Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Что такое дизартрия и как с ней работать
  • Как работает метод театрализации при дизартрии
  • Как включить родителей в коррекционную работу

В Камчатском госуниверситете им. Витуса Беринга была проведена проверка новаторского подхода к исправлению серьезных речевых расстройств у детей, известных как дизартрия. Эксперимент показал, что театрализованные элементы, использованные в занятиях, эффективны в сочетании с дыхательными упражнениями и другими техниками, применяемыми логопедами и педагогами-психологами. Результаты исследования были представлены магистрантом КамГУ Елизаветой Бейдин Педсовету.

Что такое дизартрия и как с ней работать

Дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся неспособностью ребенка произносить слова и фразы отчетливо, что проявляется в невнятной, несвязной речи, а также в измененной скорости говорения – либо слишком быстрой, либо слишком медленной. Для достижения положительных результатов в коррекции необходим комплексный подход:

  • консультации невролога;
  • работа с логопедом и психологом;
  • регулярные занятия дома с родителями и в детском саду с воспитателем.


Выявление речевых трудностей у ребенка может оказаться сложной задачей, особенно в начале развития. Логопеду необходимо знать, какие особенности являются нормальными для определенного возраста, а какие требуют обращения к специалисту. Наличие таких ориентиров облегчает диагностику и позволяет родителям понятно объяснить необходимость консультации.

Читайте также:
Как понять, что пора к логопеду

Подробнее

В рамках магистерской диссертации Елизавета Бейдина, работая под руководством Елены Виноградовой, доцента кафедры теоретической и практической психологии КамГУ, разработала и апробировала театрализацию как инструмент коррекционной работы, проведя тестирование на группе дошкольников.

Как работает метод театрализации при дизартрии

Воспитатель вместе с детьми ставил на сцене русские народные сказки, такие как «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Теремок» и «Маша и медведь». Эти персонажи хорошо известны детям дошкольного возраста, а в основе сюжетов заложены поучительные элементы. Благодаря этому, их можно использовать для решения сразу нескольких задач:

  • развивать связную речь, словарный запас и интонационную выразительность;
  • расширять знания об окружающем мире и обучает основам безопасности;
  • тренировать память и внимание.

Перед постановкой спектакля «Колобок» с детьми провели беседу о том, почему не стоит разговаривать с незнакомыми людьми.

Занятие занимало приблизительно тридцать минут и состояло из трех этапов:

  1. Организационный момент. Преподаватель объявлял тему и распределял роли.
  2. Основная часть. Театрализованная постановка.
  3. Обсуждение. Участники обменивались мнениями, рассказывая о новых знаниях и наиболее запомнившимися аспектами.

Для подготовки к занятию педагог отбирала книги и иллюстрации, подбирала загадки о персонажах и планировала инсценировки сказок. Детям выдавались маски и роли волка, медведя, лисы, чтобы они могли их отыгрывать. В процессе игровой театрализованной деятельности дошкольники выполняли артикуляционную гимнастику: например, изображали, как волк скалит зубы, а кошка вылизывает сметану с усов.

Мы работали над просодическими аспектами речи, уделяя внимание регулированию тембра, высоты и громкости голоса, мелодики и скорости. Мы расставляли паузы и акценты, контролировали дыхание и стремились к тому, чтобы дети говорили медленно, четко произнося слова.

Елизавета Бейдина

Театрализованные занятия способствуют развитию у детей речи, познавательных способностей и навыков общения:

Направление развития

Примеры

Речь и просодика

Элементы, формирующие голос: темп, тембр, интенсивность, паузы и акценты

Словарный запас и дикция

Обогащение словарного запаса, выразительная дикция и отсутствие пауз

Психические процессы

Внимание, память, воображение

Социальное взаимодействие

Сотрудничество в группе

Театрализованные постановки вызывают у детей большой интерес, и они с удовольствием принимают в них участие. Также в процессе таких игр ведется работа над коррекцией поведения, благодаря чему дети учатся находить общий язык и взаимодействовать друг с другом как в реальных, так и в вымышленных обстоятельствах.

Елизавета Бейдина

Достигнутые результаты оказались лучше, чем предполагалось. У детей с дизартрией, посещавших театрализованные занятия, зафиксирован положительный сдвиг: речь дошкольников стала более понятной, они начали произносить слова и составлять предложения, проявляя осознанность и не торопясь.

Как включить родителей в коррекционную работу

Специалисты по дефектологии и логопедии могут подготовить для родителей информационные листки с рекомендациями по занятиям с детьми в домашних условиях:

  • Поощряйте чтение детям вслух, уделяя внимание четкости и эмоциональной окраске произношения.
  • Чтобы улучшить дыхание, выполняйте дыхательные упражнения: делайте вдохи и выдохи через нос, чередуя длительные, на четыре счета, и более короткие. Также будет полезно дуть в коктейльную трубочку или надувать воздушные шары.
  • Для коррекции артикуляции и укрепления мышц языка и губ применяйте логопедические тренажеры, такие как логобусины.
  • Для детей с дизартрией рекомендуется включение лечебной физкультуры и массажа в распорядок дня, поскольку у них часто наблюдается напряжение мышц.
  • Для поддержки детей в преодолении трудностей рекомендуется сотрудничество с психологом, способным оказывать мотивационную поддержку.

Театрализованные методы – действенный и интересный способ комплексной коррекции дизартрии. Они способствуют развитию речи и делают процесс обучения более запоминающимся как для детей, так и для взрослых.