Фото: img.freepik.com


Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Многие считают, что драматические кружки необходимы для детей, стремящихся к профессии актёра. Однако режиссёр, педагог и руководитель… Театра юношеского творчества в Санкт-Петербурге Евгений Сазонов Театр воспитывает душу, растит личность, поэтому студия принесет пользу даже будущим программистам, инженерам и бухгалтерам. Педсовет обсудил с Евгением Юрьевичем, чем отличаются ребята, которые с юных лет учились верить, как К. С. Станиславский, и размышляли над гамлетовским «быть или не быть».

Театр начинается с ребёнка

В любой системе есть отправная точка. В детском театре она – ребёнок. На взрослой сцене режиссёр использует актёрское мастерство. Дети его ещё не владеют, поэтому режиссёр взаимодействует напрямую с душой.

Матвей Григорьевич ДубровинОснователь Театра юношеского творчества не желал выращивать исключительно московских и комиссаржевских артистов. Создавая театр-школу в 1956 году, он ясно видел, что театральным искусством можно воспитывать.

Главная цель ребёнка — рост и развитие. Такова была задача всегда, начиная с Древней Греции. На развитие влияет среда. Театр – особая среда: ребёнок попадает в неё и навсегда остается частью её мира.

Евгений Сазонов, став учеником Дубровина, по-прежнему не может покинуть Театральное училище им. Б. Щукина.

Если дети выбирают театр, то он меняет их. Даже если вырастут и не станут актёрами, культура, атмосфера творчества впитаются в них и останутся, какую бы профессию не выбрали во взрослом возрасте.

Дети приходят в театр за помощью

Многие дети поступают в студию по инициативе родителей. Родители хотят, чтобы у детей было занятие, чтобы им не скучать на улице, чтобы они стали чтецами.

«Я спрашиваю людей на входе: «Ты зачем пришел в театр?» Варианты ответов такие: «хочу стать актером», «мама велела», «мой папа здесь учился». Очень редко говорят, что театр развивает. Но и это не вся правда», — делится Евгений Сазонов.

Дети обращаются за поддержкой, не всегда понимая этого. Стремятся преодолеть страх, комплексы, трудности в общении. потребности:

  • в общении;
  • в познании;
  • в игре.

Реализовать права:

  • на собственное мнение;
  • на совершение ошибки;
  • на озорство.

Театр отвечает этим потребностям. Даже репетиция – больше удовлетворение порывов души, которые часто даже не сформулированы, чем создание спектакля. Выбор репертуара – словно выбор судьбы. Нет ребенка, которого бы театр не привлек, и нет детей, непригодных для театра.

Я всегда рассказываю юным артистам, ступающим в ТЮЗ: «Хочешь заниматься театром? Добро пожаловать!»

Принципы театральной педагогики

Детский театр и педагогика тесно связаны. В первом зале ТЮЗа над креслом М. Г. Дубровина висели два портрета — К. С. Станиславского и А. С. Макаренко.

В студии дети являются субъектами воспитания, им дается возможность творить, шутить, принимать решения. Цель ТЮТа – открытие детей через сцену.

Дубровин стремился построить театр без интриг, зависти и завышенной самооценки. Для этого он отменил иерархию обычного театрального коллектива, где актеры и режиссеры становятся «небожителями», а технические сотрудники выполняют все их требования. В студии все участвуют во всех процессах: сегодня человек играет главную роль, завтра помогает со светом, сегодня — режиссер, завтра — костюмер.

В педагогическом процессе каждый ребенок получает индивидуальное внимание, не сравниваются и не оцениваются. Во время репетиций акцент делается на изучении мотивации героев, их мыслей и чувств, а также на освоении сцен и движений.

Принципы работы педагога ТЮТа Основатель сформулировал его ещё в начале, и на протяжении десятилетий положения остались неизменными.

  • быть высокообразованным человеком;
  • любить детей;
  • обладать чувством юмора;
  • не лгать;
  • видеть в ребенке человека;
  • не посягать на человеческое достоинство;
  • Стараться проявлять уважение и внимание к решению, которое принял ребенок.
  • признавать право на игру и шалость;
  • Допускать независимость и не бояться оплошностей.

В театральное образование поступают исключительно из любви к делу. Других причин нет. Не каждый способен стать педагогом.

Учитель – человек, берущий за руку ребенка и ведущий по узкой тропе к вершине горы. Показывает, куда идти дальше, и отпускает. Идет дальше и берет следующего. Кто услышит это и скажет, что это скучно, никогда не станет настоящим учителем.

Многие выпускники ТЮТа становятся преподавателями, сохраняя связь со студией. Знак «Печати ТЮТовца» узнаётся спустя годы.

В толпе однообразных лиц я узнаю тебя как свой.