Фото: img.freepik.com



Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

Двадцать лет тому назад урок труда сменил предмет «Технология». Что обучают нынешним ученикам в рамках этой дисциплины и почему у ряда взрослых вызывает недовольство действующая программа?

Как это было

Воспоминания о занятиях трудом у советских школьников романтизированы. В начальной школе дети, как и их современники, занимались аппликацией, изготовлением поделок из бумаги и природных материалов, лепили из пластилина и учились пришивать пуговицы. В средней школе начиналось гендерное разделение: девочек учили основам домоводства, а мальчиков — работе с деревом и металлом на токарных и сверлильных станках.

Делали табуретки, ремонтировали парты, вытачивали детали для подшефных предприятий, а нас учили шить, готовить, — вспоминает пенсионерка Татьяна Валентиновна.

На практике теория, усвоенная в школе, применялась дома.

В классе было всего две или три швейных машинки, потому в основном шили дома. На уроках учительница демонстрировала и объясняла все на примере. В кабинете стоял большой раскройный стол, за которым она обучала нас делать выкройки. Первую четверть отдали технике безопасности и пошиву. Во второй — кулинарии. В пятом классе изучали салаты, а в шестом — гарнир. Из-за отсутствия плиты в кабинете, на уроках записывали рецепты, а дома готовили с родителями под присмотром. Потом приносили свои блюда на проверку.

Девушки дарили мальчикам выпечку и салаты, а мальчики изготавливали для девочек на станках деревянные скалки и толкушки.

В старших классах обязательной была профориентация — первая ступень к освоению профессии. Девушки могли получить специальность швеи-мотористки, секретаря-машиниста, продавца непродовольственных товаров. Юноши изучали слесарное дело, электромонтаж.

Получить образование в автоделе считалось престижным, но туда было трудно попасть. Мест не хватало, — говорит Владимир Сергеевич, пенсионер-сварщик. Тогда часто водили на экскурсии по заводам, мы рассматривали разные профессии.

Чему учат сегодня

Технология представляет собой компонентный учебный курс, построенный по принципу модулей. Преподаватели способны изменять образовательные планы, учитывая специфику школы и нужды обучающихся.

Блоки, доступные для использования в программе:

  • робототехника;
  • информационные технологии;
  • ведение хозяйства;
  • деревообработка;
  • знакомство с металлом;
  • домоводство;
  • оформление дома;
  • дизайн;
  • домашняя экономика.

Реализация рабочей программы каждый учебный заведение определяет самостоятельно, исходя из наличия специальных помещений для уроков технологии, уровня оснащения кабинетов и достаточности материальных ресурсов.

Например, в школе «Точка будущего» В Иркутске функционирует гончарная мастерская с оборудованием для выполнения гравюр. Помимо этого, подростков обучают программированию на языке Python с применением дрона в качестве образца.

Школа «Точка будущего» в Иркутске

В школе №10 В городе Королеве для обучения работе с металлом установлены слесарные станки.

Инженерный корпус школы № 548 В посёлке совхоза имени Ленина в Москве есть кухня, столярные и архитектурные мастерские, а также телестудия и студия звукозаписи.

Кухня в Инженерном корпусе школы №548

В начальной школе большинство учебных заведений учат детей создавать разные поделки, продумывая шаги и делая выводы.

Мне нравятся уроки технологии! Создаём разные проекты: «Волшебный мир космоса», «Кем я хочу стать». Клеим, вырезаем, рисуем. Родителям нравятся мои поделки. Иногда родители немного помогают мне с подготовкой, — говорит Маша Д., ученица третьего класса из Королева.

В средней школе девочки чаще занимаются ведением домохозяйства, а мальчики — работой с деревом и металлом, если в школе есть соответствующее оборудование. Ученица восьмого класса лицея № 19 г. Королева Эмилия Г. считает, что технология — очень полезный предмет:

Прошлый год был наполнен приготовлением салата — почти каждый урок мы его готовили! Школа была накормлена досыта. В этом году, когда сшили платья, начнем учиться выпечке. Думаю, нашим одноклассникам и учителям это понравится.

Юноша по имени Артем Х., ученик десятого класса из Королёва, считает, что уроки по робототехнике способствуют более глубокому освоению информатики.

Благодаря технологии я узнал основы работы за компьютером во время сборки и управления роботами. Сейчас на уроках информатики учеба дается легко. Хочется связать свою жизнь с программированием.

Гендерный вопрос

Как и в СССР, в современных школах на уроках технологии доминирует гендерное разделение. новым ФГОСам В скором времени будет отменено разделение классов по полу. Дети будут учиться в подгруппах, подобно урокам иностранных языков. Мальчики смогут изучать основы домоводства, а девочки — программирование и деревообработку. Такой подход более применим в современном мире, уже некоторые учебные заведения перешли на него.

Если девочка больше интересуется сборкой роботов, а мальчик желает освоить кулинарию, возможно подать заявление о переводе в другую группу.

Технология нравится сыну очень, с удовольствием ходит на занятия, — рассказывает Елена, мама шестиклассника лицея № 19 г. Королева. Ребята программируют роботов, устраивают гонки радиоуправляемых машинок. Недавно в группу к мальчикам попросились две девочки.

Все ли перемены к лучшему?

Робототехника — один из самых популярных и востребованных модулей, но некоторые родители полагают, что умение работать руками стоит выше конструирования «умных» машин.

«В школе недостаточно уроков труда, — убежден Павел В., отец ученика седьмого класса, изучающего робототехнику в школе города Королёва. — Роботы — это хорошо, за ними будущее. Но мы все больше отдаляемся от практики. Где ещё детям её получать? Всегда были два варианта: семья и школа. Хорошо, если мама умеет шить и готовить, а папа — менять проводку. Отлично, если в школе учитель ведет уроки по программе, включающей вышеперечисленное. А если нет? Современные дети не могут ни работать отверткой, ни вбить гвоздь, их даже в глаза не видели. С работой с компьютером научатся сами».

Татьяна Григорович, учитель технологии высшей категории лицея № 19 города Королёва, считает, что отказ от традиционных занятий — это реакция на современные потребности.

Популярно в учебных заведениях всё больше внимания уделяют цифровым аспектам образования, отступая при этом от практических занятий. Такое решение вполне оправдано: ученикам необходимо привыкать к быстро меняющемуся современному миру. Новые швейные машинки – яркий тому пример: универсальные и программируемые.

Педагог всё же полагает, что полностью исключать обучение ручному труду не стоит.

Зависимость от информационных технологий может привести к утрате традиционных профессий, таких как швейное и кулинарное производство. Возможно, нынешние школьники не захотят заниматься ими. Тем не менее, навыки ремонта одежды, приготовления пищи и работы с электричеством останутся полезными в повседневной жизни.