
Медицинские работники фиксируют существенное сокращение абсолютно здоровых детей, стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, а также резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и опорно-двигательного аппарата.
Здоровье детей заметно ухудшается из-за увеличения объема и сложности учебы, напряжённых отношений между учеником и учителем, недостатка физической активности, нездорового питания, нарушений гигиены в учебном процессе и отсутствия знаний о сохранении здоровья.
Современная школа уделяет особое внимание сохранению здоровья учащихся. Для достижения этой цели применяются здоровьесберегающие технологии, объединяющие педагогические, психологические и медицинские подходы, направленные на охрану здоровья и воспитание бережного отношения к нему.
В нашем обществе здоровый образ жизни пока не занимает лидирующего места в системе потребностей и ценностей человека. Но если организовать образовательную среду с использованием здоровьесберегающих технологий, научить детей с детства ценить, беречь и укреплять своё здоровье, а также лично показывать пример здорового образа жизни, то только тогда можно надеяться на более здоровое и развитое будущее поколений – личностно, интеллектуально, духовно и физически.
Здоровье малыша, социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом зависят от среды, в которой живет ребенок. Для ребенка с шести до семнадцати лет средой является система образования, поскольку время пребывания в учебных заведениях связано более чем с 70 процентами его бодрствования. В это же время происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка особенно чувствителен к внешним факторам окружающей среды.
По сведениям Института возрастной физиологии Российской академии наук, образовательная среда в школе создает факторы риска нарушения здоровья, влияние которых связано с 20-40% негативных воздействий, снижающих благополучие детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют оценить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы воздействия на здоровье учащихся.
- стрессовая педагогическая тактика;
- Несовпадение методов и технологий обучения с возрастом и способностями учеников.
- Отсутствие соблюдения основных правил гигиены и физиологии при проведении занятий.
- Малограмотность родителей в области охраны детского здоровья.
- Недостатки нынешней системы физкультуры.
- интенсификация учебного процесса;
- Недостаточное владение педагогом принципами охраны и укрепления здоровья.
- Неполное уничтожение подразделений школьной медслужбы.
- Отсутствие систематических действий, направленных на пропаганду ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Традиционная организация учебного процесса налагает на учеников постоянные стрессы, что приводит к нарушению работы систем саморегуляции организма и способствует возникновению хронических заболеваний. В итоге действующая система обучения оказывается неблагоприятной для здоровья.
Многие педагоги полагают, что охрана и укрепление здоровья учащихся – задача администраторов и специалистов. Анализ факторов риска в школах показывает, что большинство проблем со здоровьем учеников возникают и решаются в ходе повседневной работы учителей.
Основной формой обучения остается урок, который напрямую строится учителем.
Определение критериев урока, способного сохранить здоровье учащихся, и его конструирование на основе сохранения здоровья – главное для перехода к образованию, не наносящему вреда здоровью.
По определению Н. К. Смирнова, «здоровьеформирующие образовательные технологии» — это все психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, — это:
- Обучение ребёнка в школе должно быть без стресса, требования к нему должны быть справедливыми, а методы обучения и воспитания — подходящими.
- Обучение должно быть организовано разумно, учитывая возрастные, половые, индивидуальные особенности и санитарные нормы.
- Соответствие заданий и тренировок возрасту ребенка.
- Необходим, достаточен и рационально организован ритм движений.
Образовательные технологии, направленные на сохранение здоровья, содержат такие компоненты:
- Наилучшая сложность, разнообразие методик и способов обучения.
- Лучшее соотношение движений и застоя.
- обучение в малых группах;
- использование наглядности;
- Разнообразие способов подачи информации.
- создание эмоционально благоприятной атмосферы;
- формирование мотивации к учебе;
- Формирование у учеников знаний о здоровье.
Технологии, направленные на сохранение здоровья в образовательном процессе, предусматривают организацию обучения посредством:
- В соответствии с возрастом учеников и целями учебного занятия преподаватели могут выбирать различные способы подачи информации (зрительное, аудиальное, тактильное).
- Формирование благоприятной среды для здоровья в кабинете.
- Понимание недельных ритмов продуктивности и составление расписания занятий с учётом их трудности.
- Информация о работоспособности учеников в течение учебного дня.
- Создание плана проверочных заданий, занятий по новому материалу и подведения итогов, учитывая положение урока в графике.
- Размещение умственных усилий по ходу занятия и трудового дня.
В области технологий, направленных на сохранение здоровья, используют следующие методики:
- фронтальный;
- групповой;
- практический;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- соревновательный;
- активные методы обучения.
В сфере сохранения здоровья используют такие методики:
- защитно-профилактические;
- компенсаторно-нейтрализующие;
- стимулирующие;
- информационно-обучающие.
Результативность оценки работы по сохранению здоровья в учебном заведении определяется применяемыми методологическими и методическими приемами, основанными на принципах, развитых в течение длительного времени в Институте возрастной физиологии РАН.
- комплексность;
- системность;
- целостность;
- динамичность (повторяемость);
- репрезентативность;
- методическое единство.
Комплексность подразумевает одновременный анализ большого числа показателей, охватывающих состояние образовательной среды и индивидуальные особенности ученика: уровень учебной и внеучебной нагрузки, а также его адаптивные возможности. Системность предполагает исследование не только отдельных качественных и количественных характеристик деятельности образовательного учреждения, но прежде всего взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность работы по сохранению здоровья.
Для полного анализа данных требуется целостность представления результатов по каждому образовательному учреждению.
Динамичность оценки предполагает многократное обследование одних и тех же учебных заведений, групп учащихся и отдельных учеников (два раза в год — осенью и весной; в течение нескольких лет).
Представленность результатов исследования определяется статистическими нормами: точность выводов и заключений прямо связана с объемом охваченной выборки. Для достижения представленности изучают значительное количество учащихся.
Методическое единство обязательно для возможности сравнения данных исследований, проводимых в разное время, в разных местах и организациях.
В сфере образования применяются здоровьесберегающие технологии, которые подразделяются на группы с разными подходами к охране здоровья, методами и формами работы.
— медико-гигиенические технологии (МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
Технологии, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности.
— здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
Разные подходы к классификации здоровьесберегающих технологий существуют. По способу воздействия их можно разделить на группы:
— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие.
Можно выделить два типа здоровьесберегающих технологий: организационные и педагогические.
Педагогика, направленная на сохранение здоровья, ставит на первое место заботу о здоровье обучающихся. Для этого необходимы научно-методические разработки, подбор и подготовка педагогических работников (включая заботу о их здоровье), а также достаточное финансирование проекта.
Образовательные технологии, направленные на сохранение здоровья, можно разделить на три группы.
Организационно-педагогические технологии, которые определяют структуру учебного процесса, частично установленную СанПиНом, способствуют профилактике переутомления и гиподинамии.
Психолого-педагогические технологии, включающие прямую работу учителя во время урока, его влияние в течение всего урока на учеников, а также психолого-педагогическое сопровождение всех этапов образовательного процесса.
Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся. Цель – мотивировать к здоровому образу жизни, предупреждать вредные привычки. Также предусмотрена организационно-воспитательная работа со школьниками после уроков и просвещение их родителей.
Технологии, поддерживающие здоровье учителя в работе, представляют собой системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических техник и элементов мастерства, направленное на психологическую адаптацию школьника к образовательному процессу, сохранение его здоровья и воспитание культуры здоровья личным примером.
Перед педагогом, желающим применять в преподавании здоровьесберегающие методики, на начальном этапе возникают следующие задачи.
Оценивание своих профессиональных качеств, определение требуемой самосовершенствования и осуществление плана ее реализации.
Требуется повышение уровня компетенции в сфере здоровья и здоровьесберегающих методик.
— пересмотр применяемых педагогами методов и методик с учётом потенциального влияния на здоровье учащихся.
Сознательное применение методик, направленных на сохранение здоровья, во время уроков и внеучебной деятельности. Отслеживание достигнутых результатов по субъективным ощущениям и с помощью измеримых показателей.
Содействие формированию в учебном заведении здоровой образовательной среды — это эффективное сотрудничество всего педагогического состава, учеников и родителей для создания условий и реализации программ по сохранению, развитию и укреплению здоровья.
Основная цель внедрения здоровьесберегающих технологий — создание образовательного процесса на всех ступенях, который обеспечивает качественное обучение, развитие и воспитание без вреда для здоровья учащихся.
Наблюдения свидетельствуют: использование здоровьесберегающих технологий в обучении способствует успешной адаптации учеников к учебной и социальной среде, развитию их творческих способностей, а педагогу – эффективному проведению профилактики асоциальных проявлений.
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Москва: Просвещение, 1990.
- Основы гигиены учащихся. М.В. Антропова. Москва: Просвещение, 1971.
- Борисова, И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе. «Справочник руководителя образовательного учреждения». 2005. № 10. С. 84-92.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва: Просвещение, 1998.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПКиПРО, 2002. Смирнов Н.К.
- Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Авторы-составители: Цабыбин С. А. Волгоград: Учитель, 2009.
Автор: Мария Худякова