Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Голос — важный инструмент учителя. Но во время проведения нескольких уроков подряд может появиться усталость голоса, ощущение тяжести в горле, осиплость или хрипота. От всех этих неприятных ощущений можно избавиться, если правильно дышать. Как это делать, рассказывает педагог по технике речи Кристина Гортман.

Как связаны голос и дыхание

Голос образовывается в гортани. Поток выдыхаемого воздуха приводит в движение голосовые связки. Говорить возможно только на выдохе. Без него не появится ни звука, ни вибрации резонаторов внутри тела, делающих голос богатым и красивым.

Хорошее звучание голоса обеспечивают правильное дыхание, которое имеет два вида.

  1. Обычное дыхание.

Важный для жизни процесс продолжается всегда, даже во время сна. В сутки человек совершает приблизительно двадцать тысяч затяжек и выдохов.

  1. Речевое дыхание.

Во время разговора человек вдыхает глубоко и говорит на продолжительном выдохе, порой делая короткие захваты воздуха. По завершении предложения наступает новый глубокий вдох, и цикл повторяется.

Для правильного звучания голоса и предотвращения проблем важно тренировать два типа дыхания.

Как тренировать обычное дыхание

Для обучения правильному, диафрагмальному дыханию нужно:

  1. Развивать мышцы.

Главным двигателем выдохного потока воздуха и основой звучания служит диафрагма. Ее укрепление возможно с помощью множества упражнений. упражненийЭти же упражнения укрепляют реберные и брюшные мышцы, отвечающие за дыхание.

  1. Увеличивать легкие.

Точнее, его объем. Диафрагма начинает работать, когда человек дышит полностью — совершает глубокий вдох, заполняя легкие воздухом до самых нижних отделов. гимнастики, так и отдельные упражнения.

  1. Следить за дыханием.

Для развития мускулатуры и объема легких подойдут упражнения, но если при этом человек по старой памяти продолжает дышать поверхностно — небольшим, слабым вдохом и выдохом, то пользы от тренировок не будет.

Вначале важно обращать внимание, чтобы во время вдоха живот выпячивался, а бока и нижние ребра расходились, при этом плечи оставались неподвижными. Это называется диафрагмальным дыханием, или «дыханием животом». Его нужно закрепить как привычку – это займёт некоторое время и внимание.

Регулярные тренировки через несколько недель дают возможность ощутить не только улучшение звучания голоса, но и повышение общего самочувствия из-за того, что правильный способ дыхания обогащает кровь кислородом и укрепляет весь организм.

Как развивать речевое дыхание

Развитие речевого дыхания проходит через ряд этапов.

  1. Тренировка долгого выдоха.

Часто нарушается равномерное дыхание по всему высказыванию: человек договаривается без воздуха или совершает лишние вдохи во время слов или словосочетаний.

Способность к равномерному продолжительному выдоху способствует членораздельной речи, приятному звучанию голоса и предотвращению возникновения нарушений его работы. такие и такие упражнения.

  1. Работа с паузами.

Такая тренировка помогает выделить фрагменты речи, где можно делать глубокие и мелкие вздохи.
Для этого нужно взять любой текст и поместить в нём знаки препинания: после точки ставится большая пауза (двойные вертикальные черты), после других знаков — маленькая (одна вертикальная черта). После разметки текста можно прочитать его, учитывая расставленные черточки: на малую паузу можно сделать лёгкий задых, на большую — полноценный вдох.

Сочетание правильного дыхания, опираясь на сильную диафрагму, большого объема легких и тренированных вспомогательных мышц позволит каждому учителю говорить убедительно и без напряжений голоса даже по окончании трудового дня.