Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

Развитие интеллекта у детей – простое занятие, требующее лишь игры в классе. Алла Лисицина Представлен список игр, полезных для преподавателей и работников дополнительного образования.

Игры на развитие памяти

Количество участников обычно достигает двадцати, но может меняться в зависимости от вида игры. Занятия направлены на тренировку разных типов памяти: зрительной, двигательной и слуховой.

1. «Острый Глаз»

Круг собираются игроки. Считалка определяет ведущего по имени Острый Глаз. Ему даётся 10-15 секунд на запоминание положения игроков. Затем ведущий отворачивается, а участники меняются местами. Повернувшись, Острый Глаз должен вспомнить исходную рассадку. В варианте игры участники меняют одежду. Задача ведущего — вспомнить, во что были одеты игроки.

2. «Скульптурные копии»

Группа разделяется на равные группы. Каждая группа создает скульптуру из своих участников. Команды по очереди демонстрируют друг другу свои творения. Цель – точно воспроизвести скульптуру противника.

3. «Ищу друга!»

Группа образует пары. Игроки обращаются друг к другу и в течение десяти секунд пытаются запомнить особенности внешности партнёра. Затем расходятся. С помощью считалки определяют того, кто будет описывать внешность товарища. Остальные участники задают вопросы о чертах лица или одежде. По описанию игроки должны угадать, кто является «потерянным другом».

4. «Отставай, но поспевай!»

Участники игры повторяют действия ведущего, но с запозданием на один шаг. Если ведущий поднимает вверх правую руку, участники остаются бездействующими. Когда ведущий поднимает левую руку вверх, игроки поднимают правую. При постановке правой руки на пояс ведущим, участники поднимают левую вверх, а при протягивании правой руки в сторону — кладут правую на пояс и так далее.

5. Игры на логику

В играх принимают участие от десяти до тридцати человек.

6. «Маленькая сказка»

Участникам раздают по три карты с рисунками или именами животных, людей, птиц, континентов или географических явлений. Каждый участник сочиняет историю из пяти предложений, где картинки на картах будут логически связаны. Победителем становится тот, чья история показалась всем самой захватывающей.

7. «Путаница»

В игроках формируется круг крепкими объятиями. С помощью считалкой или по желанию определяется ведущий. Закрыв глаза или удалившись за дверь, ведущий не видит происходящего. Не разрывая объятий, участники перемешивают порядок своего расположения. Ведущему предстоит вернуть игроков в первоначальное состояние.

8. «Пристройки»

По команде ведущего или под музыку игроки энергично двигаются. По следующему сигналу или при остановке музыки участники замирают в произвольной позе. Ведущий выбирает одного из замерших, к нему по одному начинают присоединяться другие, логически дополняя скульптурную группу. В результате получается коллективная скульптура. Остальные придумают название и попытаются объяснить логику построения группы.

9. «Пословица в стоп-кадре»

В команде образуются подгруппы разного состава. Число участников определяется смыслом пословицы: например, «Один с сошкой, а семеро с ложкой!» — восемь человек, «Любишь кататься — люби и саночки возить!» — три–четыре человека. Подгруппы показывают пословицу, замеря в «стоп-кадре».

10. «Сыщик»

Игроки образуют плотный круг. С помощью считалки выбирают «сыщика». Все закрывают глаза, а ведущий, проходя за спинами игроков, касается одного из них. Это — «киллер». По условиям игры, «сыщика» знают все, «киллера» не знает никто. По сигналу ведущего начинается хаотичное движение по площадке. Все игроки смотрят друг другу в глаза. «Киллер» может «убить» любого игрока, кроме «сыщика», подмигнув ему. “Убитый” игрок делает еще несколько шагов и падает (или уходит за пределы площадки). “Сыщик” двигается вместе со всеми и наблюдает. Его задача — вычислить «киллера». Игра заканчивается, когда «киллер» найден.

Детская театральная студия Ирбис Детский центр «Ирбис» принимает малышей от 4 до 17 лет. «Ирбис» функционирует уже более десяти лет и располагает более чем тридцатью пять филиалами по стране.

В студии проходят занятия, которые пригодятся детям, желающим стать актерами, а также всем, кто хочет обрести уверенность, преодолеть страх сцены, научиться грамотно говорить и вести себя, познакомиться с новыми литературными работами и найти новых знакомых.

Программа обучения включает актерское мастерство, вокал, сценическое движение и сценическую речь. Преподаватели студии – профессиональные актеры театра и кино.

Игры на развитие фантазии

Количество участников варьируется от пяти человек и зависит от вида игры. Занятия направлены на максимальное включение работы правого полушария мозга, которое отвечает за креативность, воображение и нестандартное мышление.

11. «Механизмы»

Делят группу на команды разного размера. Каждой команде вручают карточку с названием механизма (например, стиральная машина — четыре человека, елочная гирлянда — от шести человек, пылесос — от трех человек). Группы должны показать работу своего механизма без каких-либо инструментов или материалов.

12. «Превращения»

Участники располагаются в кругу. В его центр ставят стул, на него кладут карандаш. Задача игроков — убедить зрителя, что с помощью действий «превращается» в предмет, похожий по форме и твердости на карандаш (например, в вилку), съедобный продукт, животное или птицу, мягкий предмет. Потом карандаш заменяют шарфом — и «превращают» его во что-то мягкое (например, в подушку), твердое, спортивный снаряд, живое существо или растение. Затем самих стул «превращают» в предмет, не являющийся мебелью (например, в тележку из супермаркета), растение, животное, технику. Игра заканчивается, когда фантазия иссякает.

13. «Сад скульптур»

Участники делятся на пары: один становится скульптором, другой — «глиной». Ведущий предлагает скульпторам сформировать из «глины» любимую игрушку (персонаж спектакля, мультфильма или книги), передав позу и эмоции героя. Когда работа завершена, ведущий просит назвать каждое произведение. Если герой узнан, автор кланяется и забирает свою работу. Если герой не идентифицируется, автору задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Затем скульптор и «глина» меняются ролями.

14. «Предметы в действии»

Ведуший просит участников рисовать пластические этюды и изображать предметы: чайник со свистком, скрипучее кресло, увядающий цветок, дверь, лампочку, флакон с пульверизатором, мочалку, электронож. Ведущий называет каждый предмет игрокам по отдельности, чтобы остальные не слышали. Затем участники по очереди показывают свой рисунок. Остальные должны догадаться, что изображено.

15. «Церемония»

В завершение занятия группа разбивается на пары. Ведущий приглашает участников разработать движения для церемонии приветствия или прощания и продемонстрировать их. Впоследствии все совместно определяют самую удачную церемонию и прощаются друг с другом, используя ее.

Все описанные практические упражнения предназначены для различных возрастных групп с шести до шестнадцати лет. Их возможно применять как в очных, так и в дистанционных занятиях.


Материалы по теме:

  • Александра Никитина: «Знакомясь с театром, ребенок обретает не одиночество. »
  • Десять игр для развития внимания и координации деятельности полушарий головного мозга.
  • «Учительский труд спасает от безумия. »