Знание о темпераменте уменьшает 90% упреков в свой адрес и в адрес своих чад.

Психолог Элейн Эйрон Кей

Ребенок любит активные игры, общителен, энергичен и упорно добивается своего или же предпочитает тихие занятия, внимательно собирая башню из кубиков? Знание особенностей темперамента малыша помогает родителям воспитывать его без давления, поддерживать в трудных ситуациях и раскрывать его потенциал.

Что такое темперамент?

Важно помнить: темперамент – это врожденные свойства нервной системы, определяющие реакцию ребенка на окружение, его общение и обучение.

Современная наука опирается на работы психологов Александра Томаса и Стеллы Чесс, запустивших масштабное исследование New York Longitudinal Study. В ходе исследования выделили девять параметров темперамента, включая активность, адаптивность и эмоциональность. Эти особенности легли в основу четырех классических типов.

  1. Холерик.
  2. Сангвиник.
  3. Флегматик.
  4. Меланхолик.

Важно помнить, что чистых типов темпераментов у детей практически не бывает, но доминантные черты проявляются уже в раннем возрасте.
В статье рассмотрим каждый тип темперамента ребенка и дадим советы по взаимодействию с каждым из них.

Холерик

Фото: img.freepik.com

Дети-холерики — словно маленькие ураганы: эмоции и действия бурлят в них с неимоверной силой.
Хoleriki предрасположены к риску, проявляют высокий уровень креативности и лидерства. Такой ребёнок способен организовать игры в дворе, привлекая других детей.

Холерики с детства быстро принимают решения, но могут быть упрямы и недовольны отклонением от плана. Так, ребёнок настаивает на своём варианте игры, не считаясь с предложениями других. При неудаче (например, сложный пазл) может резко выразить негодование и бросить игрушку.

В жизни людей темпераментного типа состязания и дебаты играют важную роль. Благодаря этому впоследствии они становятся авторитетными руководителями.

Советы родителям:

  • Вместо категоричных запретов, дайте ребёнку выбор: «Мы сейчас не купим машинку, но можем её нарисовать».
  • С малых лет развивайте лидерские качества ребенка. Дайте ему организовывать игры или домашние дела, чтобы направлять энергию в нужное русло. Пусть ребенок сам придумает развлечения, убирает квартиру с пылесосом и «ловит грязь», помогает готовить обед и решает, на какой площадке гулять сегодня.
  • Развивайте у ребенка самоконтроль. Помогите ему осознавать и направлять свои чувства и эмоции. Например, если малыш расплакался из-за того, что другой ребенок не отдал ему машинку, обсудите его чувства, помогите пережить их и найти варианты решения. Скажите: «Тебе обидно, что Саша не дал свою игрушку. Ты плачешь потому, что у тебя нет такой игрушки. Да, это Сашина машинка, и он ее не дает. Попробуй поменять ее на свою?»
  • В пожилом возрасте энергию лучше направить в спорт или творческие занятия.

Сангвиник

Сангвиники – это энергичные, общительные и оптимистичные дети. К новым ситуациям адаптируются легко и обычно имеют много друзей. Новые впечатления им нравятся, быстро переключаются с одного занятия на другое. Вместе с тем может не хватать усидчивости.

Например, ребенок-сангвиник первым подходит к новому ребенку в группе и спрашивает: «Как тебя зовут? Давай играть!». Через пять минут они уже бегают вместе, не думая о стеснениях.

Младенец постоянно активен, может принимать участие в разных играх без снижения интереса и энергии. С легкостью переходит между чувствами: например, может смеяться во время игры, а потом с радостью реагировать на новую игрушку или плакать, если не получит ее.

Дети с типом темперамента сангвиники быстро забывают о грусти и обиде. Если родителям запретят полакомиться сладостями перед обедом, малыш может нахмуриться, но уже скоро предложит: «А можно послеобеденно съесть две конфеты?».

Советы родителям:

  • Дайте ребёнку возможность общаться с другими детьми. Для этого создавайте условия: устраивайте встречи и игры, гуляйте во дворе и старайтесь, чтобы ребёнок регулярно был в детском коллективе.
  • Как и при холере, помогите ребёнку понимать и контролировать свои эмоции. Поговорите о том, как ему живётся в разных ситуациях.
  • Сангвиникам иногда бывает трудно сосредоточиться. Помогите ребёнку установить режим дня и упорядочить его дела.
  • Развивайте творческое мышление с помощью занятий по рисованию, музыке и театральным играм.

Флегматик

Флегматики — уравновешенные и миролюбивые дети. Длительное время им требуется для привыкания к новому (например, к садику или развивающему кружку), но зато проявляют удивительную настойчивость. Такой ребенок может часами собирать пазл, не отвлекаясь, болезненно реагирует на попытки его торопить.

Дети флегматичного типа реже переживают тревогу и эффективнее справляются с однообразными задачами и планированием, но часто не желают принимать участие в новых активностях, таких как спортивная секция. В конфликте между сверстниками стремятся примирить всех, даже если это вредит их собственным интересам.

Важно! Медлительность флегматиков иногда ошибочно принимают за ленность. Ребенка торопят и упрекают в том, что малыш действует слишком медленно. Например, ребенок раскладывает машинки по цветам и размерам, занимаясь этим 40 минут. На предложение прогуляться отвечает: «Подожди, я ещё не закончил».

По-настоящему такие дети отличаются хорошей концентрацией и умением контролировать импульсы. При ненавязчивом подходе, позволяющем ребенку играть и выполнять задания по собственному расписанию, результат часто ничем не уступает, а иногда даже превосходит достижения других детей.

Если другой ребёнок заберёт у маленького флегматика игрушку, тот не начнёт кричать. Скорее всего, он спокойно отоjdzie в сторону или попросит: «Верни, пожалуйста», не показывая сильных эмоций.

Советы родителям:

  • Дайте флегматичному ребенку время для адаптации к новой обстановке. Вместо предложения «Познакомься с детьми!» скажите: «Посмотрите, как играют дети, и присоединитесь, когда будете готовы».
  • Отмечайте стойкость. Добавьте: «Ты молодец, что не прекратил сбор игрушек, когда это было трудным делом».
  • Дети подобного склада крайне нуждаются в ритуалах. Флегматикам важно знать, что будет происходить дальше, и чётко спланированный день помогает им меньше нервничать.

Меланхолик

Меланхоличные дети чувствительны, мечтательны и обладают глубиной восприятия. Всякое происшествие могут воспринимать остро и больше подвержены стрессовым ситуациям.

Ребенок с меланхоличным temperamenтом в незнакомой обстановке чувствует себя неуверенно и хочет оставаться рядом с матерью или отцом, хотя другие дети играют. В то же время дети с таким темпераментом удивительно чувствительны к эмоциям других людей, например, могут заметить грустившего друга и подойти его поддержать.

Такой ребёнок может много размышлять о прошедшем дне и с младенчества задавать взрослым размышления на темы жизни, дружбы или справедливости. Предрасположен к выражению чувств – как радостных, так и печальных.

Меланхолики часто обнаруживают творческие таланты: хорошо рисуют, лепят, создают аппликации или с удовольствием играют роли в постановках для детей. Такие дети стремятся к порядку и организованности, могут быть аккуратными и внимательными к деталям.

Советы родителям:

  • Меланхоличные дети чувствительны к переменам и стрессу. Таких малышей трудно приучить к детскому саду, путешествия им даются с трудом, а новые коллективы вызывают дискомфорт. Обеспечьте ребенку стабильность и предсказуемость: сообщайте о планах заранее, дайте время привыкнуть и будьте рядом, пока ему это нужно.
  • Постепенно он сам начнет вас отпускать;
  • Обращайте внимание на чувства и переживания ребенка. Дайте ему возможность высказывать свои мысли и эмоции без страха осуждения, помогайте направлять его в нужное русло. Разговаривайте об этом, делитесь своими чувствами: «Я тоже иногда боюсь докторов, но на самом деле они нестрашные. Давай возьмем наш игрушечный набор доктора и полечим зверят?»
  • Развивайте уверенность и самостоятельность постепенно. Предложите малышу помочь с выбором тарелок для обеда или яблок в магазине. Пусть сам решит, какие брать. Дайте «ответственные» домашние поручения: накормить кота, полить цветок, помочь маме разложить продукты после супермаркета. Кроха будет чувствовать свою значимость и важность, что положительно повлияет на его самооценку и развитие инициативы.
  • Дети с меланхоличной натурой могут быть необщительными. Поощряйте их общение, организовывая прогулки на детских площадках и посещения развивающих центров. Не вынуждайте малыша играть фразами вроде «Все дети играют, а ты что сидишь?». Помогите крохе знакомиться, называться своим именем и предлагать игры.

Различия между темпераментом и личностью

Понятия темперамент и личность часто путают, хотя это два разных термина. Темперамент — биологическая основа, которая присутствует с рождения. Она определяет, как ребенок реагирует на мир: быстро ли радуется или плачет, предпочитает ли шумные игры или спокойное времяпрепровождение, легко ли привыкает к новым людям или правилам.

Генетика и особенности нервной системы определяют темперамент. Исследования близнецов демонстрируют, что даже при разном воспитании у них часто схожи базовые черты темперамента. Личность формируется постепенно под воздействием опыта, воспитания, культуры и осознанных решений. Например, застенчивый ребенок, благодаря поддержке родителей и тренировкам, может стать уверенным оратором.

Что со всем этим делать?

Характер формирует основу личности, но не предопределяет судьбу. Задача родителей — не изменять ребенка, а помочь ему развить свои сильные стороны. Холерикам необходимы границы и возможность для энергии, флегматикам — терпение и помощь, сангвиникам — общение и установление режима дня, меланхоликам — поддержка и внимание.

Не путайте упрямство с темпераментом ребенка. Медленная реакция может быть особенностью нервной системы, а не проявлением неуважения.
Возьмите во внимание биологическую основу, но не игнорируйте влияние окружения. Даже чувствительного малыша можно поддержать, развивая его сильные качества: умение договариваться, управлять эмоциями, знакомиться и строить отношения.

Характер и темперамент определяют исходные точки, но ребенок может меняться.

Выводы

  1. Существуют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
  2. Дети с холерическим темпераментом отличаются эмоциональностью и неусидчивостью. Родители должны направить их энергию в конструктивное русло, исключив строгие запреты и предоставив альтернативы.
  3. Сангвиник дети отличаются энергичностью и общительностью. Нужно давать возможность общения и планировать распорядок дня.
  4. Флегматичные дети спокойны и ненасильственны.
    Не нужно спешить с ними. Лучше оказывать поддержку и устанавливать обряды.
  5. Чувствительные и задумчивые дети с меланхолией могут казаться замкнутыми.
    Родителям следует предоставлять им время для привыкания, оказывать помощь в учебе, знакомствах и общении.
  6. Темперамент и личность — разные понятия.

Ссылки на исследования, приведенные в статье:

Исследование Александра Томаса и Стеллы Чесс «Нью-Йоркское долгоitudinal study». https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/2207993/

Исследование журнала «Детская психология и психиатрия». https://acamh.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcpp.12907

Исследования близнецов https://www.dissercat.com/content/priroda-individualnykh-razlichii-v-temperamente-mladentsev-issledovanie-bliznetsov?ysclid=m7iufd6e12920199616