиться.

По поводу учебы

Не все дети понимают, что такое «учиться», например, те, кто не ходил в детский сад или не посещал дошкольную подготовку. Задача — объяснить ребенку, что учеба — это овладение каким-то знанием с помощью взрослого. Стоит подчеркнуть, что знания нужны ребенку и у него все получится.

Некоторые малыши много учатся в детском саду и приобретают «синдром отличника», чтобы соответствовать ожиданиям близких. Такие дети могут переживать, что в школе им не удастся быть «идеальными». Чтобы не создавать дополнительный фактор стресса, стоит избегать навязчивых высказываний о том, что «я был отличником, закончил университет с красным дипломом, и ты должен учиться на одни пятерки».

Путь ребенка в школе индивидуальный и неизвестен заранее. От него многое зависит не только от наследственности и воспитания, но и от окружения и взрослых, с которыми ему предстоит взаимодействовать.

По поводу нового режима дня

С началом учебного года режим дня и образ жизни ребенка меняются. Чтобы снизить стресс, можно постепенно приучать его к новому распорядку. Например, смоделировать весь школьный день: дорогу в школу и обратно, обед, уроки. Так вы сами узнаете, что вас ждет, и поможете ребенку.

Симптомы «дошкольного» стресса

Чувства относительно приближающихся изменений различны.

  1. Ребенок беспокоится, когда говорят о том, что он станет первоклассником.

Не желает разговаривать о школе, о том, что является первоклассником, отводит беседу в сторону или удаляется.

  1. Говорит о школе в негативном ключе.

Фразы «Я не хочу, не пойду, не буду учиться; меня там не примут, учитель будет ужасный, дети будут издеваться» — явный признак дошкольного стресса.

  1. Регрессирует к младшему возрасту.

Ребенок внезапно ведет себя не по возрасту. Вчера демонстрировал сообразительность, ум и послушание, желал учиться в школе, а сегодня бегает, прыгает, не подчиняется, нарушает правила.

Все эти проявления — обычная реакция ребёнка на стресс, переживать не нужно. Обычно проходят самостоятельно через несколько дней или недель. При затянувшейся ситуации обратитесь к специалисту.

Как помочь ребенку

  1. Позвольте высказаться, разрядить напряжение.

Не стоит осуждать или пресекать эмоциональный всплеск ребёнка. Если малыш плачет, бросает предметы, ползёт по полу, топает ногами, предоставьте ему возможность безопасно выпустить весь негатив. Разговор о случившемся возможен только после успокоения ребёнка.

  1. Чаще хвалите, но делайте это правильно.

Вместо общего «молодец» лучше хвалить за определённые действия, акцентируя внимание на желаемых чертах ребёнка и выражая своё отношение к его поступку.

Сборка конструктора у тебя заняла время, но ты не сдался. Твоё упорство меня восхищает.

  1. Скажите «нет» оценочным высказываниями и сравнениям.

Сравнивать ребенка с другими детьми — крайне унизительно и может быстро снизить самооценку. Лучше сравнивать его только сам с собой: «Вчера ты был более собран, это было замечательно. Сегодня ты не так продуктивен. Возможно, есть причины? Давай обсудим их вместе и постараемся решить эту проблему».


Материалы по теме:

  • Пять заблуждений родителей о перемещении ребёнка из дошкольного образования в общеобразовательную систему.
  • Виды шестилеток: классификация по уровню подготовки к школьному обучению.
  • Что значит «быть готовым к школе»?