Знание о темпераменте избавляет от 90% обвинений в свой адрес и в адрес детей.
Психолог Элейн Эйрон Кей
Ребенок любит активные игры, общителен, энергичен и настойчиво добивается своего? Или предпочитает тихие занятия и внимательно собирает башню из кубиков? Понимание особенностей темперамента малыша помогает родителям воспитывать его без давления, поддерживать в трудных ситуациях и раскрывать потенциал.
Что такое темперамент?
Важно понимать: темперамент – природные характеристики нервной системы, определяющие реакции малыша, общение и процесс обучения.
Современная наука опирается на работы психологов Александра Томаса и Стеллы Чесс, которые запустили масштабное исследование New York Longitudinal Study. В ходе исследования выделили девять параметров темперамента, включая активность, адаптивность и эмоциональность. Эти особенности легли в основу четырех классических типов.
- Холерик.
- Сангвиник.
- Флегматик.
- Меланхолик.
Важно помнить о том, что чистые типы темпераментов у детей редкие, однако доминирующие черты проявляются уже в раннем возрасте.
Холерик

Холерики — дети-бури эмоций и действий: энергичные, решительные, импульсивные, вспыльчивые. Например, ребёнок может устроить истерику в магазине из-за отказа купить игрушку, но затем быстро успокоиться, занявшись чем-то другим.
Холерики предрасположены к авантюрным поступкам, проявляют большую изобретательность и лидирующие способности. Такому ребенку просто дано спланировать игры на улице, привлекая остальных ребят.
Дети с холерическим типом темперамента быстро принимают решения с детства, но могут быть упрямыми и недовольными, если всё не идёт по плану. Например, настаивает на своём варианте игры, даже если другие предлагают что-то другое. При неудаче (например, сложный пазл или пирамидка) может резко выразить недовольство и бросить игрушку.
В жизни людей холерического типа соревнование и споры играют важную роль. В итоге это формирует из
их успешных, но обладающих властью руководителей.
Советы родителям:
- Замените строгие запреты предложениями с альтернативой: вместо «Нельзя!» скажите «Сейчас мы не покупаем машинку, но можем нарисовать её дома».
- С детства развивайте лидерские качества. Предлагайте организовать игры или помогать по дому, направив энергию в конструктивное русло. Дайте ребенку придумать развлечения, убираться пылесосом, помогать готовить обед и решать, где гулять.
- Развивайте в ребенке самоконтроль. Помогите малышу осознавать свои чувства и эмоции, направляя их. Если ребенок заплакал из-за того, что другой малыш не отдал ему машинку, объясните ему его эмоции, помогите пережить их и найти варианты решения. Например: «Тебе обидно, что Саша не дал свою игрушку. Ты плачешь потому, что у тебя нет такой игрушки. Да, это Сашина машинка, и он ее не дает. Попробуй поменять ее на свою?»
- В пожилом возрасте направьте энергию в спорт или творчество. Подходят секции, требующие оперативного принятия решений: футбол, танцы, театральное искусство.
Сангвиник

Сангвиники отличаются энергичностью, общительностью и оптимизмом. Хорошо приспосабливаются к новому и обычно заводят множество друзей. Предпочитают всё новое и быстро меняют занятия. Но иногда им мешает недостаток упорства.
Например, ребенок-сангвиник первым подходит к новому ребенку в группе и спрашивает: «Как тебя зовут? Давай играть!». Через пять минут малыши уже бегают вместе, не стесняясь.
Такой малыш постоянно активен, может участвовать в нескольких играх сразу, не теряя интереса и энергии. Быстро меняет эмоции: например, смеётся во время игры, радуется новой игрушке или плачет, если её не получает.
Дети-сангвиники редко бывают долго расстроенными, и если обижаются, то ненадолго. Например, если родители запрещают есть сладкое перед обедом, сангвиник надувает губы, но уже через минуту предлагает: «А можно потом съесть две конфеты?».
Советы родителям:
- Дайте ребенку возможность общаться с другими детьми. Для этого создайте условия: организуйте встречи и игры, гуляйте во дворе и старайтесь, чтобы ребенок часто был в детском коллективе.
- Как и при холере, помогите ребёнку осознавать и контролировать свои эмоции. Обсудите, как ему живётся в разных ситуациях.
- Сангвиникам свойственна некоторая растерянность. Введите четкий график и подскажите ребенку, как распорядиться своими делами.
- Развивайте креативность с помощью рисования, музыки и театральных игр.
Флегматик

Флегматики — уравновешенные и миролюбивые дети, долго привыкающие к новому (например, к садику или развивающему кружку), но проявляющие удивительную настойчивость. Такой ребенок может часами собирать пазл, не отвлекаясь, болезненно реагирует на попытки торопить.
Флегматичные дети реже тревожатся и лучше справляются с однообразными задачами, планированием, но часто отказываются участвовать в новых занятиях, например, в спортивной секции. В конфликте сверстников стараются примирить всех, даже если это вредит их интересам.
Важность этого момента! Медлительность флегматиков иногда ошибочно считают ленью. Ребенка торопят и упрекают за медлительность.
Например, ребенок раскладывает машинки по цветам и размерам, тратя на это сорок минут. На предложение пойти гулять отвечает: «Подожди, я еще не закончил».
Эти дети хорошо концентрируются и управляют импульсами. Без давления, играя и выполняя задания в собственном темпе, ребёнок добивается результата не хуже, а возможно, даже лучше, чем другие дети.
Если другой ребенок заберёт игрушку у маленького флегматика, тот не будет кричать. Скорее всего, тихо отоjdzie в сторону или попросит: «Верни, пожалуйста», без ярких эмоций.
Советы родителям:
- Дайте ребёнку-флегматику время приспособиться к новой обстановке. Вместо «Знакомься с детьми!» скажите: «Посмотрите, как играют, и присоединяйтесь, когда захотите».
- Отмечайте настойчивость. Говорите: «Ты настоящий герой, что не бросил собирать игрушки, даже когда это было сложно».
- Детям такого типа крайне необходимы ритуалы. Флегматикам важно всё быть предсказуемым, чётко спланированный день уменьшает уровень стресса.
Меланхолик

Меланхолики — это чувствительные, размышляющие и глубокие дети. Может воспринимать все близко к сердцу и быть более восприимчивыми к стрессу.
Ребенок с меланхоличным типом темперамента в незнакомой обстановке чувствует себя неуверенно и остается рядом с родителями, даже если другие дети играют. В то же время дети-меланхолики очень чутко реагируют на эмоции других людей: могут заметить у друга грусть и попытаться его утешить.
Ребенок может много размышлять о прожитом дне и с малых лет задавать взрослым глубокие вопросы о жизни, дружеских отношениях или справедливости. Он склонен к выражению сильных чувств, как радостных, так и печальных.
Меланхолики часто проявляют творческие способности: рисуют, лепят, делают аппликации или с удовольствием играют роли в детских спектаклях и на утренниках. Такие дети также стремятся к порядку и организованности, могут быть аккуратными и внимательными к деталям.
Советы родителям:
- Дети с меланхолией остро реагируют на перемены и стрессовые ситуации. Таких малышей сложно адаптировать к детскому саду, поездкам и новым коллективам. Обеспечьте ребенку стабильность и предсказуемость: предупреждайте о планах, дайте время привыкнуть и будьте рядом, пока это необходимо.
- Постепенно он сам начнет вас отпускать;
- Обращайте внимание на чувства и переживания ребенка. Дайте ему возможность говорить о своих мыслях и эмоциях без опасений быть осужденным, направляйте его мысли в нужное русло. Обсуждайте это, делитесь своими чувствами, например: «Иногда я тоже боюсь врачей, но на самом деле они не страшные. Давай возьмем наш набор доктора и полечим игрушечных зверят?»
- Постепенно воспитывайте уверенность и самостоятельность. Предложите малышу помочь с выбором тарелок для обеда или яблок в магазине, пусть сам решит, какие брать. Доверьте ему «ответственные» домашние дела: накормить кота, полить цветок, помочь маме разложить продукты после супермаркета. Кроха почувствует свою значимость и важность, что положительно повлияет на самооценку и развитие инициативы.
- Меланхоличные дети могут быть замкнутыми. Поощряйте их общение, организуя прогулки на детских площадках и посещения развивающих центров. Избегайте фраз типа «Все дети играют, а ты что сидишь?» Учите малыша знакомиться, представлять себя и предлагать игры.
Различия между темпераментом и личностью
Эти понятия часто путают: темперамент и личность — два разных термина. Темперамент является биологической основой, с которой ребенок рождается. Это определяет реакцию малыша на мир: быстро ли реагирует смехом или плачем, предпочитает ли шумные игры или спокойное времяпрепровождение, легко ли привыкает к новым людям или правилам.
Предрасположенность к определенному характеру унаследуется генетически и связана с особенностями нервной системы. Например, исследования близнецов демонстрируют, что даже при разном воспитании у них часто совпадают базовые черты темперамента (Goldsmith et al., 1987). Личность же формируется постепенно под влиянием опыта, воспитания, культуры и сознательных решений. Например, застенчивый ребенок может стать уверенным оратором благодаря поддержке родителей и тренировкам.
Что со всем этим делать?
Характер человека формирует основа личности, но не предопределяет его судьбу. Родители должны помочь ребёнку развить свои лучшие качества, а не пытаться изменить его. Холерик нуждается в рамках и возможности реализовать свою энергию, флегматик — терпении и поддержке, сангвиник — общением и структурированным распорядком дня, меланхолик — вниманием и участием.
Не путайте упрямство с темпераментом ребёнка. Медленное реагирование может быть особенностью нервной системы, а не проявлением неуважения. Принимайте во внимание биологическую основу, но не игнорируйте влияние окружения. Даже чувствительного малыша можно поддержать, развивая сильные стороны его личности: умение договариваться, управлять эмоциями, знакомиться и строить отношения.
Личность — всегда свободный выбор. Характер и темперамент определяют исходные параметры, но не исключают возможность перемен у ребёнка.
Выводы
- Существуют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
- Холерические дети выражают эмоции ярко и с трудом сидят на месте. Взрослым стоит помогать им использовать энергию положительно, вместо ограничений давая им возможности для действий.
- С ангвиникам свойственна энергия и общительность, поэтому важно для них обеспечить возможности для общения и чёткий распорядок дня.
- Флегматичные дети спокойны и склонны к мирному сосуществованию. Не следует спешить с ними, а лучше оказывать поддержку и устанавливать обряды.
- Меланхоличные дети чувствительны и задумчивы, могут показывать замкнутость. Родителям важно предоставлять им время для адаптации, помогать в учебе, знакомствах и общении.
- Темперамент и личность — разные понятия.
Ссылки на исследования, приведенные в статье:
Исследование Александра Томаса и Стеллы Чесс, New York Longitudinal Study, https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/2207993/
Исследование журнала «Детская психология и психиатрия». https://acamh.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcpp.12907
Исследования близнецов https://www.dissercat.com/content/priroda-individualnykh-razlichii-v-temperamente-mladentsev-issledovanie-bliznetsov?ysclid=m7iufd6e12920199616