
Изображения: Викими디어 Commons. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Лубочная история — это трёхкартинный комикс, помогающий школьникам запомнить важные имена и даты, а также побуждающий их искать решения проблем политиков, учёных и предпринимателей прошлого. рассказывает Преподаватель из Цифровой школы Денис Хурманенок.
Принцип технологии следующий:
- Рассматривается конкретный исторический момент, иллюстрируемый несколькими картинками с краткими подписями.
- Учитель объясняет классную обстановку с помощью изображений и задаёт задание по поиску ответа на конкретный вопрос.
- Далее идёт обсуждение, проводимое всем классом или группами. Ученики придумывают различные способы разрешить проблему и совместно с преподавателем определяют наиболее приемлемый вариант.
Например, таким образом представлен кейс о развитии предпринимательской династии Абрикосовых.
История, которую рассказывает учитель, звучит так:
«Чем чёрт не шутит!» — рассудил крепостной Степан Николаевич в свои 64 года и всё-таки добился от барыни разрешения производить лакомства из абрикосов, перейти на денежный оброк и ходить ими торговать.
Через несколько лет он выкупил себя и семью из крепостной зависимости, став купцом третьей гильдии. Основана была династия Абрикосовых.
Сын отца продолжил его дело. У внука Алексея Ивановича возникли проблемы: рынок сладостей заняли крупные компании, делающие шоколад целыми плитками.
Вопрос: Какими необычными решениями и действиями купец Алексей Абрикосов сделал свой товар неповторимым и достиг лидерства в отрасли?
Обсуждение: Важно учителю поддерживать контроль над процессом и направлять его в нужное русло. Например, в данном случае следует упомянуть, что Абрикосов использовал инновационное технологическое решение (консервацию). Также нужно отметить удачные маркетинговые ходы: за 100 лет до появления киндер-сюрприза он стал добавлять игрушки к сладостям, сделал ставку на красочную упаковку и так далее.
В данном случае рассматриваются не только конкретные исторические события, но и основополагающие принципы функционирования рыночной экономики, актуальные в наше время. Благодаря этому ученики приобретают межпредметные компетенции.
Судебный прецедент «Царское решение» касающийся Петра I и Бориса Шереметьева.
История:
Знатный вельможа измучился мирскими заботами. Долгое время служил государя, потеряв при этом собственную кровинушку. Усталый, попросил у царя дозволения удалиться в обитель.
Петр Алексеевич задумался и не отпустил мужчину. Вместо этого он предложил ему что-то другое.
Вопросы:
- Что это за государственный деятель?
- Какое поручение царём было дано утомлённому службой государственному человеку?
Обсуждение: Первый вопрос предназначен для проверки и закрепления фактических знаний. Второй побуждает детей к размышлению и диалогу, заставляет их выдвигать предположения, опираясь на свои знания о личности и характере Петра I (тот приказал Шереметеву, лишившегося сына и радости жизни, жениться на молодой красавице Анне Салтыковой).
История о захвате Нарвы и Александре Меншикове.
История:
В 1704 году русские войска предпринимают попытку отмщения под Нарвой. Осада длится продолжительное время. Среди защитников шведской крепости появляется слух о приближающемся подкреплении из Ревеля.
Слух доходит до русских офицеров, осаждающих Нарву. Тогда один из приближённых Петра предлагает царю смелый, неожиданный тактический маневр.
Вопросы:
- Что за соратник?
- Что за тактический ход?
Обсуждение: Школьники приходят к выводу, что Петр переодел русских солдат в шведскую форму и атаковал людей Меншикова, осаждавших Нарвскую крепость. Шведы приняли за подмогу и открыли ворота. Взять Нарву русская армия тогда не смогла, но это позволило нанести противнику значительный урон.
Во время обсуждения возникает новый вопрос: как осажденные шведы могли перепутать русскую армию со своей?
В каких случаях уместно применять выражение «лубочная история»?
- Определение темы урока позволит сразу же привлечь внимание учеников и подготовить их к активному участию.
- Для формирования новых знаний.
- На этапе рефлексии участники могут осмыслить контекст и посмотреть на ситуацию с точки зрения человека того времени.
- В качестве домашнего задания ученикам средней школы можно предложить конкретную тему и попросить составить по ней кейс с необычным, неоднозначным решением. Старшеклассникам поручить создание кейса с нуля и использовать их работы на уроках младших классов.
Где еще можно применять «лубочную историю»:
- Её применение возможно во многих смежных областях. Кейс Абрикосова можно использовать на уроках обществознания, акцентируя внимание на другом. Используя пример основателя династии Ивана Абрикосова, можно рассказать о социальной мобильности в XIX веке и качествах личности, которые помогли ему стать свободным человеком и успешным предпринимателем из крепостного состояния.
- Применение «лубочной истории» доступно не только гуманитарным дисциплинам. Его используют также на других уроках: например, учителя физкультуры с ее помощью проводят урок по технике безопасности, а учителя информатики показывают ученикам способы монетизации IT-решений.
Здесь Позволено рассмотреть отрывок занятия Дениса Хурманенка, в котором применялась «лубочная история».
-
Подготавливаемся к ЕГЭ по истории с помощью интеллект-карт.
-
Семь YouTube-каналов для изучения и любви к истории.
-
Как обучать истории России и мира, чтобы картина была полной?