Фото: img.freepik.com

Изображения: Викими디어 Commons. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Лубочная история — это трёхкартинный комикс, помогающий школьникам запомнить важные имена и даты, а также побуждающий их искать решения проблем политиков, учёных и предпринимателей прошлого. рассказывает Преподаватель из Цифровой школы Денис Хурманенок.

Принцип технологии следующий:

  • Рассматривается конкретный исторический момент, иллюстрируемый несколькими картинками с краткими подписями.
  • Учитель объясняет классную обстановку с помощью изображений и задаёт задание по поиску ответа на конкретный вопрос.
  • Далее идёт обсуждение, проводимое всем классом или группами. Ученики придумывают различные способы разрешить проблему и совместно с преподавателем определяют наиболее приемлемый вариант.

Например, таким образом представлен кейс о развитии предпринимательской династии Абрикосовых.

История, которую рассказывает учитель, звучит так:

«Чем чёрт не шутит!» — рассудил крепостной Степан Николаевич в свои 64 года и всё-таки добился от барыни разрешения производить лакомства из абрикосов, перейти на денежный оброк и ходить ими торговать.

Через несколько лет он выкупил себя и семью из крепостной зависимости, став купцом третьей гильдии. Основана была династия Абрикосовых.

Сын отца продолжил его дело. У внука Алексея Ивановича возникли проблемы: рынок сладостей заняли крупные компании, делающие шоколад целыми плитками.

Вопрос: Какими необычными решениями и действиями купец Алексей Абрикосов сделал свой товар неповторимым и достиг лидерства в отрасли?

Обсуждение: Важно учителю поддерживать контроль над процессом и направлять его в нужное русло. Например, в данном случае следует упомянуть, что Абрикосов использовал инновационное технологическое решение (консервацию). Также нужно отметить удачные маркетинговые ходы: за 100 лет до появления киндер-сюрприза он стал добавлять игрушки к сладостям, сделал ставку на красочную упаковку и так далее.


В данном случае рассматриваются не только конкретные исторические события, но и основополагающие принципы функционирования рыночной экономики, актуальные в наше время. Благодаря этому ученики приобретают межпредметные компетенции.

Судебный прецедент «Царское решение» касающийся Петра I и Бориса Шереметьева.

История:

Знатный вельможа измучился мирскими заботами. Долгое время служил государя, потеряв при этом собственную кровинушку. Усталый, попросил у царя дозволения удалиться в обитель.

Петр Алексеевич задумался и не отпустил мужчину. Вместо этого он предложил ему что-то другое.

Вопросы:

  1. Что это за государственный деятель?
  2. Какое поручение царём было дано утомлённому службой государственному человеку?

Обсуждение: Первый вопрос предназначен для проверки и закрепления фактических знаний. Второй побуждает детей к размышлению и диалогу, заставляет их выдвигать предположения, опираясь на свои знания о личности и характере Петра I (тот приказал Шереметеву, лишившегося сына и радости жизни, жениться на молодой красавице Анне Салтыковой).

История о захвате Нарвы и Александре Меншикове.

История:

В 1704 году русские войска предпринимают попытку отмщения под Нарвой. Осада длится продолжительное время. Среди защитников шведской крепости появляется слух о приближающемся подкреплении из Ревеля.

Слух доходит до русских офицеров, осаждающих Нарву. Тогда один из приближённых Петра предлагает царю смелый, неожиданный тактический маневр.

Вопросы:

  1. Что за соратник?
  2. Что за тактический ход?

Обсуждение: Школьники приходят к выводу, что Петр переодел русских солдат в шведскую форму и атаковал людей Меншикова, осаждавших Нарвскую крепость. Шведы приняли за подмогу и открыли ворота. Взять Нарву русская армия тогда не смогла, но это позволило нанести противнику значительный урон.

Во время обсуждения возникает новый вопрос: как осажденные шведы могли перепутать русскую армию со своей?

В каких случаях уместно применять выражение «лубочная история»?

  • Определение темы урока позволит сразу же привлечь внимание учеников и подготовить их к активному участию.
  • Для формирования новых знаний.
  • На этапе рефлексии участники могут осмыслить контекст и посмотреть на ситуацию с точки зрения человека того времени.
  • В качестве домашнего задания ученикам средней школы можно предложить конкретную тему и попросить составить по ней кейс с необычным, неоднозначным решением. Старшеклассникам поручить создание кейса с нуля и использовать их работы на уроках младших классов.

Где еще можно применять «лубочную историю»:

  • Её применение возможно во многих смежных областях. Кейс Абрикосова можно использовать на уроках обществознания, акцентируя внимание на другом. Используя пример основателя династии Ивана Абрикосова, можно рассказать о социальной мобильности в XIX веке и качествах личности, которые помогли ему стать свободным человеком и успешным предпринимателем из крепостного состояния.
  • Применение «лубочной истории» доступно не только гуманитарным дисциплинам. Его используют также на других уроках: например, учителя физкультуры с ее помощью проводят урок по технике безопасности, а учителя информатики показывают ученикам способы монетизации IT-решений.

Здесь Позволено рассмотреть отрывок занятия Дениса Хурманенка, в котором применялась «лубочная история».


  • Подготавливаемся к ЕГЭ по истории с помощью интеллект-карт.

  • Семь YouTube-каналов для изучения и любви к истории.

  • Как обучать истории России и мира, чтобы картина была полной?