
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Учитель истории Константин Тимченко из московской школы № 185 реализует проект, в ходе которого вместе с учениками находит и передаёт семьям участников Великой Отечественной войны редкие снимки, фрагменты кинохроники и звуковые записи голосов их близких.
Неслучайная случайность
Рассказы матери о дедушке, погибшем во время Великой Отечественной войны, юному Косте не предвещали того, что будущий преподаватель истории Константин Тимченко придёт работать в московскую школу № 185 с музеем боевой славы 242-й стрелковой дивизии – той самой, где сражался его прадед.
В музее представлены подлинные артефакты с мест сражений дивизии, копии документов и писем солдат.
Музейная деятельность для молодого историка стала естественным и осознанным делом. Сложнее было вовлечь учеников, для которых события Великой Отечественной войны кажутся всё более отдаленными с каждым годом.
Шесть лет назад педагог разработал новый проект «Алексей, Алешенька, сынок». Тимченко черпал вдохновение из песни на слова Андрея Дементьева, музыку к которой написал Евгений Мартынов. В песне рассказывается о матери, которая много лет спустя узнала своего сына, не вернувшегося с войны, в документальной хронике Великой Отечественной войны в сельском клубе.
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
— Алексей! Алешенька! Сынок!
— Словно сын ее услышать мог…
Тимченко посоветовал учащимся определить имена воинов и установить их личность по архивным снимкам — документальным кадрам кинохроники и фотографиям того времени.
Пещера Алибабы для юных историков
«Мы начали поиски солдат и командиров 242-й стрелковой дивизии и 30-й армии, в которую входила дивизия, — рассказывает Тимченко. Обратились в Российский государственный архив кинофотодокументов. В архиве нас поняли и пошли навстречу. Получили доступ к драгоценным пленкам и фотокадрам и начали поисковую работу по восстановлению памяти о погибших. С самого начала мы ставили перед собой задачу искать ныне живущих родственников погибших воинов и передавать им цифровые копии архивных фото».
Проект привлек учащихся пятых-десятых классов. Из-за ограничений архива работать могут небольшие группы, поэтому учитель с каждым классом посещает архив поочередно. Учащиеся изучают документы, фиксируют сведения в таблицы: фамилию, имя (при наличии), звание (научились определять по нашивкам и петлицам), награды (также важно уметь отличать медали от орденов).
— Следующий этап, — продолжает Тимченко, — это онлайн-работа с открытыми базами данных Министерства обороны и других ведомств. Молодые люди учатся анализировать информацию, применять поисковые фильтры, сопоставлять факты. Это приучает к структурированному мышлению, системному подходу, терпению, в конце концов!
После того как ребята применив навыки, фильтры и терпение, определили в архивной базе адрес воина — обычно это довоенный адрес — начинается третья стадия поисков: поиск ныне живущих родственников погибшего. Прошло более 75 лет, карта страны перекроена, многие деревни и поселки исчезли, фамилии изменились… Но ученики вместе с учителем выработали успешный алгоритм поисков.
В месте, указанном как адрес воина, обращаются в организации ветеранов Великой Отечественной войны, поисковые отряды, школы. Пишут письма с информацией о найденном и вопросами о людях с такой фамилией, сохранились ли улица и дом с таким адресом. Просят помочь найти родственников погибшего, чтобы передать им архивную фотографию деда или прадеда. Никто не отказывается. Однажды по письму местные краеведы просмотрели подшивку газеты за 50 лет и нашли нужное!
Искать и не сдаваться
Тимченко неоднократно замечал, что письма с просьбой о помощи побуждают школьников вместе с учителями более пристально изучать события Великой Отечественной войны и участвовать в поисковой работе. Часто москвичи связываются со своими корреспондентами по видеосвязи, обсуждая детали и ход поисков.
Много таких побед, некоторые из них:
Фото летчика Михаила Габринца, погибшего в мае 1942 года, передали внучке и правнучке в Калининград. Фото политрука Венедикта Полегаева отправили в Волгоград четырем поколениям семьи Полегаевых, которые специально съехались для этого из разных мест.
Ребятишек Игибая Базарбаева обнаружили в Казахстане, где после войны он занимал должность руководителя колхоза, и передали им фотографию с военных лет – единственную в семейном альбоме.
Дочь старшины роты разведки Александра Жукова, погибшего при освобождении Вены, получила его снимок. Фотографию разведчика Евгения Кузнецова, сделанную военным корреспондентом за несколько дней до гибели в июне 1943 года, передали его сестре Вере Степановне, проживающей в Котласе. Это удалось сделать с помощью учеников местной школы, которые вместе с участниками проекта «Алексей, Алешенька, сынок» провели онлайн видеовстречу. Вере Степановне на тот момент было 95 лет, и это оказалась единственная фотография брата у нее.
Проект учителя Тимченко и учеников 185-й школы получил международное признание: поиски семейных реликвий часто объединяют потомков воинов Великой Отечественной войны, проживающих в разных государствах. Так, школьникам удалось найти родственников старшего батальонного комиссара Семена Беспрозванного, погибшего при освобождении Освенцима. Семья подключилась к общей встрече со школьниками через Zoom. В разговоре приняли участие внуки и правнуки С.Беспрозванного из России, Японии, Израиля, США и Великобритании.