Фото: img.freepik.com

Медицинские работники фиксируют существенное сокращение абсолютно здоровых детей, стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, а также резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и опорно-двигательного аппарата.

Здоровье детей заметно ухудшается из-за увеличения объема и сложности учебы, напряжённых отношений между учеником и учителем, недостатка физической активности, нездорового питания, нарушений гигиены в учебном процессе и отсутствия знаний о сохранении здоровья.

Современная школа уделяет особое внимание сохранению здоровья учащихся. Для достижения этой цели применяются здоровьесберегающие технологии, объединяющие педагогические, психологические и медицинские подходы, направленные на охрану здоровья и воспитание бережного отношения к нему.

В нашем обществе здоровый образ жизни пока не занимает лидирующего места в системе потребностей и ценностей человека. Но если организовать образовательную среду с использованием здоровьесберегающих технологий, научить детей с детства ценить, беречь и укреплять своё здоровье, а также лично показывать пример здорового образа жизни, то только тогда можно надеяться на более здоровое и развитое будущее поколений – личностно, интеллектуально, духовно и физически.

Здоровье малыша, социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом зависят от среды, в которой живет ребенок. Для ребенка с шести до семнадцати лет средой является система образования, поскольку время пребывания в учебных заведениях связано более чем с 70 процентами его бодрствования. В это же время происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка особенно чувствителен к внешним факторам окружающей среды.

По сведениям Института возрастной физиологии Российской академии наук, образовательная среда в школе создает факторы риска нарушения здоровья, влияние которых связано с 20-40% негативных воздействий, снижающих благополучие детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют оценить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы воздействия на здоровье учащихся.

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • Несовпадение методов и технологий обучения с возрастом и способностями учеников.
  • Отсутствие соблюдения основных правил гигиены и физиологии при проведении занятий.
  • Малограмотность родителей в области охраны детского здоровья.
  • Недостатки нынешней системы физкультуры.
  • интенсификация учебного процесса;
  • Недостаточное владение педагогом принципами охраны и укрепления здоровья.
  • Неполное уничтожение подразделений школьной медслужбы.
  • Отсутствие систематических действий, направленных на пропаганду ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Традиционная организация учебного процесса налагает на учеников постоянные стрессы, что приводит к нарушению работы систем саморегуляции организма и способствует возникновению хронических заболеваний. В итоге действующая система обучения оказывается неблагоприятной для здоровья.

Многие педагоги полагают, что охрана и укрепление здоровья учащихся – задача администраторов и специалистов. Анализ факторов риска в школах показывает, что большинство проблем со здоровьем учеников возникают и решаются в ходе повседневной работы учителей.

Основной формой обучения остается урок, который напрямую строится учителем.
Определение критериев урока, способного сохранить здоровье учащихся, и его конструирование на основе сохранения здоровья – главное для перехода к образованию, не наносящему вреда здоровью.

По определению Н. К. Смирнова, «здоровьеформирующие образовательные технологии» — это все психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, — это:

  1. Обучение ребёнка в школе должно быть без стресса, требования к нему должны быть справедливыми, а методы обучения и воспитания — подходящими.
  2. Обучение должно быть организовано разумно, учитывая возрастные, половые, индивидуальные особенности и санитарные нормы.
  3. Соответствие заданий и тренировок возрасту ребенка.
  4. Необходим, достаточен и рационально организован ритм движений.

Образовательные технологии, направленные на сохранение здоровья, содержат такие компоненты:

  • Наилучшая сложность, разнообразие методик и способов обучения.
  • Лучшее соотношение движений и застоя.
  • обучение в малых группах;
  • использование наглядности;
  • Разнообразие способов подачи информации.
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование мотивации к учебе;
  • Формирование у учеников знаний о здоровье.

Технологии, направленные на сохранение здоровья в образовательном процессе, предусматривают организацию обучения посредством:

  • В соответствии с возрастом учеников и целями учебного занятия преподаватели могут выбирать различные способы подачи информации (зрительное, аудиальное, тактильное).
  • Формирование благоприятной среды для здоровья в кабинете.
  • Понимание недельных ритмов продуктивности и составление расписания занятий с учётом их трудности.
  • Информация о работоспособности учеников в течение учебного дня.
  • Создание плана проверочных заданий, занятий по новому материалу и подведения итогов, учитывая положение урока в графике.
  • Размещение умственных усилий по ходу занятия и трудового дня.

В области технологий, направленных на сохранение здоровья, используют следующие методики:

  • фронтальный;
  • групповой;
  • практический;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный;
  • активные методы обучения.

В сфере сохранения здоровья используют такие методики:

  • защитно-профилактические;
  • компенсаторно-нейтрализующие;
  • стимулирующие;
  • информационно-обучающие.

Результативность оценки работы по сохранению здоровья в учебном заведении определяется применяемыми методологическими и методическими приемами, основанными на принципах, развитых в течение длительного времени в Институте возрастной физиологии РАН.

  • комплексность;
  • системность;
  • целостность;
  • динамичность (повторяемость);
  • репрезентативность;
  • методическое единство.

Комплексность подразумевает одновременный анализ большого числа показателей, охватывающих состояние образовательной среды и индивидуальные особенности ученика: уровень учебной и внеучебной нагрузки, а также его адаптивные возможности. Системность предполагает исследование не только отдельных качественных и количественных характеристик деятельности образовательного учреждения, но прежде всего взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность работы по сохранению здоровья.

Для полного анализа данных требуется целостность представления результатов по каждому образовательному учреждению.

Динамичность оценки предполагает многократное обследование одних и тех же учебных заведений, групп учащихся и отдельных учеников (два раза в год — осенью и весной; в течение нескольких лет).

Представленность результатов исследования определяется статистическими нормами: точность выводов и заключений прямо связана с объемом охваченной выборки. Для достижения представленности изучают значительное количество учащихся.

Методическое единство обязательно для возможности сравнения данных исследований, проводимых в разное время, в разных местах и организациях.

В сфере образования применяются здоровьесберегающие технологии, которые подразделяются на группы с разными подходами к охране здоровья, методами и формами работы.

— медико-гигиенические технологии (МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

Технологии, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности.

— здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

Разные подходы к классификации здоровьесберегающих технологий существуют. По способу воздействия их можно разделить на группы:

— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие.

Можно выделить два типа здоровьесберегающих технологий: организационные и педагогические.

Педагогика, направленная на сохранение здоровья, ставит на первое место заботу о здоровье обучающихся. Для этого необходимы научно-методические разработки, подбор и подготовка педагогических работников (включая заботу о их здоровье), а также достаточное финансирование проекта.

Образовательные технологии, направленные на сохранение здоровья, можно разделить на три группы.

Организационно-педагогические технологии, которые определяют структуру учебного процесса, частично установленную СанПиНом, способствуют профилактике переутомления и гиподинамии.

Психолого-педагогические технологии, включающие прямую работу учителя во время урока, его влияние в течение всего урока на учеников, а также психолого-педагогическое сопровождение всех этапов образовательного процесса.

Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся. Цель – мотивировать к здоровому образу жизни, предупреждать вредные привычки. Также предусмотрена организационно-воспитательная работа со школьниками после уроков и просвещение их родителей.

Технологии, поддерживающие здоровье учителя в работе, представляют собой системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических техник и элементов мастерства, направленное на психологическую адаптацию школьника к образовательному процессу, сохранение его здоровья и воспитание культуры здоровья личным примером.

Перед педагогом, желающим применять в преподавании здоровьесберегающие методики, на начальном этапе возникают следующие задачи.

Оценивание своих профессиональных качеств, определение требуемой самосовершенствования и осуществление плана ее реализации.

Требуется повышение уровня компетенции в сфере здоровья и здоровьесберегающих методик.

— пересмотр применяемых педагогами методов и методик с учётом потенциального влияния на здоровье учащихся.

Сознательное применение методик, направленных на сохранение здоровья, во время уроков и внеучебной деятельности. Отслеживание достигнутых результатов по субъективным ощущениям и с помощью измеримых показателей.

Содействие формированию в учебном заведении здоровой образовательной среды — это эффективное сотрудничество всего педагогического состава, учеников и родителей для создания условий и реализации программ по сохранению, развитию и укреплению здоровья.

Основная цель внедрения здоровьесберегающих технологий — создание образовательного процесса на всех ступенях, который обеспечивает качественное обучение, развитие и воспитание без вреда для здоровья учащихся.

Наблюдения свидетельствуют: использование здоровьесберегающих технологий в обучении способствует успешной адаптации учеников к учебной и социальной среде, развитию их творческих способностей, а педагогу – эффективному проведению профилактики асоциальных проявлений.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Москва: Просвещение, 1990.
  2. Основы гигиены учащихся. М.В. Антропова. Москва: Просвещение, 1971.
  3. Борисова, И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе. «Справочник руководителя образовательного учреждения». 2005. № 10. С. 84-92.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва: Просвещение, 1998.
  5. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПКиПРО, 2002. Смирнов Н.К.
  6. Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Авторы-составители: Цабыбин С. А. Волгоград: Учитель, 2009.

Автор: Мария Худякова