
С раннего детства сказки переносят нас в волшебный мир, где благо всегда торжествует над злом, а герои преодолевают самые сложные испытания. Однако сказочные рассказы – это не только увлекательные повествования. Сказочные истории могут обладать глубоким смыслом и служить средством для самопознания.
Статья посвящена сказкотерапии, её типам, техникам семейной терапии и правилам создания терапевтических сказок.
Что такое сказкотерапия
Сказкотерапия – это метод психотерапии, где применяют сказки для работы с внутренними переживаниями человека. Цель этого подхода – через метафорические истории помочь лучше понять свои чувства и найти решения для сложных жизненных ситуаций. Несмотря на название, сказкотерапия подходит как детям, так и взрослым.
В отличие от традиционного прочтения сказок, сказкотерапия не ставит целью однозначное истолкование смысла. Главное — дать возможность каждому увидеть в истории то, что связано с его внутренними желаниями и чувствами. В работе с ребенком важно помочь ему самостоятельно обнаружить смысл сказки и не навязывать собственное видение.
Сказки полезны как для детей, так и для взрослых по многим причинам.
- Способствуют познанию мира и становлению системы ценностей. Сказки учат важным вещам: о противостоянии добра и зла, о любви и дружбе, о преодолении трудностей и поиске решений в сложных моментах.
История из сказок – это «банк жизненных ситуаций», который помогает ориентироваться в реальности. - Игра имеют важное значение для эмоционального развития. Позволяют выражать и проживать разнообразные эмоции, от страха до радости, создают безопасное пространство для исследования чувств. Это особенно важно при работе с детьми, так как им часто трудно передать свои переживания словами.
- Формируют «нравственный иммунитет» Способность человека сопротивляться разрушительному влиянию внешней среды с помощью внутренних духовных и нравственных сил. Сказки помогают освоить преодоление трудностей, заметить новые перспективы и изменить собственную жизнь.
Сказки оказывают большое значение в психотерапии, так как способны воздействовать на подсознание и эмоции человека.
Американский психотерапевт Милтон Эриксон, основатель эриксоновского гипноза, первым применил сказки в психотерапии.
Ему заметил, что во время повествования метафорических историй человек погружается в легкий транс. В этом состоянии активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию и абстрактное мышление, снижается критичность. Это позволяет более гибко воспринимать информацию и находить нестандартные решения.
Какими бывают терапевтические сказки
Терапевтические сказки обладают разной формой, зависящей от задач, поставленных психологом или родителем. Существуют типы сказок, каждый из которых действует на личность человека специфично.
Художественные сказки Это классические народные или авторские сказки, знакомые нам с детства. Их применяют в терапевтических целях, поскольку они передают универсальные жизненные уроки через образы и символы. Сказки помогают детям и взрослым осмыслить свои переживания и ситуации через призму известных сюжетов. Например, «Репка» демонстрирует важность совместной работы, а «Белоснежка и семь гномов» учит находить помощь и поддержку даже в трудных ситуациях.
Дидактические сказки Яркий обучающий характер у этих материалов проявляется в передачи конкретных знаний или навыков, которые часто применяются в воспитательном процессе. Хорошим примером служит сказка «Мойдодыр», которая обучает детей значению гигиены.
Психокоррекционные сказки Создаются для исправления конкретных поведенческих или эмоциональных проявлений у ребенка. Если, например, ребенок боится темноты, можно поведать ему историю о смелом персонаже, преодолевающем этот страх.
Психотерапевтические сказки Позволяют ребёнку или взрослому понять и усвоить собственные чувства, пересмотреть происшествия, преодолеть эмоциональные препятствия и отыскать новые подходы к решению затруднений.
Сказка «Путешествие маленькой тучки» рассказывает о тучке, которая не могла найти себе места и грустила. Поняв, что пролив дождь, она приносит жизнь цветам и деревьям, тучка радуется. Сказка помогает детям и взрослым понять, что даже негативные эмоции и переживания могут быть полезными и важными, если найти им правильное применение.
Медитативные сказки Предназначены для расслабления и снятия напряжения. В подобных историях отсутствует замысловатый сюжет или противостояния, а главное внимание уделяется формированию нежных и успокаивающих представлений.
В сказке «Танцующий светлячок» повествуется о маленьком светлячке, зажигающем каждый вечер свой свет и танцующем среди трав и цветов. Его свет наполняет пространство теплом и уютом, успокаивая всё живое. Сказка рисует образ тихой ночи и ощущение защищенности.
Какие бывают сказочные сюжеты
Сказки подразделяются на два вида: традиционные и авторские.
Традиционные сюжеты Это истории, передаваемые из поколения в поколение, хранящие коллективную мудрость и культурное наследие. Сказки часто содержат универсальные архетипы и символы, которые легко узнаются и понимаются интуитивно: например, герой, злодей или волшебный помощник.
Классические сказки, такие как «Золушка», «Красная Шапочка» или «Три поросенка», встречаются в разных вариантах у различных культур. Все они повествуют о схожих темах: герой преодолевает препятствия, сражается со злом, ищет свое место в мире и добивается справедливости.
Эти сказки дают детям и взрослым возможность понять основы нравственности и усвоить понятия добра и зла, справедливости и долга.
Авторские сюжеты Это истории, созданные конкретными писателями. Основаны они на традиционных сказках, но дополнены уникальными элементами, присущими творчеству каждого автора. Такие произведения обычно полны многослойных метафор, отражающих личный опыт и мировоззрение автора.
Авторские истории в сказкотерапии эффективны при работе с серьезными психологическими трудностями и тогда, когда классические сюжеты не вызывают резонанса. С помощью таких сказок можно осмыслить сложные эмоции: страх, потерю или стремление найти смысл существования.
Кристиан Андерсен, Льюис Кэрролл и братья Гримм, основываясь на фольклоре, придумывали оригинальные сюжеты. Например, «Алиса в Стране чудес» Кэрролла полезна для работы с темами идентичности, самооценки и адаптации к изменениям.
Что должно быть в терапевтических сказках
Для успешного применения сказки в терапевтических целях необходимо наличие определённых ключевых элементов.
1. Есть близость к реальной жизни. Чтобы сказка повлияла на слушателя, главному герою нужно сталкиваться с трудностями, напоминающими реальные проблемы слушателей. Listener должен видеть в главном персонаже отражение себя.
2. Есть конфликт или неразрешимая проблема. В центре любой терапевтической сказки — конфликтная ситуация, требующая разрешения. Гроу оказывается перед сложной задачей или проблемой, подобной тому, с которым сталкивается слушатель в своей жизни. Это вызывает эмоциональный отклик и побуждает задуматься о собственных трудностях.
3. Появляются волшебные помощники. В терапевтических сказках встречаются магические помощники: феи, волшебники и подобные существа. Помощники дают герою указания, но не решат его проблемы. Такие персонажи символизируют внутренние ресурсы и интуицию, которые помогают слушателю найти решение. Важно, чтобы выбор и действия оставались за героем. Это подчеркивает идею о личной ответственности и возможности справиться с трудностями самостоятельно.
4. Нужно проходить испытания. Новая задача открывает герою возможности для роста и решения проблемы. Испытания представляют собой жизненные уроки, применимые к реальной жизни. Преодоление трудностей в сказке помогает слушателю поверить, что его проблемы тоже разрешатся при упорстве и смелости.
5. Происходит магическое превращение. Ключевым элементом терапевтической сказки является трансформация: герой или обстановка меняются с развитием повествования. Так слушатель, работая со сказкой, переосмысливает проблему, своё отношение к ситуации или самого себя.
6. Применение опыта в действительности. Дает возможность слушателю рассмотреть, как волшебные уроки и решения могут помочь преодолеть трудности. В ходе обсуждения сказки терапевт показывает слушателю, где найти подобные параллели и как применить полученный опыт.
Как работать с терапевтическими сказками
Несколько техник позволяют получить максимум от сказкотерапии. К основным относятся обсуждение, рисование, лепка и работа с эмоциями.
Обсуждение. Слушатель может глубже понять сказку и связать её с собственным опытом при помощи открытых вопросов, стимулирующих размышления. Например: «Какие чувства вызвал у тебя герой?», «Как ты понимаешь поступки персонажей?», «Что в этой сказке показалось тебе наиболее важным?».
Во время обсуждения применяется техника рефрейминга, которая подразумевает изменение взгляда на проблему. Например, если ребёнок считает героев сказки сильными и самодостаточными, это может помочь ему понять, что у него тоже есть такие же качества, которые можно совершенствовать.
Рисование По мотивам сказки помогает визуализировать переживания и работать с подсознанием. После прочтения сказки участникам предлагается нарисовать то, что больше всего запомнилось или вызвало сильные эмоции — любой образ, который ассоциируется с историей.
Необходимо обсудить с участниками их работы. Задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь, глядя на свой рисунок?», «Где видишь себя на этом рисунке?», «Что бы хотел изменить в своем рисунке?». Так вы сможете понять внутренний мир человека и выявить его скрытые эмоции и желания.
Ребёнку можно предложить внести изменения в рисунок, если хочется что-то поправить или добавить.
Лепка Создание объемных фигур – способ выражения эмоций. Данный метод отлично подходит детям, так как развивает мелкую моторику и усиливает переживание чувств.
Участникам предложено слепить из глины или пластилина персонаж или сцену любимой сказки.
По завершении лепки необходимо обсудить выполненные работы.
Вопросы могут касаться чувств персонажа, его переживаний и того, что помогает ему преодолеть трудности.
Эмоции. Сказки способствуют осознанию и проживанию подавленных эмоций, которые пока не совсем понятны. Также они создают защищённое пространство для исследования и выражения чувств без опасения осуждения.
В работе с эмоциями применяют разные символические средства, такие как «волшебный талисман» или «противомонстровый фонарик». Эти средства помогают детям преодолеть внутренние страхи и неуверенность, ощутить себя в безопасности.
Главное о сказкотерапии
- Сказкотерапия — психотерапевтический метод, применяющий сказки для решения эмоциональных и психологических проблем. Чрез метафоры и образы человек постигает свои внутренние переживания и находи возможность разрешить трудности.
- Слушатели и читатели сказок часто отождествляют себя с главными героями, что дает возможность пережить их опыт и применить его к своей собственной жизни.
- Сказки помогают выражать и переживать эмоции, которые могут быть скрыты или не осознанными.
- Прохождение героем испытаний в сказках даёт слушателям возможность обрести новый опыт, пригождающийся для решения жизненных проблем.
- Сказкотерапия предлагает защищенную среду для испытания новых способов преодолевать трудности, получения поддержки и защиты.