Знание о темпераменте уменьшает 90% упреков в свой адрес и в адрес своих чад.
Психолог Элейн Эйрон Кей
Ребенок любит активные игры, общителен, энергичен и упорно добивается своего или же предпочитает тихие занятия, внимательно собирая башню из кубиков? Знание особенностей темперамента малыша помогает родителям воспитывать его без давления, поддерживать в трудных ситуациях и раскрывать его потенциал.
Что такое темперамент?
Важно помнить: темперамент – это врожденные свойства нервной системы, определяющие реакцию ребенка на окружение, его общение и обучение.
Современная наука опирается на работы психологов Александра Томаса и Стеллы Чесс, запустивших масштабное исследование New York Longitudinal Study. В ходе исследования выделили девять параметров темперамента, включая активность, адаптивность и эмоциональность. Эти особенности легли в основу четырех классических типов.
- Холерик.
- Сангвиник.
- Флегматик.
- Меланхолик.
Важно помнить, что чистых типов темпераментов у детей практически не бывает, но доминантные черты проявляются уже в раннем возрасте.
В статье рассмотрим каждый тип темперамента ребенка и дадим советы по взаимодействию с каждым из них.
Холерик

Дети-холерики — словно маленькие ураганы: эмоции и действия бурлят в них с неимоверной силой.
Хoleriki предрасположены к риску, проявляют высокий уровень креативности и лидерства. Такой ребёнок способен организовать игры в дворе, привлекая других детей.
Холерики с детства быстро принимают решения, но могут быть упрямы и недовольны отклонением от плана. Так, ребёнок настаивает на своём варианте игры, не считаясь с предложениями других. При неудаче (например, сложный пазл) может резко выразить негодование и бросить игрушку.
В жизни людей темпераментного типа состязания и дебаты играют важную роль. Благодаря этому впоследствии они становятся авторитетными руководителями.
Советы родителям:
- Вместо категоричных запретов, дайте ребёнку выбор: «Мы сейчас не купим машинку, но можем её нарисовать».
- С малых лет развивайте лидерские качества ребенка. Дайте ему организовывать игры или домашние дела, чтобы направлять энергию в нужное русло. Пусть ребенок сам придумает развлечения, убирает квартиру с пылесосом и «ловит грязь», помогает готовить обед и решает, на какой площадке гулять сегодня.
- Развивайте у ребенка самоконтроль. Помогите ему осознавать и направлять свои чувства и эмоции. Например, если малыш расплакался из-за того, что другой ребенок не отдал ему машинку, обсудите его чувства, помогите пережить их и найти варианты решения. Скажите: «Тебе обидно, что Саша не дал свою игрушку. Ты плачешь потому, что у тебя нет такой игрушки. Да, это Сашина машинка, и он ее не дает. Попробуй поменять ее на свою?»
- В пожилом возрасте энергию лучше направить в спорт или творческие занятия.
Сангвиник
Сангвиники – это энергичные, общительные и оптимистичные дети. К новым ситуациям адаптируются легко и обычно имеют много друзей. Новые впечатления им нравятся, быстро переключаются с одного занятия на другое. Вместе с тем может не хватать усидчивости.
Например, ребенок-сангвиник первым подходит к новому ребенку в группе и спрашивает: «Как тебя зовут? Давай играть!». Через пять минут они уже бегают вместе, не думая о стеснениях.
Младенец постоянно активен, может принимать участие в разных играх без снижения интереса и энергии. С легкостью переходит между чувствами: например, может смеяться во время игры, а потом с радостью реагировать на новую игрушку или плакать, если не получит ее.
Дети с типом темперамента сангвиники быстро забывают о грусти и обиде. Если родителям запретят полакомиться сладостями перед обедом, малыш может нахмуриться, но уже скоро предложит: «А можно послеобеденно съесть две конфеты?».
Советы родителям:
- Дайте ребёнку возможность общаться с другими детьми. Для этого создавайте условия: устраивайте встречи и игры, гуляйте во дворе и старайтесь, чтобы ребёнок регулярно был в детском коллективе.
- Как и при холере, помогите ребёнку понимать и контролировать свои эмоции. Поговорите о том, как ему живётся в разных ситуациях.
- Сангвиникам иногда бывает трудно сосредоточиться. Помогите ребёнку установить режим дня и упорядочить его дела.
- Развивайте творческое мышление с помощью занятий по рисованию, музыке и театральным играм.
Флегматик
Флегматики — уравновешенные и миролюбивые дети. Длительное время им требуется для привыкания к новому (например, к садику или развивающему кружку), но зато проявляют удивительную настойчивость. Такой ребенок может часами собирать пазл, не отвлекаясь, болезненно реагирует на попытки его торопить.
Дети флегматичного типа реже переживают тревогу и эффективнее справляются с однообразными задачами и планированием, но часто не желают принимать участие в новых активностях, таких как спортивная секция. В конфликте между сверстниками стремятся примирить всех, даже если это вредит их собственным интересам.
Важно! Медлительность флегматиков иногда ошибочно принимают за ленность. Ребенка торопят и упрекают в том, что малыш действует слишком медленно. Например, ребенок раскладывает машинки по цветам и размерам, занимаясь этим 40 минут. На предложение прогуляться отвечает: «Подожди, я ещё не закончил».
По-настоящему такие дети отличаются хорошей концентрацией и умением контролировать импульсы. При ненавязчивом подходе, позволяющем ребенку играть и выполнять задания по собственному расписанию, результат часто ничем не уступает, а иногда даже превосходит достижения других детей.
Если другой ребёнок заберёт у маленького флегматика игрушку, тот не начнёт кричать. Скорее всего, он спокойно отоjdzie в сторону или попросит: «Верни, пожалуйста», не показывая сильных эмоций.
Советы родителям:
- Дайте флегматичному ребенку время для адаптации к новой обстановке. Вместо предложения «Познакомься с детьми!» скажите: «Посмотрите, как играют дети, и присоединитесь, когда будете готовы».
- Отмечайте стойкость. Добавьте: «Ты молодец, что не прекратил сбор игрушек, когда это было трудным делом».
- Дети подобного склада крайне нуждаются в ритуалах. Флегматикам важно знать, что будет происходить дальше, и чётко спланированный день помогает им меньше нервничать.
Меланхолик
Меланхоличные дети чувствительны, мечтательны и обладают глубиной восприятия. Всякое происшествие могут воспринимать остро и больше подвержены стрессовым ситуациям.
Ребенок с меланхоличным temperamenтом в незнакомой обстановке чувствует себя неуверенно и хочет оставаться рядом с матерью или отцом, хотя другие дети играют. В то же время дети с таким темпераментом удивительно чувствительны к эмоциям других людей, например, могут заметить грустившего друга и подойти его поддержать.
Такой ребёнок может много размышлять о прошедшем дне и с младенчества задавать взрослым размышления на темы жизни, дружбы или справедливости. Предрасположен к выражению чувств – как радостных, так и печальных.
Меланхолики часто обнаруживают творческие таланты: хорошо рисуют, лепят, создают аппликации или с удовольствием играют роли в постановках для детей. Такие дети стремятся к порядку и организованности, могут быть аккуратными и внимательными к деталям.
Советы родителям:
- Меланхоличные дети чувствительны к переменам и стрессу. Таких малышей трудно приучить к детскому саду, путешествия им даются с трудом, а новые коллективы вызывают дискомфорт. Обеспечьте ребенку стабильность и предсказуемость: сообщайте о планах заранее, дайте время привыкнуть и будьте рядом, пока ему это нужно.
- Постепенно он сам начнет вас отпускать;
- Обращайте внимание на чувства и переживания ребенка. Дайте ему возможность высказывать свои мысли и эмоции без страха осуждения, помогайте направлять его в нужное русло. Разговаривайте об этом, делитесь своими чувствами: «Я тоже иногда боюсь докторов, но на самом деле они нестрашные. Давай возьмем наш игрушечный набор доктора и полечим зверят?»
- Развивайте уверенность и самостоятельность постепенно. Предложите малышу помочь с выбором тарелок для обеда или яблок в магазине. Пусть сам решит, какие брать. Дайте «ответственные» домашние поручения: накормить кота, полить цветок, помочь маме разложить продукты после супермаркета. Кроха будет чувствовать свою значимость и важность, что положительно повлияет на его самооценку и развитие инициативы.
- Дети с меланхоличной натурой могут быть необщительными. Поощряйте их общение, организовывая прогулки на детских площадках и посещения развивающих центров. Не вынуждайте малыша играть фразами вроде «Все дети играют, а ты что сидишь?». Помогите крохе знакомиться, называться своим именем и предлагать игры.
Различия между темпераментом и личностью
Понятия темперамент и личность часто путают, хотя это два разных термина. Темперамент — биологическая основа, которая присутствует с рождения. Она определяет, как ребенок реагирует на мир: быстро ли радуется или плачет, предпочитает ли шумные игры или спокойное времяпрепровождение, легко ли привыкает к новым людям или правилам.
Генетика и особенности нервной системы определяют темперамент. Исследования близнецов демонстрируют, что даже при разном воспитании у них часто схожи базовые черты темперамента. Личность формируется постепенно под воздействием опыта, воспитания, культуры и осознанных решений. Например, застенчивый ребенок, благодаря поддержке родителей и тренировкам, может стать уверенным оратором.
Что со всем этим делать?
Характер формирует основу личности, но не предопределяет судьбу. Задача родителей — не изменять ребенка, а помочь ему развить свои сильные стороны. Холерикам необходимы границы и возможность для энергии, флегматикам — терпение и помощь, сангвиникам — общение и установление режима дня, меланхоликам — поддержка и внимание.
Не путайте упрямство с темпераментом ребенка. Медленная реакция может быть особенностью нервной системы, а не проявлением неуважения.
Возьмите во внимание биологическую основу, но не игнорируйте влияние окружения. Даже чувствительного малыша можно поддержать, развивая его сильные качества: умение договариваться, управлять эмоциями, знакомиться и строить отношения.
Характер и темперамент определяют исходные точки, но ребенок может меняться.
Выводы
- Существуют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
- Дети с холерическим темпераментом отличаются эмоциональностью и неусидчивостью. Родители должны направить их энергию в конструктивное русло, исключив строгие запреты и предоставив альтернативы.
- Сангвиник дети отличаются энергичностью и общительностью. Нужно давать возможность общения и планировать распорядок дня.
- Флегматичные дети спокойны и ненасильственны.
Не нужно спешить с ними. Лучше оказывать поддержку и устанавливать обряды. - Чувствительные и задумчивые дети с меланхолией могут казаться замкнутыми.
Родителям следует предоставлять им время для привыкания, оказывать помощь в учебе, знакомствах и общении. - Темперамент и личность — разные понятия.
Ссылки на исследования, приведенные в статье:
Исследование Александра Томаса и Стеллы Чесс «Нью-Йоркское долгоitudinal study». https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/2207993/
Исследование журнала «Детская психология и психиатрия». https://acamh.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcpp.12907
Исследования близнецов https://www.dissercat.com/content/priroda-individualnykh-razlichii-v-temperamente-mladentsev-issledovanie-bliznetsov?ysclid=m7iufd6e12920199616