
Эти материалы предназначены ученикам четвертого класса, изучающим курс «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы светской этики». Каждый раздел модуля «Основы светской этики» иллюстрируется тестовыми заданиями. На выполнение проверочных работ отводится 10 минут. В работе семь заданий с выбором ответа.
Тестовые задания
по курсу
«Основы религиозных культур
и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
4 класс
составила Золотарева Людмила Николаевна
учитель начальных классов
2017 г.
Содержание
- Аннотация
- Тест номер один по теме «Россия — наша Родина» (первый урок).
- Тестирование № 2 по теме «Светская этика» (2 урок).
- Испытание номер три по теме «Культура и нравственность» (третий урок).
- Тестирование № 4 по теме «Моральные нормы» (4 урок).
- Тест № 5 по теме «Особенности морали» (4 урок)
- Тестирование по теме «Добро и зло» (5-6 уроки).
- Тест номер семь по теме «Добродетель и порок» (7-8 уроки).
- Тест номер восемь по теме «Свобода и моральный выбор человека» (девятый урок).
- Тестовое задание № 9 по теме «Свобода и ответственность» (10 урок).
- Тест № 10 по теме «Моральный долг» (11 урок).
- Тест № 11 по теме «Справедливость» (12 урок)
- Тестовое задание № 12 по теме «Альтруизм и эгоизм» (13-й урок).
- Тест номер 13 по теме «Диагностика личностной установки «альтруизм — эгоизм» (13 урок).
- Тест № 14 по теме «Дружба» (14 урок)
- Тест № 15 «Хороший ли ты друг?» (14 урок)
- Тест номер шестнадцать по теме «Что значит быть нравственным» (пятнадцатый урок).
- Тестовая работа № 17 по теме: «Завершающий урок за 1 полугодие» (16-17 уроки).
- Тест номер восемнадцать по теме «Род и семья — источник нравственных отношений» (восемнадцатый урок).
- Тест по теме «Нравственный поступок» (19 урок).
- Тест номер двадцать «Отношение к нравственным нормам поведения» (19 урок).
- Тест номер 21 по теме «Золотое правило нравственности» (20 урок).
- Тест по теме «Стыд, вина и извинение» (21 урок).
- Тестовое задание № 23 по теме «Честь и достоинство» (22 урок).
- Тест № 24 по теме «Совесть» (23 урок)
- Тестирование по теме «Нравственные идеалы» (24-25 уроки).
- Тест № 26 на тему «Образы нравственности в культуре России» (26 урок).
- Тест № 27 по теме «Этикет» (27 урок)
- Тест по теме «Семейные праздники», урок 28.
- Тест двадцать девятый по теме «Жизнь человека — высшая нравственная ценность» (двадцать девятый урок).
- Тест номер тридцать «Твое отношение к жизни» (29 урок).
- Тестирование № 31 по теме «Любовь и уважение к Родине» (30 урок).
- Тест № 32 по теме: «Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России».
- Тестирование по теме «Традиционные религии России». Урок № 32.
- Итоговый тест № 34 (33 урок)
- Анкета для родителей, обучающихся 4-х классов
- Список литературы
Аннотация
Курс ОРКСЭ — культурологический. Цель курса: формирование у обучающихся культурологической компетентности. Изучение курса направлено на систематизацию и обобщение знаний о нравственности, истории, культуре, полученных ранее. Курс расширяет представление о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций культуры России. Формируется понимание своей принадлежности к этим традициям.
Изучение модуля «Основы светской этики» предназначено для формирования мировоззрения, способствующего духовному и нравственному развитию учащихся. Цель — создать общие представления о нравственных идеалах и духовных ценностях народов России в исторической перспективе.
Разработка контрольно-измерительных материалов для модуля «Основы светской этики» важна для оценки уровня усвоения материала как учащимися, так и преподавателями, поскольку существующих заданий не хватает.
Контрольно-измерительные материалы предназначены для оценки уровня освоения обучающимися системы знаний и формирования познавательных умений.
Материалы предназначены для учеников 4 класса, изучающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики» по разделу «Основы светской этики». Тесты созданы для каждой темы раздела «Основы светской этики».
На контрольную работу отводится 10 минут. Работу составляют семь заданий с выбором ответа. За каждое верное решение начисляется очко.
Если ученик набрал
- 7 баллов — очень высокий уровень
- 6-5 баллов — высокий уровень
- 4 балла — средний уровень
- меньше 4 баллов — низкий уровень
Испытание 1 по теме «Россия — наш дом».
1 вариант
1. Полное название нашей страны.
а) Российская федерация
б) Россия
в) Москва
Для чего нам присвоили название «Отечество» для нашей страны?
а) это наш родной дом
Наши отцы, деды и прадеды с предками постигали знания, трудились и охраняли свою родину.
в) потому что родились и живём в ней
3. Материальный мир — это…
а) информация из книг, журналов, СМИ
Всё, что находится вокруг нас: предметы, объекты и природные явления.
в) явления природы, которые нас окружают
4. Духовный мир — это….
С духовным миром познакомятся, читая учебники и дополнительную литературу на уроках в школе.
а) миром знаний
б) миром умений и навыков
в) миром культуры
6. Культурные традиции — это…
а) народные праздники
б) богатства нашей многонациональной страны
в) морально — этические нормы
7. Как мы должны относиться к традициям своей Родины?
а) соблюдать все традиции
б) уважать, гордиться
в) кто как хочет
2 вариант
1. Полное название нашей страны:
а) Москва
б) Российская Федерация
в) Россия
Почему Россию называют Отечеством?
а) потому что родились и живём в ней
б) это наш родной дом
Наши отцы, деды и прадеды вместе со своими предками трудились, обучали новое поколение и защищали Родину.
3. Духовный мир — это
В школе познакомление с духовным миром происходит на уроках при изучении учебных и дополнительных материалов.
а) миром знаний
б) миром умений и навыков
в) миром культуры
5. Духовный мир отражается в человеке и образует:
а) состояние души
б) внутренний мир человека
в) интересы человека
6. Во внутреннем и внешнем мире есть:
Лишь благо, грация, согрев, комфорт, нежность.
б) только зло, ненависть, опасность
Существуют доброта и жестокость, любовь и враждебность, красота и уродство.
Внутреннее состояние человека определяет его эмоциональный ландшафт: радость или грусть, покой или тревога. От этого зависят и его творческие способности – возможность создавать что-то необходимое и новое.
а) как ты наполняешь свой внутренний мир
Как ты заполняешь свою внутреннюю жизнь и налаживаешь связи с окружающими?
Как ты относишься к окружающему миру и другим?
Тестирование № 2 на тему «Светская этика».
1. Что такое этика?
Это дисциплина, изучающая действия и взаимосвязи людей с акцентом на понятия добра и зла.
Это наука о человеческих действиях и поведении.
Это наука о этикете.
2. Кто был основателем этики?
а) Гегель
б) Цицерон
в) Аристотель
3. Синоним к слову «мораль».
а) нравственность
б) обычаи
в) привычки
4. Определи положительные черты человека.
а) трудолюбие
б) жадность
в) заботливость
г) грубость
д) лживость
е) дружелюбие
5. Определи отрицательные черты человека.
а) честность
б) трусость
в) зазнайство
г) доброта
д) леность
е) вежливость
6. Какой нет этики?
а) религиозной
б) самостоятельной
в) светской
7. Что помогает делать светская этика?
а) обогащаться
б) совершать добродетельные поступки
в) узнавать новую информацию
Тест № 3 по теме «Культура и мораль»
1 вариант
1. Культура — это …
а) культурное поведение людей
б) материальные и духовные ценности
в) забота о здоровье
2. Мораль — это …
а) культурные традиции
б) верование людей
Система правил и убеждений, управляющая поведением людей.
Идеалы и жизненные принципы граждан страны…
а) правовая культура
б) политическая культура
в) материальная культура
4. Выбери пример материальной культуры.
а) семейные традиции
б) архитектурные сооружения
в) пословицы, поговорки
5. Выбери пример духовной культуры.
а) автомобиль
б) книги, журналы, газеты
в) воинский долг
В чём причина возникновения необходимости поощрения добра?
а) они помогают жить
б) они помогают обогатиться
в) что бы тебя хвалили
7. Во все времена осуждалось…
а) выполнение обещаний
б) помощь нуждающимся
в) предательство
2 вариант
1. Мораль — это …
а) культурные традиции
б) верование людей
Система правил и убеждений, определяющих человеческое поведение.
2. Культура — это …
а) культурное поведение людей
б) материальные и духовные ценности
в) забота о здоровье
3. Выбери пример материальной культуры.
а) семейные традиции
б) архитектурные сооружения
в) пословицы, поговорки
4. Выбери пример духовной культуры.
а) автомобиль
б) книги, журналы, газеты
в) воинский долг
В основе общества лежат…
а) правовая культура
б) политическая культура
в) материальная культура
6. Во все времена осуждалось…
а) выполнение обещаний
б) помощь нуждающимся
в) предательство
Для чего возникла необходимость поощрять благородные деяния?
а) они помогают жить
б) они помогают обогатиться
в) что бы тебя хвалили
Тест № 4 «Как я понимаю моральные нормы?»
Какой штраф за обман покупателей вы бы назначили продавцу, совершившему нарушение?
а) отпустить с миром
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму
в) отрубить руки
Если вы станете свидетелем того, как знакомые мальчики обращаются жестоко с бездомной собакой, то…
а) забросаете живодеров камнями
б) попросите отпустить собаку
в) присоединитесь к ним
Если тебе потребуется обмануть преподавателя, чтобы успешно сдать контрольную.
а) вы сделаете это
б) вы этого не сделаете и получите « 2»
Откровенно признайте свои затруднения и попросите снова попробовать.
Если пожилой человек пытается донести вам неправомерность ваших поступков, то…
а) внимательно выслушаете и благодарите
Не обращаете внимания, но ведёте себя как будто слушаете.
в) хамите в ответ
Если ученик в классе хорошо учиться и испытывает радость от жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения
Вы чувствуете позыв опустить отличника ниже плинтуса.
в) вы радуетесь его успехам
Если приятели в вашем присутствии и рядом с другими применяют ненормативную лексику, то…
а) испытываете неловкость
б) просите изменить лексикон
в) поддерживаете разговор в том же духе
Если кто-то просит деньги взаймы или вещь временно, то вам:
а) категорически отказываете
б) спрашиваете «а что мне за это будет?»
в) выполняете просьбу с легкой душой
Если во время прогулки с друзьями вы увидите пьяного человека на улице, то…
а) у вас возникает неприятное чувство
б) не обращаете внимания
в) смеётесь над ним
Оценка ответов
Ответ | а | б | в |
Вопрос 1 | 10 | 5 | 3 |
Вопрос 2 | 5 | 10 | 3 |
Вопрос 3 | 3 | 10 | 5 |
Вопрос 4 | 10 | 5 | 3 |
Вопрос 5 | 5 | 10 | 3 |
Вопрос 6 | 5 | 10 | 3 |
Вопрос 7 | 3 | 5 | 10 |
Вопрос 8 | 10 | 5 | 3 |
60 — 80 очков. Вы можете жить так, чтобы не причинять боли и душевных мук другим.
33 — 59 очков. Вы обладаете чертами, заслуживающими уважения.
Однако необходимо более глубоко познать себя и избегать вспышек легкомысленных желаний и поступков, которые часто мешают вам жить счастливо. Без этого вы можете приобрести качества, которые другие люди ненавидят.
24 — 32 очка. Вас ожидает серьёзное изменение, если вы не переосмыслите своё поведение и отношение к моральным нормам. В противном случае возможны негативные последствия для вас, а ваши близкие будут испытывать беспокойство.
Тест № 5 по теме «Особенности морали»
1. Где записаны моральные нормы (правила)?
а) нигде
б) в законе
в) в энциклопедии
Какие качества нравственность порицает?
а) смелость
б) трусость
в) верность
г) предательство
д) правдивость
е) зазнайство
За нарушения норм морали человек отвечает перед…
а) установленным государственным законом
б) родителями
в) самим собой
4. К нормам морали относятся:
а) умение пользоваться компьютером
б) преданность и любовь к Отечеству
в) умение красиво одеваться
5. Задача морали –
Судить действия людей как хороших или плохих.
б) осудить неправильное поведение человека
в) выявить злых людей
Что считается неприемлемым с точки зрения нравственности?
а) вежливость
б) ответственность
в) грубость
7. Мораль регулирует:
а) поступки и поведение человека в обществе
б) трудовую деятельность человека
в) общественное отношение
Тест № 6 по теме «Добро и зло»
1 вариант
1. Добро — это…
Деяния, сближающие людей, свидетельствующие о процветании гуманизма.
обязанность, исполнение которой требуется независимо от воли.
Действия, препятствующие росту как личного человека, так и окружающих его людей.
2. Определи верное высказывание.
а) Доброта — это слабость.
Главная опасность зла заключается в том, что оно маскируется под добро.
Доброта сейчас не популярна.
3. Зло — это…
Обязанность, исполнение которой не зависит от твоей воли.
Врагом добра является зло, которое мораль пытается искоренить и поправить.
Действия, способствующие развитию человека и тех, кто его окружает.
4. Задача морального поведения человека.
а) не допускать зла и бороться с ним
б) не замечать зло
в) делать добро с расчётом на награду
5. Добрый поступок должен совершаться….
а) свободной волей
б) по принуждению
в) из-за страха наказания
6. Какое слово лишнее?
а) душевность
б) равнодушие
в) жестокость
Знания о доброте и зле способны помочь людям…
а) получать желаемое
б) жить в мире
в) управлять людьми
2 вариант
1. Зло — это…
Позитивные, светлые, хорошие, полезные для жизни мысли, слова и поступки.
Вредные помыслы, слова и поступки, которые люди признают злыми, негативными и разрушительными.
Нормы поведения, принятые обществом, которые определяют, что считается хорошим делом, а что – плохим.
Какие действия вызывает общественный осуждающий взгляд?
а) опоздание в школу
б) помощь другу
в) соблюдение режима дня
г) невыполнение данного обещания
Какую позицию занимает нравственность при оценке действий человека?
а) страны, в которой живёт человек
б) возраста человека
в) добра и зла
г) времени, когда был совершён поступок
4. Что является последствием злых дел?
а) радость
б) дружба
в) мирное сосуществование
г) вражда
5. Как творят добрые дела?
а) в надежде на вознаграждение
б) чтобы избежать наказания
в) бескорыстно и сознательно
г) в надежде на похвалу
6. Что считается добрым поступком?
а) забыть о неприятной просьбе
б) опоздать на интересную встречу
в) дать списать домашнее задание
Предоставить товарищу, сидящему рядом, помощь в решении задачи.
Определите действия, признанные обществом благородными и положительными.
а) нежелание выполнять обещание
б) уважение к родителям
в) неопрятность
г) умение говорить правду
Тест № 7 по теме «Добродетель и порок»
1. Положительное нравственное качество человека — это…
а) порок
б) добродетель
в) лицемерие
Враждебность правде и доброте.
а) порок
б) добродетель
в) лицемерие
3. Отметь верное утверждение.
Развитие нравственности человека как личности наступает с шестнадцати лет, до этого возраcта допускаются любые действия.
Б) Добродетель — умение действовать так, как вы считаете нужным.
Никто не может достичь совершенной добродетели.
4. Добродетельное поведение человека — это…
а) отказ от выбора
б) сознательный выбор человека
в) нежелание выбирать
Уважение к чужим убеждениям — начальный этап …
а) добродетельному поведению
б) зависимости
в) лидерству
6. Определи «золотую середину»
а) вредность
б) угодничество
в) дружелюбие
Семь главных признаков характера, по которым судят о человеке, — это…
а) культура и мораль
б) добро и зло
в) добродетель и порок
Тестовое задание номер восемь по теме «Свобода и нравственный выбор человека».
1 вариант
Способность человека управлять своими действиями, основываясь на законах природы и общества — это…
а) свобода
б) обязанность
в) безразличие
2. Выбор между добром и злом — это…
а) моральный долг
б) моральный выбор
в) моральная зависимость
Найдя кошелек с деньгами на улице, что ты сделаешь?
а) пойду в магазин, куплю игрушки
б) отнесу в полицию
Закупим множество сладостей и угостим друзей.
Решение поступать правильно или неправильно основывается на…
а) стойкости следования добродетели
б) от страха наказания
в) от безразличия
5. «Быть самим собой» — значит…
а) идти на поводу у других
б) иметь собственное мнение
в) говорить то, что чувствуешь
В сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», перед кем из героев возник вопрос нравственного решения?
а) Елисей
б) Чернавка
в) Царица
7. Что такое моральный конфликт?
Желание чего-то одного вредит другому.
б) человек, который осуществил выбор
в) то, за что человек несёт ответственность
2 вариант
1. Что такое свобода?
а) независимость
Способность человека регулировать действия, руководствуясь нормами природы и общественных правил.
2. Моральный выбор — это…
а) выбор между добром и злом
б) обязанность уважать других людей
Что определяет нравственные решения людей?
а) от друзей
б) от родителей
в) от самого человека
4. «Быть самим собой» — значит…
а) идти на поводу у других
б) иметь собственное мнение
в) говорить то, что чувствуешь
5. Что такое моральный конфликт?
Поиск одной ценности может погубить другую.
б) человек, который осуществил выбор
в) то, за что человек несёт ответственность
6. Выбор между добром и злом — это…
а) моральный долг
б) моральный выбор
в) моральная зависимость
Выбор между нравственным и безнравственным поведением определяется…
а) стойкости следования добродетели
б) от страха наказания
в) от безразличия
Тест № 9 по теме «Свобода и ответственность»
1 вариант
1. Свобода — это …
Способность человека корректировать действия, учитывая нормы природы и общественных правил.
б) отсутствие ответственности за совершённые поступки
Последствия отказа от социальных норм.
2. Ответственность — это…
а) получение вседозволенности в обществе
Характеристика человека, указывающая на принятие ответственности за свои решения и поступки.
Желание помогать другим.
3. Что означает свобода выбора человека?
а) ограниченная свобода действий
б) ответственность человека за решения
в) бесконтрольное поведение
4. За что ответственен человек?
а) за поведение окружающих
б) за поступки родителей
в) за свои поступки
5. Сознательно совершённый поступок — это…
а) ошибка
б) преднамеренность
в) непреднамеренность
Выдели задачи, ответственность за которые несут исключительно вы.
а) купить хлеб
б) построить завод
в) помыть посуду
г) починить телевизор
д) хорошо учиться
г) написать книгу
Укажите текст, который нужно перефразировать.
а) уважение
б) угнетение слабого
в) признание равенства
г) вседозволенность
д)нахождение компромисса
г) себялюбие
2 вариант
Правильны ли утверждения о свободе человека в обществе?
Свобода — это право действовать по воле и желаниям.
Свобода подразумевает возможность самостоятельно определять цели и пути их достижения, осознавая последствие своих решений.
Свобода воли
1) необходимостью
2) достоинством
3) свободой
4) ответственностью
3. За что ответственен человек?
а) за поведение окружающих
б) за поступки родителей
в) за свои поступки
Отметить понятия: ответственное поведение, ответственность.
а) уважение
б) угнетение слабого
в) признание равенства
г) вседозволенность
д)нахождение компромисса
г) себялюбие
Мальчик случайно разбил вазу. Нужно ли ему отвечать за это?
а) Это действие не будет наказано
б) Это оплошность, за которую он не несет ответственность
Это несчастный случай, за который придется понести ответственность.
Это умышленный поступок, требующий ответственности.
Какими принципами руководствуется человек при принятии решений?
а) Какой будет моя награда?
б) Не нанесу ли я вреда?
в) Напишут ли об этом в газетах?
г) К каким последствиям приведет мой поступок?
7. Что означает свобода выбора человека?
а) Бесконтрольное поведение
б) Ограниченная свобода действий
в) Ответственность человека за решения
г) Абсолютная свобода действий
Тест № 10 по теме «Моральный долг»
1 вариант
1. Что такое моральный долг?
а) семейные традиции
б) боязнь наказания
Понимание важности соблюдения общих правил для всех людей.
Какова мотивация благочестивых людей к помощи другим?
а) рассчитывает на награду
б) боится наказания
в) считает, что так надо
3. Какова моральная обязанность человека в обществе?
а) жить в своё удовольствие
б) уважать других людей и их права
в) иметь много друзей
4. Благодарность — это…
а) моральная обязанность
б) человеческая слабость
в) получить похвалу
Понимание человеком важности соблюдения нравственных правил — это…
а) принуждение
б) долг
в) обязанность
6. Укажи, что не относится к моральным обязанностям.
а) уважать права других людей
б) не помогать родителям
в) бескорыстно помогать людям
Кто сказал: «Сознавать долг и не исполнять его — это трусость»?
а) Ж. Ж. Руссо
б) Конфуций
в) Аристотель
2 вариант
1. Что такое моральный долг?
а) государственный закон
б) принуждение общества
Понимание человека необходимости следования общественным нормам.
г) семейная традиция
В чём причина, по которой человек исполняет свои обязанности?
а) рассчитывает на вознаграждение
б) так поступают все
Верен выполнению своих обязанностей.
г) боится наказания
Чему должен быть обучен человек, живущий в обществе?
а) выбрать определённую профессию
б) жить только в крупном городе
в) иметь много друзей
г) уважать других людей и их права
4. Благодарность — это…
а) все ответы верны
б) способ получить похвалу от родителей
в) признак неуверенности в себе
г) моральная обязанность
Кто автор высказывания «Виновные, нарушая свой долг, тем самым нарушают и свои права»?
а) Ж. Ж. Руссо
б) Конфуций
в) Аристотель
Понимание человеком важности соблюдения нравственных правил — это…
а) принуждение
б) долг
в) обязанность
7. Укажи, что не относится к моральным обязанностям.
а) уважать права других людей
б) не помогать родителям
в) бескорыстно помогать людям
Тест № 11 по теме «Справедливость»
1. Справедливость — это…
Ответственность за собственные решения.
Нравственный кодекс, определяющий справедливость в деле распределения выгод, вознаграждений и санкций.
Предписание, исполнение которого независимо от личных предпочтений является обязательным.
2. Что значит быть справедливым?
а) избегать в своих действиях зла
б) бороться с пороками
в) признавать правоту других людей
Какое вознаграждение ждет справедливого поступка?
а) удостоверением
б) похвальной грамотой
в) благодарностью людей
Какими мерами можно карать действия, совершенные несправедливо?
а) осуждением
б) ограничением прав человека
в) удалением из семьи
5. Признак соразмерности в моральных правилах означает, что…
Поведение должно получить справедливую оценку.
Наказание должно превосходить по своей строгости возмездность.
Наказание не должно превышать вознаграждения.
6. Справедливость требует….
Уважение прав других людей исключает оскорбление человеческого достоинства.
б) безоговорочному подчинению другим людям
в) отстаивать только своё мнение
За равноценные деяния полагается равноценная поощрение или кара. В этом суть…
а) справедливости
б) несправедливость
в) сознательности
Тест № 12 по теме «Альтруизм и эгоизм»
1. Что в переводе с латинского означает «альтруизм»?
а) свой
б) другой
в) совместный
К кому относятся слова «Добрый человек — тот, совершающий великие и благородные поступки, хотя бы подвергая себя опасности»?
а) Цицерону
б) Аристотелю
в) Плутарху
Деятельность, целью которой является реализация собственных нужд, даже если это вредит другим или обществу, представляет собой…
а) эгоизм
б) альтруизм
в) дружба
Готовность самоотверженно помогать другим, невзирая на собственные нужды — это…
а) эгоизм
б) альтруизм
в) дружба
5. Что свойственно разумному эгоизму?
а) содействие общему благу
б) забота об обществе
в) забота о близких людях
Кто из сказочных персонажей произведения Шарля Перро «Золушка» проявляет альтруизм?
а) Золушка
б) Принц
в) Мачеха
7. Что может быть недостатком альтруизма?
а) помощь незнакомым людям
б) забвению своих ближних
в) отказ в помощи людям
Тест номер 13 по теме «Диагностика личностной установки «альтруизм — эгоизм»».
Шкалы: альтруизм, эгоизм
Назначение теста: Эта методика предназначена для исследования социально-психологических установок человека и определения уровня его альтруизма.
ИнструкцияТщательно изучите вопросы и дайте на каждый ответ «да» или «нет», руководствуясь своими привычками в такой ситуации.
Проверка установке личности по шкале альтруизм — эгоизм.
- Часто вам говорят, что вы думайте о других больше, чем о себе?
- Вам легче просить за других, чем за себя?
- Трудно ли вам отказывать людям, когда те что-нибудь просят?
- Часто ли вы помогаете людям, попавшим в трудную ситуацию?
- Что вам приносит больше удовольствия — делать это для себя или для других?
- Вы стремитесь принести пользу другим людям?
- Вы считаете, что главное значение в жизни — служить другим людям?
- Трудно ли вам делать что-либо для кого-то другого?
- Ваша отличительная черта — бескорыстие?
- Вы считаете, что помощь другим может быть вредной для вас самих?
- Вы считаете неправильным отсутствие заботы о себе у других?
- Часто ли вы просите людей сделать что-либо из личной выгоды?
- Вы отличаетесь желанием помогать другим?
- Ваше мнение по поводу того, что важно сначала заботиться о себе, а затем о других?
- Вы часто уделяете время себе?
- Вы считаете, что другим не стоит сильно усердствовать?
- У вас часто не хватает сил и времени на собственные дела?
- Весь свой досуг посвящаете любимым занятиям?
- Вы можете назвать себя эгоистом?
- Вы готовы проявлять максимум старания только ради достойного оклада?
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту: За ответы «да» на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13, 17 начисляется по 1 баллу. За ответы «нет» на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 тоже начисляется по 1 баллу. Затем суммируются все баллы.
Ответ «Да» 1 4 6 7 9 13 17 2
Ответ «Нет» 5 8 10 12 14 16 18 20
Чем выше набранная сумма баллов (более десяти), тем сильнее проявляется альтруизм и желание помогать другим. В обратном случае, при сумме баллов ниже десяти, наблюдается усиление эгоистичных склонностей.
Тест № 14 по теме «Дружба»
Какие отношения строятся на общих симпатиях и личных выгодах?
а) обожание
б) любовь
в) дружба
2. Выберите основную черту дружбы.
а) избирательность
б) обязанность
в) подчинение
3. Кого себе выбирает человек?
а) соседей
б) друзей
в) родителей
При выполнении какого условия может возникнуть настоящая дружба?
а) уважение друг друга
б) друг обязан мне всем
в) дружи только со мной
Автор высказывания «Дружба кончается там, где начинается недоверие», — Фридрих Ницше.
а) Д. Аддисон
б) Цицерон
в) Л. А. Сенека
Между людьми дружба недоступна.
а) без умения уступать друг другу
б) без лжи и обмана
в) без большого количества денег
Что отличает настоящего друга?
а) доброта
б) лицемерие
в) зависть
г) честность
д) трусость
е) понимание
Тест № 15 «Хороший ли ты друг?»
Сделай простой тест и узнай, как тебя воспринимают друзья.
Помнишь историю с твоим другом, которая вышла не совсем гладко, но забавна до слез?
Расскажу всем и будем смеяться вместе.
Расскажу, но имя человека не назову.
В. Никому не скажу.
Гость повредил чашку во время визита к тебе. Что ты сделаешь?
А. Попросишь принести тебе новую.
Б. Рассердишься на него.
В. Скажешь, что ничего страшного в этом нет.
Лучший друг заводит дружбу с учеником из вашего класса, которого вы не любите. Что будете делать?
А. Перестану дружить с ним.
Я скажу ему выбрать: меня или того другого.
Ничего не расскажу, продолжим дружить.
4. Как думаешь, настоящий друг должен:
Говорить о позитивных моментах, не затрагивая негативные.
Б. Иногда рассказывать о своих делах.
В. Делиться с тобой всем.
5. Как ты считаешь, твой друг:
А. Должен равняться на тебя.
Б. Служить тебе примером для подражания.
В. Такой же, как и ты, весёлый и интересный человек.
Друг оставил дома деньги на обед. Что ты сделаешь?
Не буду ничего делать, не будь таким невнимательным.
Б. Одолжу ему денег.
В. Поделюсь своим обедом.
Сколько ответов ты получил?
Если А. Если у тебя есть хорошие друзья, то тебе везет. С кем-то таким, как ты, общение бывает затруднительно. Ты всё время думаешь о своей выгоде и не готов совершать поступки ради друга. В таких отношениях завести новых друзей будет непросто.
Если Б. У тебя есть несколько хороших друзей, но ты особо не интересуешься их трудностями. Вы проводите время весело, но если случится что-то серьезное, не факт, что сможете друг другу помочь в трудную минуту. Помни: настоящие друзья умеют и радоваться вместе, и грустить.
Если В. Ты настоящий хороший друг: понимающий, заботливый и надёжный. Можешь быть уверен, что друзья всегда придут тебе на помощь. С тобой легко подружиться, но помни, люди бывают разные, и не стоит тратить время на тех, кто не ценит дружбу.
Тестирование № 16 по теме «Понятия нравственности».
Функция светской этики заключается в …
а) освободить человека от ответственности
б) предоставить возможность самостоятельного выбора
в) научить хитрить
Выберите поступок, который не считается нравственным.
а) благотворительность
б) щедрость
в) терпение
г) жадность
д) мужество
е) дружелюбие
В каких ситуациях возможна ответственность поведения человека?
а) непреднамеренность поступка
Человек несет ответственность за последствия поступков.
Выбор человека не влечёт за собой ответственности за его последствия.
Как называется нежелание получать личную выгоду?
а) бескорыстие
б) щедрость
в) избирательность
5. Стать добрым человек может:
а) по приказу родителей
б) с помощью других людей
в) живя так, как ему захочется
Что определяет выбор между поступками, признаваемыми нравственными, и теми, которые таковыми не считаются?
а) условий выбора
б) ситуации выбора
в) стойкости характера
Светская этика объясняет понятие нравственности.
а) не дает готовых ответов
б) учит осуществлять моральный выбор
в) учит быть справедливым
Проверочная работа № 17 по итогам первого полугодия обучения.
1 вариант
Этика.
а) Этика
б) Мораль
в) Добро
Система правил и убеждений, определяющих поведение людей.
а) Этика
б) Мораль
в) Добро
Этическая норма, применимая к поступкам людей.
а) Этика
б) Мораль
в) Добро
4. Выражает стремление человека к добру.
а) Добродетель
б) Порок
в) Свобода
Деяние, приводящее к нанесению вреда самому себе и окружающим.
а) Добродетель
б) Порок
в) Свобода
Способность человека управлять своим поведением, руководствуясь нормами природы и общественных отношений.
а) Добродетель
б) Порок
в) Свобода
Возможность человека нести ответственность за принятые решения.
а) Ответственность
б) Справедливость
в) Альтруизм
Ключ: 1а, 2б, 3в, 4а, 5б, 6в, 7а
2 вариант
Норма, определяющая справедливость в делении ресурсов и результатов.
а) Ответственность
б) Справедливость
в) Альтруизм
Философское убеждение, призывающее к самоотверженному поведению во благо ближних и коллектива.
а) Ответственность
б) Справедливость
в) Альтруизм
Взаимосвязи, рожденные общим влечением и желанием удовлетворить собственные нужды.
а) Справедливость
б) Альтруизм
в) Дружба
Совокупность правил и убеждений, определяющих действия людей.
а) Этика
б) Мораль
в) Добро
Мораль, связанная с действиями человека.
а) Этика
б) Мораль
в) Добро
Ответственность за самостоятельные решения.
а) Ответственность
б) Справедливость
в) Альтруизм
Наука о нравственности людских действий и взаимоотношений.
а) Этика
б) Мораль
в) Добро
Ключ: 1б. 2в, 3в, 4б, 5в, 6а, 7а
Тест номер восемнадцать по теме «Род и семья — основа нравственности».
1 вариант
1. Потомки общего предка — это…
а) род
б) страна
в) область
2. Что не относится к символам рода?
а) фамилия
б) герб
в) место жительства
3. Что означает фамилия человека?
а) его отношение к обществу
б) его родовое происхождение
в) место в обществе
Как проявить своё положение в семейной системе?
а) в родословной
б) на фотографии
в) в библиотеке
5. Нравственные отношения в семье — это…
а) совместный просмотр телепередач
Заботу о родных, любовь и желание помогать им.
в) выполнение всех запросов ребёнка
Что способствует формированию нравственных связей в семейном кругу?
а) любви её членов друг к другу
б) большому семейному достатку
в) поддержки государства
Осуществление домашних дел перекликается с…
а) ответственность
б) вежливость
в) поощрение
2 вариант
В чем заключается основная цель рода и семьи?
Возвести дом, высадить дерево, родить детей.
Достойно представлять свою страну.
Родить, воспитывать и заботиться о детях, обеспечивая им комфортные условия для роста.
Выполнение домашних дел связано с понятием…
а) ответственность
б) вежливость
в) поощрение
В каком месте проявляется роль человека в семье?
а) в родословной
б) на фотографии
в) в библиотеке
4. Что означает фамилия человека?
а) его отношение к обществу
б) его родовое происхождение
в) место в обществе
5. Что не относится к символам рода?
а) фамилия
б) герб
в) место жительства
6. Потомки общего предка — это…
а) род
б) страна
в) область
Что способствует формированию этических связей в семейной среде?
а) любви её членов друг к другу
б) большому семейному достатку
в) поддержки государства
Тест № 19 по теме «Нравственный поступок»
1 вариант
1. Что такое поступок?
а) это непосредственное выражение морали
б) воздержание от действий
в) умение показать себя в обществе
2. Чем определяется нравственный поступок?
а) стремление к победе
б) тем, что подсказывает сердце
в) понравиться окружающим
В чём причина совершения поступка, мотивированного моралью?
а) желание помочь ближнему
б) ради благодарности
в) заставили родители
Поступки можно считать нравственными лишь при выполнении определённого условия – …
а) свободной волей
б) по принуждению
в) по привычке
5. Нравственный поступок предполагает…
а) моральный выбор
б) совет товарищей
в) государственный закон
6. Какие поступки нравственны?
а) ударить собаку
б) пожалеть младшего брата
в) взять чужую
г) посадить дерево
д) посмеяться над упавшим другом
е) помочь бабушке с уборкой
7. Что не является признаком нравственного поступка?
а) мотив
б) цель
в) само действие
г) повтор
2 вариант
1. Чем определяется нравственный поступок?
а) тем, что подсказывает сердце
б) волей к борьбе
в) стремлением быть первым
г) высокими умственными способностями
Каким образом начинается по своей природе добрый поступок?
а) с чувства сопереживания кому-либо
б) со стремления подарить радость
в) с желания помочь людям
г) все варианты верны
3. Укажи мотив нравственного поступка.
Совершать дружбу с состоятельными людьми ради получения более ценных предметов.
Отыграть оценку «отлично», воспользовавшись работой товарища по урокам.
Понизить достоинство противника в ходе состязания для достижения победы.
Посетить друга, страдающего болезнью, чтобы его развеселить.
Миша расплакался, потому что потерял свою любимую игрушку.
Рассказать Мише, что плакать нехорошо, и что непослушным малышам грозит попасть к Бармалею в Африку.
б) позвать на помощь взрослых
Взять игрушку у другого ребёнка с помощью обмана и отдать Мише.
Поговорить с Мишей доброжелательно, увлечь его чем-нибудь новым, например, поиграть.
В чем причина совершения поступка, обладающего нравственным значением?
а) желание помочь ближнему
б) ради благодарности
в) заставили родители
6. Нравственный поступок предполагает…
а) моральный выбор
б) совет товарищей
в) государственный закон
7. Какие поступки нравственны?
а) ударить собаку
б) пожалеть младшего брата
в) взять чужую
г) посадить дерево
д) посмеяться над упавшим другом
е) помочь бабушке с уборкой
Тест № 20 «Позиция по отношению к нравственным правилам поведения»
Инструкция.
Как вы относитесь к моральным правилам действий (ответственности, стремления к совместному благополучию, способности к самоанализу, принципиальности, сочувствию, честности)?
Представлены различные жизненные ситуации. Каким образом вы поступите в каждой из них? Выберите ответ, соответствующий вашей позиции (запишите букву или вариант).
Классный руководитель в начале каникул вдруг попросил помочь навести порядок в кабинете. Что делать?
Согласитесь помочь и перенесите выезд.
Объедините усилия с ребятами и выполните весь объем работы за сутки.
Вы выполните работу по возвращении?
Не знаете ли вы, кого из оставшихся в городе можно попросить о помощи?
д. Или…
Вам приказали выполнить задачу, которая вас не устраивает, но её своевременное завершение важно для всего коллектива. Что вы сделаете?
а. Добросовестно выполните поручение.
б. Привлечете к выполнению поручения товарищей.
Предложите другое задание, которое было бы интереснее.
г. Найдете повод для отказа.
д. Или…
Случайно услышал, как твои одноклассники произносили правдивые, но обидные реплики в твою сторону. Что будешь делать?
Объясните детям свое поведение.
Пусть всё будет юмором, но с исправлением недочетов мы не затянем.
в. Сделаете вид, что ничего не слышали.
Скажите ребятам, что самим им тоже не лучшим образом живется, особенно из-за того, что говорят о вас при вашем отсутствии.
д. Или…
В трудовом лагере, работая на участке с овощами, у вас появились болезненные мозоли на руках. Что будете делать?
Если будете преодолевать боль и работать по норме, то станете таким же, как все.
Попросите друзей помочь выполнить норму.
Прошу перевести меня на другое направление, освободив от текущих обязанностей.
Прервите работу и отправляйтесь отдохнуть.
д. Или…
Вы увидели, как человек причинил боль другому без веской причины. Что вы сделаете?
Просите у виновника извинений для потерпевшего.
Поймите, что послужило причиной разногласий и найдите способ разрешить их.
Примите мои искренние соболезнования.
г. Сделаете вид, что вас это не касается.
д. Или…
Нечаянно вы навредили кому-то. Что будете делать?
а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба.
Извинитесь и расскажите пострадавшему, что это было несчастным случаем.
Скройте причиненный ущерб, будто ничего не произошло.
Сместите ответственность на потерпевшего, чтобы он больше не вмешивался в дело.
д. Или…
Если в ваших ответах варианты:
- Если человек применяет термин «а», значит, у него есть активное, стойкое и положительное отношение к этическим правилам.
- Буква «б» обозначает активную позицию, которая не всегда стабильна (компромиссные решения возможны).
- «в» — отношение пассивное и недостаточно устойчивое;
- «г» — отношение отрицательное, неустойчивое.
Тест № 21 по теме «Золотое правило нравственности».
Какая пословица отражает золотой принцип нравственности?
Не делай того, чего ты не любишь в других.
Храни голову прохладной, брюхо голодным, а ступни тёплыми.
Знание одной лишь тропы не делает мышку хитрой.
В чём смысл соблюдения правила морали в нашей жизни?
а) потому что это закон государства
Потому что за его соблюдение ставят хорошие оценки в школе.
В основе добрых человеческих отношений лежит это правило.
Как сделать так, чтобы принцип «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» работал в твоей жизни?
а) задуматься о своих поступках
б) любить самого себя
в) любить людей как самого себя
Что не позволяет следовать золотому правилу этики?
а) жалость
б) страх
в) уважение
В чём сила золотого правила нравственности для жизни?
Потому что приносит людям благополучие и счастье.
б) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
в) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
В какой момент был выдвинут принцип нравственности «не делай другим того, чего не хочешь себе»?
а) в 16 веке
б) в 17 веке
в) в 18 веке
Выделите фразы, связанные с золотым правилом нравственности.
а) играть на пианино
б) поддерживать товарища
в) бегать по дороге
г) делиться с другом
д) ходить на рыбалку
е) Отзываться на чувства окружающих
Тестовая работа № 22 по теме «Стыд, вина и прощение».
1 вариант
Отрицательное эмоциональное переживание, возникшее из-за критики и осуждения со стороны других людей.
а) стыд
б) вина
в) тяжесть
Внутреннее состояние человека, возникающее из-за чувства несогласия с установленными стандартами и непринятого исполнения личных обязанностей.
а) стыд
б) честь
в) вина
Что не способно вызвать человеку чувство стыда?
а) обман
б) ссора
в) помощь
Как преодолеть чувство вины?
а) быть великодушным
б) простить
в) извиниться
5. Умение прощать — это…
а) свойство сильных людей
б) свойство слабых людей
в) свойство неуверенных людей
В сердце приходит покой, когда…
а) прощают
б) наказывают
в) унижают
7. Раскаяться — значит….
а) воздержаться от повторения прежних оплошностей
б) затаить обиду
в) заплатить деньги за нанесённую обиду
2 вариант
В чём заключается основное назначение рода и семьи?
Возвести жилище, привить древо, породить потомство.
Являться достойными жителями своего государства.
Подарить детям жизнь, вырастить и воспитать их, обеспечивая им комфортные условия для развития.
«С другими делай так, как хочешь, чтобы делали с тобой».
а) умение управлять своими эмоциями
б) золотое правило нравственности
в) нравственный поступок
3. Стыд — это …
а) ответственность перед собой
Чрезмерно ожесточенная и угнетенная душевная тревога, возникшая из-за отрицательной оценки поступков другими людьми.
Чувство несоответствия собственным стандартам.
4. Вина — это …
а) великодушное отношение к людям
Глубокая тоска и угнетённость, вызванные критикой и осуждением других людей.
Смущение из-за собственного неподражания стандартам.
5. Раскаяние — это …
а) решение не повторять свои ошибки
б) решение повторять свои ошибки
Ощущение собственного непринятия из-за несоответствия установленным стандартам.
Чтобы преодолеть чувство вины, нужно:
а) Найти нового друга
б) Забыть о плохом поступке
в) Извиниться перед тем, кого обидел
г) Почитать интересную книгу
7. Если человек прощает других, то:
а) Он заслуживает наказания
Этот человек недостаточно умён.
в) Его тоже будут прощать
г) Этот человек слабый и беспомощный
Тест № 23 по теме «Честь и достоинство»
Высокие нравственные качества достоинства личности.
а) честь
б) совесть
в) достоинство
Понимание своих прав, нравственной важности и самоуважения — это…
а) честь
б) совесть
в) достоинство.
3. Человек достоин уважения потому, что …
а) он лучше всех
б) отличает добро от зла
в) умеет красиво одеваться
Выберите правильное утверждение о чести и достоинстве.
Честь и достоинство утратили своё значение в современном мире.
Человеку следует демонстрировать свои положительные черты, чтобы заслужить признание.
Сохранение достоинства поощряется даже при наличии искушения действовать иначе.
Человеком с честью называют…
а) не признаёт своих ошибок
Характеризуется нравственностью и демонстрирует её в действиях.
в) умеет незаметно обмануть
6. Достоинство не связано с …
а) порядочностью
б) скупостью
в) справедливостью
7. Честь — это награда, присуждаемая за …. (Аристотель)
а) добродетель
б) гордость
в) знания
Тест № 24 по теме «Совесть»
1. Что такое совесть?
Удовлетворение от своего поведения по отношению к другим людям и обществу.
Ощущение порицания или одобрения своего замысла.
Разочарование и подавленность, вызванные критикой со стороны других людей.
Что побуждает человека совершать добрые и правильные поступки?
а) культура
б) совесть
в) ответственность
3. Совестливый — это тот …
а) кого ругает учитель
Человек, руководствовавшийся совестью в своих действиях.
в) кто ругается
4. Про совесть нельзя сказать, что…
а) это стыд перед собой
б) это наш внутренний судья
в) средство достижения желаемого
5. Самое трудное для человека:
Стремиться к искренности в отношениях с другими людьми.
Должно проявлять честность по отношению к ровесникам.
Стремиться к искренности перед самим собой.
Говори по делу, не морочь голову.
а) живи по совести
б) служи примерно
в) живи в достатке.
Выберите действие, которое связано со понятием совести.
а) купить хлеб вне очереди
б) извиниться за нанесённую обиду
в) подразнить собаку
Тест № 25 по теме «Нравственные идеалы»
1 вариант
Защитники русских земель и народа от врагов и зла.
а) богатыри
б) хлеборобы
в) спортсмены
2. Человеческое качество не присущее богатырям.
а) мужество
б) сила
в) хвастовство
Кто удостоен славы за утверждение законов честной дуэли?
а) спортсменам
б) богатырям
в) героям.
4. Важнейшая добродетель воинской дружины — ….
а) находчивость
б) сила
в) верность
Чести прославленный рыцарь…
а) синьор
б) рыцарь
в) всадник
Кто изначально считали мужчиной благородного происхождения?
а) джентльменом
б) рыцарем
в) богатырём
Как звали замужнюю женщину из высших слоёв общества?
а) дама
б) леди
в) госпожа
2 вариант
Как именовали воинов в Древней Руси?
а) богатых людей
б) смелых и сильных защитников Отечества
в) спортсменов
2. В чем огромная заслуга богатырей?
а) провозгласили правила честного поединка
б) провозгласили правила этикета
Что это за грузный панцирь, сделанный из звеньев металла?
а) щит
б) кольчуга
в) шлем
4. Как называется картина Виктора Васнецова?
а) «Три богатыря»
б) «Богатырская застава»
в) «Богатыри»
5. Важнейшая добродетель воинской дружины — ….
а) находчивость
б) сила
в) верность
Как звали замужнюю женщину из высшего общества?
а) дама
б) леди
в) госпожа
Кто изначально считали мужчиной благородного происхождения?
а) джентльменом
б) рыцарем
в) богатырём
Тест по теме «Образцы нравственности в культуре Отечества», номер 26.
Как проявляется нравственное отношение к Родине?
а) в проживание на территории страны
б) в любви к своему народу
в) в получении информации
2. Кто не относится к нормам-образцам нравственного поведения?
а) труженик
б) потребитель
в) патриот.
Человек, своими усилиями производящий полезное для общества и государства – это…
а) патриот
б) труженик
в) воин
Человек, чью любовь к Родине и народу питают готовность к труду и подвигам, – это…
а) патриот
б) воин
в) коллективист
5. Защитник Отечества — это …
а) труженик
б) воин
в) коллективист
Человеколюбивый человек.
а) патриот
б) труженик
в) коллективист
7. С чего начинается коллектив?
а) с подарков друг другу
б) к угодничеству перед сильным
в) с золотого правила нравственности.
Тест № 27 по теме «Этикет»
1 вариант
1. Как называют правила хорошего поведения?
а) этика
б) эстетика
в) этикет
2. Слово «этикет» появилось в:
а) России
б) Франции
в) Англии
Что собой представляет образованный человек?
а) вежливым
б) модным
в) взрослым
4. Где важно соблюдать правила этикета?
а) везде
б) в школе
в) на улице
5. Если вы дали обещание, то нужно:
а) забыть о нем
б) выполнить его
в) передать кому-то другому
Если доставили неприятности кому-либо, необходимо…
а) извиниться
б) не извиняться
в) сказать: «Сам виноват»
7. Речь человека отражает:
а) намерения и желания
б) внутренний мир
в) эмоции и поступки
2 вариант
Что такое культура для человека?
а) вежливым
б) опрятным
в) благородным
г) все перечисленное
д) ничего из перечисленного
2. Где важно соблюдать правила этикета?
а) дома
б) в школе
в) на улице
г) в транспорте
д) везде
3. Как нужно обращаться к взрослому человеку?
а) на Вы
б) на ты
в) на Вы или по имени отчеству
г) на ты и по имени
д) все перечисленное
е) ничего из перечисленного
4. Если вы дали обещание, то нужно:
а) забыть о нем
б) выполнить его
в) предупредить, если не сможешь выполнить
г) передать кому-то другому
д) все перечисленное
е) ничего из перечисленного
Если доставили неприятности кому-либо, следует:
а) извиниться
б) не извиняться
в) сказать: «Сам виноват»
г) сказать: «Куда ты лезешь»
6. Как называют правила хорошего поведения?
а) этика
б) эстетика
в) этикет
7. Речь человека отражает:
а) намерения и желания
б) внутренний мир
в) эмоции и поступки
Тест № 28 по теме «Семейные праздники»
Праздник
а) праздник
б) собрание
в) педсовет
Традиция отмечать праздничные торжества в определенные дни появилась у людей…
а) в древности
б) в 1861 году
в) в средние века
3. Укажи государственный праздник.
а) День Победы
б) день рождения
в) День учителя
4. Укажи общественный праздник.
а) Международный женский день
б) свадьба
в) День города
5. Укажи семейный праздник.
а) свадьба
б) День России
в) День медицинского работника
Каждый праздник имеет собственный способ проведения — это…
а) расписание
б) ритуал
в) меню
7. 9 мая — это праздник…
а) День Победы
б) День народного единства
в) День Государственного флага России
Тест номер двадцать девять на тему «Жизнь человека – наивысшее моральное достоинство».
1. Высшая ценность для человека — это…
а) его жизнь
б) его семья
в) его привычки
2. Обеспечить жизнь без войны — задача…
а) самого человека
б) народа
в) государства
3. Когда человек утверждается как личность?
а) в процессе всей жизни
б) при рождении
в) уходя на пенсию
4. От чего зависит счастье родителей?
а) от количества детей
б) от благополучия детей
в) от образования детей
Кем сказаны слова «Кто не ценит жизнь, тому она не дорога»?
а) Леонардо да Винчи
б) Сенеке
в) Цицерону
Что из ценностей менее важно человеку?
а) здоровье
б) образование
в) красота
В чем причина решения Россией и другими странами демографических проблем?
а) от этого зависит армия государства
б) от этого зависит развитие страны
в) от этого зависит уровень жизни.
Тест № 30 «Твоё отношение к жизни»
Откладываешь ли ты свои дела на завтра?
А) никогда
Б) иногда
В) часто
Г) всегда
Если возможно ничего не делать, то желаешь ли ты этого?
А) никогда
Б) иногда
В) часто
Г) всегда
Труднишься ли ты найти причину, чтобы избежать выполнения обязанностей?
А) никогда
Б) иногда
В) часто
Г) всегда
4. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
А) до 1 часа в день
Б) от 1 до 2,5
В) от 2,5 до 4 часов
Г) больше 4 часов в день
Лучший друг или подруга занимает ваше время?
А) нет
Б) иногда
В) часто
Г) постоянно
Баллы: А=1 балл, Б=3 балла, В=5 баллов, Г=7 баллов
До 15 баллов.
Есть повод для гордости. Ты упорный и активный человек. Ждёт тебя насыщенная жизнь.
От 16 до 25 баллов.
В твоем образе жизни требуется работа. Необходимы срочные действия. Уделяй время делу, чтобы избежать проблем с учебой, работой, зарплатой и, возможно, друзьями в будущем.
Более 25 баллов.
Твоему будущему нужно уделить особое внимание. Уже сейчас могут быть трудности с семьей и учебой. Без изменений в отношении к времени и работе основным трудностям предстоит лишь прибавляться.
Тестовая работа № 31 по теме «Любовь и уважение к Родине»
1. Любовь к Родине проявляется…
а) в уважение к традициям предков
б) в использовании природных ресурсов
в) в пользование льготами.
Как нужно относиться к обычаям родной земли?
а) соблюдать все традиции
б) кто как хочет
в) уважать, гордиться, беречь
3. Что вы вносите в понятие «народы России»?
а) все люди на Земле
Граждане различных национальностей, проживающие в Москве.
в) люди, живущие в России.
Светская этика считает одним из главных оснований человеческой жизни …
а) уважение прав человека
б) подчинение себе других
в) любовь к самому себе.
5. Что является основой жизни?
а) труд
б) любовь
в) богатство
Культура нашей страны, почтение и привязанность к Родине — это…
а) духовные традиции
б) религиозные традиции
в) семейные традиции
7. Когда человек остаётся человеком?
а) пока заботится о себе
б) пока заботится о других
в) пока живёт
Тест 32: «Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России»
1. Подберите однокоренные слова к слову:
- Родина — ….
- Отечество -……
2. Собери пословицы.
Начало пословиц:
- Человек без Родины, …
- В родном краю сокол, …
- Для отчизны…
- В каком народе живешь,
Окончание пословиц
- того обычая и держись.
- не жаль жизни.
- что соловей без песни.
- в чужом — ворона.
3. Расставьте слова по определениям.
Знания, предметы, правосудие, творчество, добродетель, материальные блага, взаимодействие, достоинство, труд, мировоззрение, природные явления, сострадание.
Духовный мир:
—
—
—
—
Материальный мир
—
—
—
—
Вечные ценности
—
—
—
—
Ответы:
1. Подберите однокоренные слова к слову:
- Родина — …. (род, родители, родня, родословная)
- Родина — … (отец, отчий, отчество, отеческий, Отчизна)
2. Собери пословицы.
1 — В
2 — Г
3 — Б
4 — А
Третий тридцать третий тест по теме «Традиционные религии России».
Что изучает область человеческой деятельности, основанная на вере в потустороннее или бога?
а) культура
б) религия
в) этикет
Какой вероисповедание исповедуется одним народом?
а) мировая религия
б) национальная религия
в) государственная религия
Какую деятельность можно назвать творческой, если она порождает материальные и духовные блага?
а) религия
б) культура
в) традиция
4. Что такое монотеистическая религия?
Религия веры в одного Бога.
б) многобожие
в) почитание духов, животных
Итоговый тест № 34
Название нашей страны — Отечество, почему?
а) это наш родной дом
Наши отцы, деды и прадеды, а также их предшественники учились, трудились и защищали свою землю.
в) потому что родились и живём в ней
г) верны все варианты.
2. В чём выражается нравственное отношение к Отечеству?
а) в любви к своему народу
В тёплых чувствах к природе своей родины.
в) в труде на благо Родины
г) верны все варианты
3. Культурные традиции — это…
а) народные праздники
б) богатства нашей многонациональной страны
в) морально — этические нормы
Внутреннее состояние человека определяет его эмоциональный мир: радость или грусть, спокойствие или тревогу, способность творить то, что необходимо и ново.
а) как ты наполняешь свой внутренний мир
Как ты создаёшь свою внутреннюю жизнь и налаживаешь общение с окружающими?
Каково ваше отношение к окружающему миру и людям?
5. Что такое этика?
Это дисциплина, изучающая человеческие действия и взаимоотношения через призму понятий добра и зла.
Это дисциплина, изучающая действия и повадки людей.
Это дисциплина, определяющая нормы этикета.
6. Кто был основателем этики?
а) Гегель
б) Цицерон
в) Аристотель
7. Мораль — это …
а) культурные традиции
б) верование людей
Система правил и идеалов, которые управляют поведением людей.
8. Синоним к слову «мораль».
а) нравственность
б) обычаи
в) привычки
Какой поступок неприемлем с нравственной точки зрения?
а) вежливость
б) ответственность
в) грубость
В сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», чьи герои столкнулись с необходимостью принимать решение, руководствуясь моралью?
а) Елисей
б) Чернавка
в) Царица
11. Добро — это…
Деяния, способные снять разрыв между людьми, и проявление гуманизма.
Требование, выполняемое независимо от воли.
Деяния, тормозящие рост как самого человека, так и людей рядом с ним.
12. Определи верное высказывание.
а) Доброта — это слабость.
Главная угроза злу заключается в способности маскироваться под добро.
Доброта сейчас не популярна.
13. Что считается добрым поступком?
а) забыть о неприятной просьбе
б) опоздать на интересную встречу
в) дать списать домашнее задание
Предоставить товарищу по парте помощь в решении задачи.
14. Зло — это…
Обязанность, не зависящая от твоего желания.
Зло – обратное понятию добра, с которым мораль борется и пытается преодолеть.
Деяния, способствующие росту самого человека и тех, кто его окружает.
15. Определи «золотую середину»
а) вредность
б) угодничество
в) дружелюбие
Выделите концепции, относящиеся к ответственной деятельности.
а) уважение
б) угнетение слабого
в) признание равенства
г) вседозволенность
Зачем человеку с хорошими качествами помогать другим?
а) рассчитывает на награду
б) боится наказания
в) считает, что так надо
Что может быть даровано за добродетельный поступок?
а) удостоверением
б) похвальной грамотой
в) благодарностью людей.
В чем заключается условие для истинной дружбы?
а) уважение друг друга
б) друг обязан мне всем
в) дружи только со мной
Между людьми настоящая дружба недоступна.
а) без умения уступать друг другу
б) без лжи и обмана
в) без большого количества денег
Что характеризует настоящего друга?
а) доброта
б) лицемерие
в) зависть
г) честность
Что способствует формированию моральных связей в семье?
а) любви её членов друг к другу
б) большому семейному достатку
в) поддержки государства
Какая из этих поговорок соответствует золотому правилу нравственности?
Не делай то, чего не любишь в других.
Храни голову прохладой, живот – с голодом, а ноги – теплом.
Зная лишь одну дырку, не избежишь беды.
Как преодолеть чувство вины?
а) быть великодушным
б) простить
в) извиниться
В сердце успокоение приходит, когда…
а) прощают
б) наказывают
в) унижают
26. Когда человек остаётся человеком?
а) пока заботится о себе
б) пока заботится о других
в) пока живёт
Ответы
1 — г
2 — г
3 — б
4 — б
5 — а
6 — в
7 — в
8 — а
9 — в
10 — б
11 — а
12 — б
13 — г
14 — б
15 — в
16 — а, в
17 — в
18 — в
19 — а
20 — а
21 — а, г
22 — а
23 — а
24 — в
25 — а
26 — б
Анкета для родителей, обучающихся 4-х классов
Уважаемые родители, ребёнок завершает изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики». Ваше мнение для нас важно. Ответьте на несколько вопросов (+).
Ребенок одобрил изученный в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» модуль?
- Да
- Нет
Вы знакомы с целями и задачами курса ОРКСЭ?
- Да
- Нет
- Другое__________________________________________________
Согласны ли вы с целями и задачами курса ОРКСЭ?
- Да
- Нет
- Другое__________________________________________________
Разговариваете ли вы с ребёнком о материалах, которые он изучает в рамках выбранного модуля учебного курса?
- Да
- Нет
Какие личностные изменения в вашем ребенке Вы надеетесь увидеть после прохождения курса ОРКСЭ?
- Развитие почтения к взглядам, происхождению и обычаям разных культур.
- Развитие художественных запросов, идеалов и переживаний.
- Понимание своего этнического и национального происхождения.
- Воспитание почтения к верованиям коренных народов России, в том числе русского народа.
Каким образом, с вашей точки зрения, курс повлиял на поведение Вашего ребенка в общественных ситуациях?
- Стал доброжелательным, отзывчивым.
- Понимал значение нравственности, верования и религии в жизни человека и общества.
- Стал с уважением относиться к другим людям.
- Стал культурнее.
- В поведении моего ребёнка ни чего не изменилось.
Сталкивается ли ваш ребёнок с трудностями во время изучения курса?
- Да
- Нет
- Не знаю
У Вас есть особенное мнение по поводу введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Если да, то какое?
________________________________________________________________
Список литературы
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Для 4—5 классов. Учебник. М.: Просвещение, 2013. — 63 с.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Пособие для учителя. 4-5 классы: методические материалы для образовательных учреждений / В.А. Тишков, Т. Д. Шапошникова, О. Е. Казьмина и др. — М.: Просвещение, 2012. — 239 с.
- Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. Москва: Просвещение, 2010. 32 с.