Фото: img.freepik.com

Аннотация

Сборник тестов по литературному чтению создан с учетом учебной программы курса «Литературное чтение» УМК «Школа России» для учеников третьего класса. Тесты организованы по тематическим блокам, отражающим последовательность изучения материала в третьем классе.

К каждому тесту имеются ответы.

В пособии даны два варианта тестовых заданий.

Материалы сборника помогут учителям проводить текущий контроль знаний учащихся по литературе. Тесты можно применять на уроках по новому материалу и в качестве контрольных заданий по итогам темы. Ученики могут выполнять работы дома для самоконтроля, что особенно важно для тех, кто пропустил занятия.

Тесты соответствуют минимальным требованиям образовательного стандарта.

Тестирование по теме «Величайшее чудо мира».

1 вариант

Говорит своим языком.

а) …много знает
б) …расширяет свой кругозор
в) …самый умный
г) …хорошо учится

2. Что не относится к рукописной книге?

а) Напечатана в типографии

Переплеты украшены золотом и драгоценными камнями.


Для переплета использовались доски, которые потом обтянули кожей.


Каждая начальная буква абзаца украшена узором.

3. Древние рукописные книги писали на …

а) пергаменте
б) бересте
в) глиняных табличках
г) бумаге

4. Летопись — это …

Сказания о знаменательных моментах прошлого Киевской Руси.
б) рассказы о жизни святых
в) сказки о Древней Руси
г) былины

5. Рукописные книги писали …

а) учёные монахи
б) учёные
в) знатные и богатые люди
г) любой, кто умел писать

6. Когда научились печатать книги?

а) в середине XV века
б) в начале XV века
в) в конце XV века
г) в начале XVI века

В правление какого государя вышла первая книга?

а) При Иване Грозном
б) При Юрии Долгоруком
в) При Иване Калите
г) При Петре Первом

8. Как звали первопечатника?

а) Иван Фёдоров
б) Иван Калита
в) Иван Красный
г) Иван Грозный

9. Друкарь — это …

а) книгопечатник
б) глупый человек
в) переписчик книг
г) дружелюбный человек

В чём величие книги как явления?

Нам рассказывают о необычных случаях из жизни, приключениях, исторических событиях, странах…
б) Дорого стоит
в) Редкость
г) Много картинок, красочная

Ответы: 1 — а, 2 — а, 3 — а, 4 — а, 5 — а, 6 — а, 7 — а, 8 — а, 9 — а, 10 — а

2 вариант

Когда вышла первая печатная книга на территории нашего государства?

а) в 1564 г.
б) в 1654 г.
в) в 1954 г.
г) в 1754 г.

Каким инструментом пользовались для письма на Руси в древности?

а) карандаш
б) ручку-перо
в) гусиные перья
г) уголь

3. Кто является автором «Повести временных лет»?

а) Иван Фёдоров
б) Иван Васильевич
в) монах Нестор
г) народ

Какой первый печатный труд издал Иван Фёдоров?

а) Букварь
б) Апостол
в) Азбуку
г) Библию

Сколько времени потребовалось для создания первой печатной книги?

а) 1 год
б) 10 месяцев
в) 1 месяц
г) 10 дней

Из каких материалов писали в Древней Руси?

а) бумагу
б) пергамент
в) глиняные дощечки
г) ткань

Определите точное значение слова «друкарь».

а) министр
б) типографщик, книгопечатник
в) помощник
г) художник

8. Продолжи пословицу. Кто много читает, …

а) дела не знает
б), а в несчастье утешает
в) тот много знает
г) с пути сбивает

9. Что такое летопись?

Излагались важные моменты из летописи Древней Руси.
б) сказки о Древней Руси;
в) былины;
г) рассказы о жизни святых.

10. Отметь верное утверждение

Сначала на Руси стали издавать рукописные книги, а потом печатные.

На Руси сначала возникли книги, написанные от руки, затем появились печатные.


Из библиотеки можно было выносить рукописные книги.

Ответы: 1 — а, 2 — в, 3 — в, 4 — б, 5 — б, 6 — б, 7 — б, 8 — в, 9 — а, 10 — б

Проверка знаний по русской народной музыке.

Какие русские народные песни не существуют?

А) закличек
Б) загадочных
В) колыбельных

Как называется сказка, начинающаяся традиционно, но завершающаяся необычным образом?

А) скучная
Б) докучная
В) короткая

3.Что не относится к устному народному творчеству?

А) потешка
Б) пословица
В) рассказ

К какому жанру устного народного творчества принадлежат эти строки?
«Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!»

А) песенка — закличка
Б) считалка
В) потешка

В переводе с английского это слово означает «народная мудрость», «знание». Какое это слово?

А) фольклор
Б) пословица
В) сказка
Г) поговорка

6.Назовите Русские народные промыслы:

А) Богородская игрушка
Б) Свистулька
В) Гжель
Г) Изготовление ткани

Ответы: 1 — Б, 2 — Б, 3 — В, 4 — А, 5 — Б, 6 — А, В

Проверочное задание по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1 вариант

Где Алёнушка и её брат сейчас?

А. родители умерли
Б. родители уехали в город
В. родители переехали в другой дом

2. Куда пошла Алёнушка?

А. к подружкам
Б. на работу
В. за дровами

Из какого же копытца хотела пить впервые у Иван-царевич ?

А. из лошадиного
Б. из коровьего
В. из козьего

Из какого же копытца решил напиться Иван у себя во второй раз?

А. из козьего
Б. из лошадиного
В. из коровьего

Из чьих копытцев желал испить Иван на третьем разу?
А. из козьего
Б. из коровьего
В. из лошадиного

6. За кого Алёнушка пошла замуж?

А. за принца
Б. за боярина
В. за купца

7. Куда позвала ведьма Алёнушку?

А. в лес за грибами
Б. в поле за цветами
В. на речку купаться

8. Что сделала ведьма с Алёнушкой?

А. оставила её в поле
Б. потеряла её в лесу
В. бросила её в воду

9. Как ведьма оказалась в доме купца?

А. оборотилась Алёнушкой, надела её платье
Б. стала невидимой
В. назвалась тётей

10. Кто рассказал купцу всю правду?

А. ведьма
Б. слуга
В. Козлёнок

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — б, 5 — а, 6 — в, 7 — в, 8 — в, 9 — а, 10 — б

2 вариант

Где же брат с сестрой?

А) родители их прогнали
Б) родители умерли
В) дети потерялись

2. Куда пошла Алёнушка?

А) на работу
Б) за грибами
В) играть с подругами
Г) за дровами

Где Иван хотели бы пить в третий раз?

А) из козьего копытца
Б) из лошадиного копытца
В) из речки
Г) из волшебного колодца

4. Что случилось с Иванушкой?

А) попал в жилище ведьмы
Б) стал жеребёночком
В) стал телёночком
Г) стал козлёночком

5. Что предложил Алёнушке купец?

А) спасти Иванушку
Б) убить ведьму
В) выйти за него замуж

6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?

А) превратила в лягушку

Ожерелье из камня опустила в течение реки.

В) заперла в подвале

7. Как ведьма попала в дом к купцу?

А) околдовала купца
Б) оборотилась мышкой
В) оборотилась Алёнушкой

В чем причина просьбы ведьмы к купцу зарезать козлёнка?

А) козлёнок ей не понравился
Б) козлёнок всё знал
В) козлёнок казался ей очень вкусным

9. Как купец узнал правду?

Рабочий главного героя выслушал беседу ягнёнка с Алёнушкой.
Б) купец подслушал разговор ведьмы
В) козлёнок всё рассказал купцу

Сколько раз козлёнку нужно было перекинуться через голову, чтобы стать опять мальчиком?

А) три
Б) четыре
В) шесть

Ответы: 1 — б, 2 — а, 3 — а, 4 — г, 5 — в, 6 — б, 7 — в, 8 — б, 9 — а, 10 — а

Проверка знаний по сказке «Иван-царевич и Серый Волк».

1 вариант

Кто правитель с тремя сыновьями?

А. Берендей
Б. Балдуин
В. Бердибек

2. Что росло в саду у этого царя?

А. яблоня с красными яблоками
Б. яблоня с золотыми яблоками
В. яблоня с волшебными яблоками

3. В каком порядке сыновья караулили сад?

А. младший, средний, старший
Б. старший, средний, младший
В. старший, младший, средний

4. Кто воровал яблоки из царского сада?

А. Единорог
Б. Сивка-Бурка
В. Жар-птица

5. Кто съел коня Ивана-царевича?

А. серый волк
Б. хитрая лиса
В. лесной медведь

Какую задачу царь Афрон дал Ивану-царевичу?

А. приведи златогривого коня
Б. привези Елену Прекрасную
В. принести золотых яблочек

Какой запрос сделал царь Кусман к Ивану-царевичу?

А. принести золотых яблочек
Б. приведи златогривого коня
В. привези Елену Прекрасную

Как поблагодарил Иван-царевич серого волка?

А. я ещё тебе пригожусь
Б. прощай навек
В. если что — свистни три раза

9. О чём сговорились старшие браться?

А. разбудить брата
Б. утопить брата
В. убить брата

Кто был призван серым волком достать живую и мёртвую воду?

А. ворона
Б. грача
В. Сороку

Какое действие совершил серый волк по отношению к братьям после возрождения Ивана-Царевича?

А. забрал всё и привязал их к дереву
Б. растерзал и клочки по полю разметал
В. простил их и отпустил

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — в, 5 — а, 6 — а, 7 — в, 8 — а, 9 — в, 10 — а, 11 — б

2 вариант

У царя Берендея сколько сыновей?

А) два
Б) один
В) три

2. Что воровали из царского сада?

А) яблоки
Б) груши
В) виноград

3. Кто поймал вора?

А) старший сын
Б) младший сын
В) средний сын

4. Кто оказался вором?

А) серый волк
Б) златогривый конь
В) Жар-птица

5. Что случилось с конём Ивана-царевича?

А) его съел серый волк
Б) ускакал домой
В) заблудился в лесу

6. Кто помогал Ивану-царевичу?

А) серый волк
Б) златогривый конь
В) Жар-птица

У кого собирался похитить Жар-птицу Иван-царевич?

А) у царя Кусмана
Б) у царя Афрона
В) у царя Далмата

У кого Иван-царевич желал отнять златогривого коня?

А) у царя Кусмана
Б) у царя Афрона
В) у царя Далмата

9. В кого превращался серый волк?

А) в Жар-птицу
Б) в Ивана-царевича
В) в Елену Прекрасную

10. Кто похитил Елену Прекрасную?

А) Кощей Бессмертный
Б) Серый волк
В) Иван-царевич

11. Кто убил Ивана-царевича?

А) братья
Б) цари
В) Кощей Бессмертный

Ответы: 1 — В, 2 — А, 3 — Б, 4 — В, 5 — А, 6 — А, 7 — Б, 8 — А, 9 — В, 10 — Б, 11 — А

Тест по сказке «Сивка-Бурка»

1 вариант

Какой урожай решил выращивать старик на своём поле?

А. Рожь
Б. Пшеницу
В. Ячмень

2. Кто выполнил поручение отца?

А. старший сын
Б. младший сын
В. средний сын

Что взял с собой Иван-дурачок, отправляясь охранять поле?

А. кваса и хлеба
Б. крепкую сеть и водицы
В. пирог и верёвку

4. Кто прискакал на поле в самую полночь?

А. конь
Б. волк
В. заяц

5. О чём попросил конь Иванушку?

А. отпустить его на волю
Б. накормить вдоволь
В. выкупать в чистой водице

6. Что предложил конь за свою свободу?

А. мешок пшеницы
Б. сослужить службу
В. десять золотых монет

7. Где сидела царевна Елена Прекрасная?

А. на чердаке
Б. в хижине
В. в терем

Какие грибы собрал Иван в лесу?

А. полное лукошко мухоморов
Б. целую корзину поганок
В. ведро опят

9. Что Иванушка снял с пальца царевны?

А. золотой перстень
Б. заветный перстень
В. волшебный перстень

10. Почему Иванушка перевязал руку?

А. порезал палец
Б. сломал руку
В. спрятал перстень

11. Чем закончилась сказка?

А. они сыграли свадьбу
Б. царевна отправила Ивана домой
В. царь был недоволен выбором дочки

Ответы: 1 — б, 2 — б, 3 — в, 4 — а, 5 — а, 6 — б, 7 — в, 8 — а, 9 — б, 10 — в, 11 — а

2 вариант

1. Сколько сыновей было у старика?

А) два
Б) один
В) три
Г) четыре

2. Как звали младшего сына?

А) Илья Муромец
Б) Алёша Попович
В) Иванушка-дурачок
Г) Иван-царевич

3. О чём старик попросил сыновей?

А) постеречь ячмень
Б) постеречь рожь
В) постеречь пшеницу
Г) постеречь кукурузу

4. Кто выполнил поручение отца?

А) старший сын
Б) младший сын
В) средний сын
Г) соседский мальчик

5. Как он поймал вора?

А) схватил руками
Б) накинул на шею верёвку
В) заманил в капкан
Г) усыпил

6. Что вор предложил в обмен на свободу?

А) ковёр-самолёт
Б) скатерть- самобранку
В) сапоги-скороходы
Г) свою службу

7. Кто была Елена Прекрасная?

А) волшебница
Б) дворянка
В) царевна
Г) царица

8. Где жила Елена Прекрасная?

А) хижина
Б) дворец
В) терем
Г) светлица

В какой момент Иван дошёл до Елены Прекрасной?

А) первый раз
Б) второй раз
В) третий раз
Г) четвёртый раз

10. Почему Иванушка перевязал руку?

А) сломал руку
Б) ушиб руку
В) спрятал перстень
Г) порезал руку

Где Елена Прекрасная обрела свой перстень?

А) высматривала в окно
Б) потчевала гостей
В) наблюдала в бинокль
Г) приглашала на танец

Ответы: 1 — в, 2 — в, 3 — в, 4 — б, 5 — б, 6 — г, 7 — в, 8 — в, 9 — в, 10 — в, 11 — б

Тест по стихотворению «Весенняя гроза»

Тютчев — автор этого стихотворения.

а) «Мама! Глянь-ка из окошка…»
б) «Весенняя гроза»
в) «Зима»
г) «Встреча зимы»

2. Какова основная тема произведения

а) пробуждение природы с приходом весны
б) народные традиции
в) весенняя гроза
г) паводок

3. «Гром резвится и играет» — это

а) сравнение
б) метафора
в) олицетворение
г) эпитет

4. Найдите значение слова «перлы».

Жемчужины, а также всё сверкающее и чистое, подобное жемчугу.
б) пальцы
в) перловая крупа
г) птицы

Раскаты молодые — жемчужины.

а) голубые
б) дождевые
в) золотые
г) снеговые

Ответы: 1 — б, 2 — в, 3 — в, 4 — а, 5 — б

Тест по стихотворению «Листья»

1. Из какого произведения эти строки?

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!

а) Ф. И. Тютчев «Листья»
б) А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Игорь Сергеевич Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

г) И. З. Суриков «Детство»

2. Как зовут поэта Тютчева?

а) Афанасий Афанасьевич
б) Федор Иванович
в) Иван Саввич
г) Иван Захарович

3. С иглами ежа Ф. И. Тютчев сравнивает…

а) хвою
б) лучи солнца
в) иней
г) шиповник

Обращаясь к ветру, листья называют собой ветви.

а) родными
б) сухими
в) докучными
г) чужими

Какая рифмовочная схема присуща произведениям Ф.И. Тютчева?

а) кольцевая и перекрестная
б) параллельная и перекрестная
в) перекрестная
г) параллельная

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — в, 5 –в

Тестирование знаний о стихах Фета, Никитина и Сурикова.

1. Как зовут поэта Никитина?

а) Иван Саввич
б) Федор Иванович
в) Иван Захарович
г) Афанасий Афанасьевич

2. Из какого произведения приведенные слова?

Зима, гостья, прошу гулять, расстилать мороз, петь песни Севера.

а) «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
б) «Детство»
в) «Встреча зимы»
г) «Зима»

3. Из какого произведения эти строки?
И сидишь, ни слова…
Тихо все кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

а) И. С. Никитин «Встреча зимы»
б) И. 3. Суриков «Детство»

А. А. Фет «Жара охватила поля, где спелая рожь».

г) Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Какой аспект жизни, кроме прекрасной зимней природы, отобразил И. З. Суриков в своей картине «Детство»?

а) Зимняя охота
б) Крестьянский быт
в) Зимние забавы
г ) Тяжелая крестьянская доля

В чьём облике проявляется лирический герой поэмы «Зима»?

а) Крестьянин
б) Деревенский мальчишка
в) Барин
г) Поэт

6. «Морозы пришли» — это:

а) Олицетворение
б) Метафора
в) Сравнение

7. О ком из поэтов идет речь?

Судьба его сложилась крайне трудно. В возрасте тридцати девяти лет его не стало, причиной смерти стала чахотка. Детство же прошло для него радостно.

а) Ф.И. Тютчев
б) И.С. Никитин
в) А. А. Фет
г) И.З. Суриков

Ответы: 1 — а, 2 — в, 3 — б, 4 — б, 5 — г, 6 — а, 7 — г

Тестирование по произведениям А.С. Пушкина, включающее отрывки из его поэмы и романа.

1. О ком из писателей приведенные строки?

С малых лет он брался за написание стихов. Первое его творение было выполнено на французском языке.

А) Л. Н. Толстой
Б) А. С. Пушкин
В) М.Ю. Лермонтов
Г) И. А. Крылов

2. В каком году родился А. С. Пушкин?

А) 6 июня 1899 года
б) 6 июля 1799 года
В) 6 июля 1899 года
Г) 6 июня 1799 года

3. В каком городе родился А. С. Пушкин?

А) в Петербурге
Б) в Москве
В) в Париже
Г) в Киеве

4. Где жила бабушка А. С. Пушкина?

А) имение Ясная поляна
Б) г. Москва
В) имение Захарово
Г) село Тарханы

5. Укажи, строки из стихотворений А.С.Пушкина

а) «Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят …»

б) «В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе»

в) «За весной красой природы,
Лето знойное пройдёт»

г) «На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна …

6. Вставьте пропущенные слова:

1) Уж небо __________________дышало,
Уж реже __________________ блистало…

2) в тот год __________________погода
Стояла ____________на дворе,
__________ ждала, ждала природа.

Тема стиха.

Зимы блистательный ковёр — ______________________________________
Деревья в зимнем серебре — _______________________________________

Проверка знаний по поэме А. С. Пушкина «Зимнее утро».

1. О чем стихотворение «Зимнее утро»?

а) О родной природе
б) О любви
в) О свободе

2. Кто такая Аврора?

а) Богиня Солнца
б) Богиня красоты
в) Богиня утренней зари

3. Сколько строф в стихотворении?

а) Четыре
б) Пять
в) Шесть

С каким эмоциональным состоянием нужно воспринимать первую строчку стихотворения?

а) с чувством затаенной грусти
б) с чувством радости
в) с чувством легкого сожаления

Продолжите фразу из стихотворения «Зимнее утро»:

а) «День __________________________»
б) «Друг __________________________»
в) «Тучи__________________________»
г) «Поля__________________________»
д) «Ты __________________________»

6. Укажите правильные контрастные образы:

а) Мороз — солнце
б) Дремлешь — проснись
в) Открой — явись

Какие строчки не являются частью поэмы «Зимнее утро»?

а) «Мчатся с севера тучки свинцовые»
б) «Смолкли птицы и их щебетание»
в) «Приятно думать у лежанки»

Ответы1 — а, 2 — в, 3 — б, 4 — б, 5 — чудесный, прекрасный, мрачные, пустые, грустная, 6 — а, б, 7 — а, б

Тест по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане».

1 вариант

Какую цель преследовала первая девушка, ставшая королевой?

А) на весь мир наткать полотна
Б) устроить пир на весь крещённый мир
В) во всём слушаться царя
Г) родить богатыря

Каким образом царь Салтан превратил младшую сестру?

А) царицей
Б) поварихой
В) ткачихой
Г) нянькой

3. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту
Б) в путешествие
В) на войну

Какое сообщение царица хотела донести до супруга в послании?

А) что у неё всё по-прежнему
Б) что она родила богатыря
В) что она родила неведому зверюшку
Г) что её обижают сёстры

Чем заменили её письмо?

А) что царица болеет
Б) что у царицы всё хорошо
В) что царица родила неведому зверюшку
Г) что царица злая и неблагодарная

Какую реплику произнес король Салтан?

А) бросить царицу и ребёнка в воду
Б) ждать его возвращения
В) наказать ткачиху и повариху

7. Что произошло с царским посланием?

А) оно было заменено на другое

Послание не доставили.

В) оно было доставлено по назначению

Куда течение воды отнесло королеву и наследника?

А) на берег соседней страны
Б) принесла обратно
В) на необитаемый остров
Г) на остров, где был большой город

9. Кого увидел юноша на острове?

А) чайку и ворона
Б) лебедь и ястреба
В) лебедь и коршуна
Г) утку и орла

10. Что сказала царевичу лебедь?

А) зря ты убил чародея
Б) ты убил чародея и спас девицу
В) ты убил очень злую птицу

11. Какого чуда не было в сказке?

А) белка
Б) богатыри
В) учёный кот
Г) царевна Лебедь

Ответы: 1 — Б, 2 — А, 3 — В, 4 — Б, 5 — В, 6 — Б, 7 — А, 8 — В, 9 — В, 10 — Б

2 вариант

Чем занимались девушки у окна вечером?

А) вязали
Б) пряли
В) шили
Г) гадали

В чем распорядился царь Салтан относительно младшей сестры?

А) царицей
Б) поварихой
В) ткачихой
Г) служанкой

У жены царя Салтана сколько сестёр?

А) одна
Б) две
В) три
Г) четыре

4. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту
Б) в путешествие
В) в гости
Г) на войну

Какой рост был у сына царя Салтана при рождении?

А) с вершок
Б) с ноготок
В) в один дюйм
Г) в один аршин

6. Куда посадили царевну с сыном?

А) в лодку
Б) на корабль
В) в бочку
Г) на плот

На каком дереве росла Царица с сыном на острове?

А) ель
Б) дуб
В) сосна
Г) берёза

8. В кого не превращался князь Гвидон?

А) в комара
Б) в пчелу
В) в муху
Г) в шмеля

Какую скорлупу имели орешки, которые ела белка?

А) золотые
Б) серебряные
В) изумрудные
Г) бронзовые

10. Сколько богатырей выходило из моря?

А) 44
Б) 33
В) 34
Г) 43

Какое наказание вынесли царице Салтану повариха, ткачиха и Бабариха после его разоблачения?

А) казнил
Б) отпустил всех трех домой
В) отправил в ссылку
Г) отругал

Ответы: 1 — б, 2 — а, 3 — б, 4 — г, 5 — г, 6 — в, 7 — б, 8 — б, 9 — а, 10 — б, 11 — б

Тест по басням И. А. Крылова

В своих баснях Крылов обличал глупость, алчность и бесстыдную самонадеянность.

а) достоинства
б) пороки
в) недостатки

Из какой басни Ивана Андреевича Крылова взята поговорка «тот дурак, кто слушает чьи-то вредные советы»?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

С какой басней по смыслу перекликается высказывание «в чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем»?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

В какой басне содержится поучение, начинающееся со слов «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна»?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

В какой басне находится крылатое выражение «а он украдкою кивает на Петра»?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

В какой басне главная героиня, из-за своего незнания, лишила смысла существования главного предмета, который был неживым?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

В какой басне Медведь выступает советником главной героини?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

Ответы: 1 — б, 2 — а, 3 — б, 4 — в, 5 — б, 6 — б, 7 — б

Тест по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Утёс»

1. Как звали Лермонтова?

а) Матвей Юрьевич
б) Максим Алексеевич
в) Юрий Михайлович
г) Михаил Юрьевич

Главная тема стихотворения — … .

а) дружбы
б) природы
в) одиночества
г) свободы

Что передаёт первый куплет стихотворения?

а) грусти
в) радости
б) тоски
г) безысходности

В строке использован метафорический сравнение: «Икона… подобна леденцу».

В рассветные часы быстро мчалась туда она, с весельем играя под голубым небом.

а) олицетворение
б) эпитет
в) сравнение

5. Объясни значение слова утёс

а) высокий столб
б) высокая скала
в) одинокое дерево
г) овраг

Ответ: 1- г, 2 — в, 3 — в, 4 — а, 5 — б

Тест по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

1 вариант

1. Где стоял корабль?

а) у берегов Австралии
б) у берегов Африки
в) у берегов Америки
г) у берегов Индии

2. Какая погода установилась к вечеру?

а) прохладная
б) приятная
в) жаркая, душная

3. Какой приказ отдал капитан?

а) «Отдать швартовы!»
б) «Полный вперед!»
в) «Полный назад!»
г) «Купаться!»

4. Какую купальню устроили матросы?

а) спустили парус в воду
б) окружили место купания канатами
в) купались между кораблем и берегом

Два мальчика решили искупаться в открытом море.

а) им не хватило места в общей купальне
б) их не пустили в общую купальню
в) им запретили купаться
г) им было тесно в общей купальне

6. Куда они поплыли наперегонки?

а) к небольшому острову
б) к берегу
в) к тому месту, где был бочонок над якорем

7. Кто был отцом одного из мальчиков?

а) капитан
б) боцман
в) судовой врач
г) старый артиллерист

8. Что он вначале кричал сыну?

а) «Назад!»
б) «Плыви быстрее!»
в) «Не выдавай! Понатужься!»
г) «Давай! Давай!»

9. Что он стал кричать потом мальчикам?

а) «Назад! Вернитесь!»
б) «Стойте! Остановитесь!»
в) «Быстрее! Вперёд!»

10. Почему?

а) начинался шторм
б) появилась акула
в) появился пиратский корабль
г) корабль стал тонуть

11. Что сделали матросы?

а) попрыгали за борт и поплыли к мальчикам
б) спустили лодку и поплыли к мальчикам
в) стали громко звать мальчиков
г) стали стрелять

В чём причина возможной задержки помощи морякам?

а) мальчики стали тонуть
б) пираты открыли огонь
в) поднялся сильный ветер
г) акула была слишком близко

Артиллерист, услышав писк мальчишек, что сделал?

а) выстрелил из пушки в акулу
б) выстрелил из ружья в акулу
в) выстрелил из пушки два раза

Что увидели люди на судне после того, как рассеялся дым?

а) жёлтое брюхо мёртвой акулы
б) тонущий пиратский корабль
в) акула исчезла
г) мальчиков не было видно
д) всё было по-прежнему

ОТВЕТЫ: 1 — б, 2 — в, 3 — г, 4 — а, 5 — г, 6 — в, 7 — г, 8 — в, 9 — а, 10 — б, 11 — б, 12 — г, 13 — а, 14 — а

2 вариант

1. Где стоял корабль?

А) у берегов Африки
Б) у берегов Австралии
В) у берегов Америки

Каким был приказ капитана вечером?

А) «Полный вперед!»
Б) «Купаться!»
В) «Отбой!»

3. Сколько мальчиков было на корабле?

А) два
Б) три
В) один

В чем причина решения о разрешении купания?

а) закончен трудный день
б) стояла нестерпимая жара
в) так отдыхали всегда
г) команде было некуда спешить

5. Где было разрешено купаться:

а) в купальне
б) в открытом море
в) не было ограничений
г) рядом со спасательным кругом

Зачем парни купались в океане?

А) им не хватило места в общей купальне
Б) их не пустили в общую купальню
В) им было тесно в общей купальне

С какими существами автор сравнивает мальчиков во время купания в море?

А) с рыбами
Б) с лягушками
В) с ящерицами

8. Кем был отец одного из мальчиков?

А) капитаном
Б) старым артиллеристом
В) помощником капитана

9. Кого вдруг увидели в море?

А) дельфинов
Б) кита
В) акулу

10. Из чего выстрелили в акулу?

А) из ружья
Б) из пушки
В) из пистолета

11. Кто убил акулу?

А) матрос
Б) старый артиллерист
В) капитан

Какой цвет имело брюшко погибшей акулы?

А) серое
Б) белое
В) жёлтое

13. Когда поднялся старый артиллерист?

А) когда чуть-чуть отдохнул

Когда очнулся после удара.


Когда послышался общий радостный крик.

Г) когда услышал крик мальчиков

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — б, 5 — а, 6 — в, 7 — в, 8 — б, 9 — в, 10 — б, 11 — б, 12 — в, 13 — в

Тест по рассказу Л. Н. Толстого «Прыжок»

1. Произведение «Прыжок» — это…

А) быль
Б) басня
В) рассказ

2. Где происходило действие?

А) на яхте
Б) на корабле
В) на лодке

3. Сколько лет было мальчику?

А) 12 лет
Б) 13 лет
В) 11 лет

4. Кем был отец мальчика?

А) матросом
Б) дрессировщиком
В) капитаном

5. Кто развлекал людей на палубе?

А) собачка
Б) обезьяна
В) попугай

6. Что обезьяна отняла у мальчика?

А) кепку
Б) панаму
В) шляпу

7. Что обезьяна с ней сделала?

А) повесила на мачту
Б) повесила на край последней перекладины
В) одела на голову

8. Почему мальчик залез на мачту?

Жалко было мужчине шляпы из-за того, что обезьяна ее тревожила.

Ему было стыдно перед матросами, насмехавшимися над ним.

В) он хотел похвастаться своей ловкостью

Какую цель преследовал капитан, выйдя на палубу с ружьем?

А) хотел пострелять чаек
Б) хотел выстрелить в обезьяну
В) застрелить акулу

10. Как мальчик оказался в море?

А) ему приказал отец
Б) упал с перекладины
В) захотел искупаться

Ответы: 1 — в, 2 — б, 3 — а, 4 — в, 5 — б, 6 — в, 7 — б, 8 — б, 9 — а, 10 — а

Тест по рассказу Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

1. Где показывали диких зверей?

а) в Лондоне
б) в Риме
в) в Москве
г) в Париже

Какие ещё помимо денег брали за зрелище с животными?

а) мышек
б) собак и кошек
в) собак
г) кошек

Почему маленькую собаку загнали в клетку к льву?

а) некуда было деть
б) льву на съедение
в) по ошибке
г) для компании

4. Что собачка стала делать в клетке?

а) стала махать хвостиком
б) испугалась
в) стала лаять на льва
г) укусила льва

5. Что лев сделал с собачкой?

а) зарычал на неё
б) не обратил на неё внимание
в) ударил лапой
г) смотрел и не трогал

6. Чем лев поделился с собачкой?

а) косточкой
б) мясом
в) корочкой хлеба
г) сосиской

7. Кто узнал в зверинце свою собачку?

а) девочка
б) князь
в) барин
г) мальчик

Сколько времени собака провела в клетке с львом?

а) месяц
б) неделю
в) год
г) полгода

9. Что случилось с собачкой?

а) её украли
б) убежала
в) заболела и издохла
г) её продали

10. На какой день умер лев?

а) на пятый
б) на третий
в) на десятый
г) на шестой

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — а, 5 — г, 6 — б, 7 — в, 8 — в, 9 — в, 10 — г

Тестирование по произведению Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве».

Что восхитило писателя в летнем утреннем виде?

а) в распустившихся цветах.
б) в кружении жучков, мошек, бабочек.
в) в зелени листьев.
г) в каплях росы, блестящих на солнце.

2. С чем автор сравнивает росу?

а) Жемчугом.
б) Алмазами.
в) Хрусталиками.
г) Блёстками.

В чём причина скольжения капелек росы по листьям?

а) Лист блестящий и гладкий как стекло.
б) Лист завёрнут по краям.
в) Лист мохнат и пушист, как бархат.
г) Лист покрыт льдом.

Определите значение слова «алмаз» в естественной среде.

а) Драгоценный камень.
б) Блестящая капля воды.
в) Сияние солнечных лучей.
г) Украшение на одежде.

Слово «алмаз» в данном тексте является названием, которое используется для обозначения конкретного предмета или камня.

а) Блестящая капля воды.
б) Драгоценный камень.
в) Украшение на одежде.
г) Сияние солнечных лучей.

В каких цветах мерцают «алмазы» по описанию автора?

а) И красным, и оранжевым, и бирюзовым.
б) И жёлтым, и красным, и синим.
в) И белым, и фиолетовым, и желтым.
г) И красным, и желтым, и бирюзовыми.

7. Что запомнилось автору больше всего?

а) Солнечное утро.
б) Вкус росы.
в) Сияние алмазов.
г) Украшение на одежде.

Каким напитком автор считает самым вкусным?

а) Вода из родника.
б) Капля дождя.
в) Капля росы.
г) Сияние алмазов.

Какие эмоции выражает автор в данном отрывке?

а) Радость, восхищение красотой.
б) Спокойное любование.
в) Сияние алмазов.
г) Тревожное ожидание.

10. Определите жанр произведения.

а) Рассказ.
б) Повесть.
в) Сказка.
г) Пьеса.

Ответы: 1 — г, 2 — б, 3 — в, 4 — а, 5 — а, 6 — б, 7 — б, 8 — в, 9 — а, 10 — а

Проверочное задание по рассказу Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Когда это происходит по времени года в произведении?

А) летом
Б) осенью
В) зимой
Г) весной

2. Чем мужики топили зайцев?

А) вёслами
Б) дровами
В) баграми
Г) лаптями

3. Как дед Мазай называл зайцев?

А) команда
Б) команда
В) команда

Команда голой, косой, бедной и несчастной.

4. С кем дед Мазай сравнивает зайчиху?

А) с купчихой
Б) с поварихой
В) с ткачихой
Г) с боярыней

5. Чем накрыл Мазай зайчиху?

А) фуфайкой
Б) зипуном
В) косовороткой
Г) ушанкой

6. Сколько зайцев спасались на бревне?

А) около сотни
Б) двадцать
В) с десяток
Г) пара

Сколько зайцев разместил у себя дедушка Мазай?

А) 2
Б) 4
В) 8
Г) 10

Ответы: 1 — г, 2 — в, 3 — б, 4 — а, 5 — б, 6 — в, 7 — а

Тест по сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка о храбром зайце».

1 вариант

Как представлен Заяц в начале сказки?

A) трусливым
B) храбрым
C) бесстрашным

Зачем молодым и старшим зайцам было издеваться над Зайцем?

A) он показывал фокусы
B) он хвастался, что никого не боится
C) он всегда улыбался

3. Что грозился сделать с Волком Заяц?

A) напугать
B) выгнать из лесу
C) съесть

Какой был Заяц, когда хвастался, что съест волка?

A) смешным и глупым
B) бесстрашным и храбрым
C) несчастным

Что первым намеревался поглотить Волк?

A) Зайца-хвастуна
B) самого большого зайца
C) самого маленького зайца

6. Почему у Зайца-хвастуна «примёрз» язык?

A) съел сосульку
B) упал в сугроб
C) увидел Волка

Какое действие совершил Лисица-хвастак при виде Волка?

ВскаIBOutletся и от страха рухнул на высокий волчий лоб.
B) убежал в лес и спрятался
C) съел его

8. Почему Волк убежал от зайцев?

A) их было слишком много
B) ему показалось, что кто-то в него выстрелил
C) они были большими и сильными

9. Почему Заяц был несчастным?

A) убегая от волка, он выбился из сил
B) съел Волка
C) ему постоянно не везло

Как относились к зайцу в финале сказки?

A) несчастным
B) смешным и глупым
C) бесстрашным и храбрым

11. Действительно ли Заяц был бесстрашным и храбрым?

A) Да.
B) Нет.

Ответы: 1 — а, 2 — в, 3 — с, 4 — а, 5 — а, 6 — с, 7 — а, 8 — в, 9 — а, 10 — с, 11 — в

2 вариант

1. Где родился заяц?

а) в зоопарке
б) на ферме
в) в поле
г) в лесу

2. Каким был заяц?

а) трусом
б) храбрым
в) веселым
г) грустным

Какой зверь тихо подобрался к поляне, где животные собрались слушать зайца?

а) медведь
б) лиса
в) волк
г) кабан

Что пришло в голову волка, когда увидел зайца на лугу в лесу?

а) хорошо бы с зайцем поиграть в догонялки
б) хорошо бы зайчиком закусить
в) хорошо бы познакомиться с семьёй зайцев
г) хорошо бы подружиться с зайчиком

На какую высоту запрыгнул заяц, чтобы быть более заметным?

а) на дерево
б) на муравьиную кучу
в) на болотную кочку
г) на пенёк

6. Куда со страха упал заяц?

а) на землю
б) на пенёк
в) на лоб волку
г) на лапы зайцев

Что сделала зайчиха, увидев волка?

а) спрятался за зайцами
б) закрыл лапками от страха мордочку
в) задал стрекоча
г) упал в обморок

8. . Куда свалился от испуга заяц?

а) в болото
б) под куст
в) в берлогу к медведю
г) в норку к ежу

9. Что случилось с волком?

В другое место постоянно двигался.
б) он догонял зайца
в) он остался ждать зайца на поляне
г) пошёл в гости к лисе

Что сказали зайцы, обнаружив зайчонка под кустом?

а) стыд и позор тебе заяц
б) как хорошо, что ты живой

Молодец косой, как ловко напугал волка!

г) ничего не сказали

Ответы: 1 — г, 2 — а, 3 — в, 4 — б, 5 — г, 6 — в, 7 — в, 8 — б, 9 — а, 10 — в

Тест по сказке «Лягушка — путешественница»

1 вариант

1. Кто автор сказки «Лягушка — путешественница»?

а) Д. Н. Мамин — Сибиряк
б) В.М.Гаршин
в) А.С.Пушкин

2. Как жилось лягушке в болоте?

а) хорошо
б) плохо
в) кое-как

3. Чем она питалась?

а) тиной и камышом
б) рыбой и водяной лилией
в) мошками и комарами

4. Кого лягушка увидела в небе?

а) гусей
б) уток
в) лебедей

В чём причина желания жительницы болота отправиться на юг?

а) потому, что там у нее много подруг
б) надоело сидеть в болоте

Там тепло, много комаров и мошек.

Что издумала лягушка, чтобы утки отвезли ее в теплые места?

а) полететь верхом на птице
б) найти ковер — самолет
в) полететь на прутике

7. В какое время путешествовала лягушка?

а) зима
б) весна
в) осень
г) лето

8. Что обозначает выражение «захватило дух»?

а) переполняли эмоции
б) вдохнуть воздух
в) очень интересно

В чём причина падения путешественницы во время полёта?

а) она крикнула и выпустила прутик изо рта
б) ее уронили птицы
в) прутик сломался

Какой нравственный недостаток чуть не привел к гибели лягушки?

а) неосторожность
б) хвастовство
в) любознательность

Какую способность должна была получить лягушка, чтобы отправиться в путь вместе с утятами?

Чтобы утки молчали, а лягушки не квакали.

Чтобы утки ползли неспешно, а лягушка молчала.

12. Как часто менялись утки?

а) каждый час
б) каждые 2 часа
в) каждые 3 часа
г) каждые полчаса

13. Что думали утки о лягушке?

а) что квакушка разбилась о землю
б) что квакушка нырнула в болото
в) что квакушка утонула в пруду
г) что квакушка улетела с другими утками

14. Чему учит сказка?

а) почаще менять место жительства
б) никогда не хвастаться
в) придумывать разные истории

Ответы: 1 — б, 2 — а, 3 — в, 4 — б, 5 — в, 6 — в, 7 — в, 8 — а, 9 — а, 10 — б, 11 — а, 12 — б, 13 –а, 14 — б

2 вариант

Какое удовольствие получала лягушка, обитая в болоте?

а) Ярким солнцем
б) Сильным ветром
в) Тёплым мелким дождиком

Зачем лягушке громко петь, если ей от этого хорошо?

Поздней осенью лягушки переставали квакать.

Чтобы не сделать много шума и никого не разбудить.

в) Она квакать не любила

Когда лягушка развлекалась в болоте, кто прилетел?

а) Летучие мыши
б) Аисты
в) Утки

Куда улетели птицы после отдыха?

а) На север
б) На юг
в) Домой

О чем лягушка попросила уток, узнав, куда летит?

а) Взять её с собой
б) Рассказать потом, как они провели время
в) Никуда не улетать

Зачем утке лакомиться лягушкой?

а) Лягушки для уток невкусные
б) Она была великовата для них
в) Пожалели её

7. На чём лягушка отправилась в путешествие?

а) На листе кувшинки
б) На прутике
в) На спине одной из уток

Какие действия были запрещены во время полета для предотвращения аварийной ситуации?

а) Открывать рот
б) Хлопать глазами
в) Смотреть вниз

9. За что утки хвалили лягушку?

а) За её доброту
б) За её удивительно умную голову
в) За её удивительную красоту

Во время отдыха, о чём попросила лягушка утку?

а) Чтобы они летели пониже
б) Чтобы они летели повыше
в) Чтобы они останавливались почаще

Какую просьбу загадала жаба у уток?

а) Чтобы не было страшно
б) Чтобы её видели люди
в) Чтобы лучше разглядывать землю

В третьей деревне кто задал вопрос?

а) «А кто это летит между утками?»

Какое дело лягушке среди уток?


«Кто же выдумал такое хитроумное приспособление?»

Какое событие побудило лягушку раскрыть пасть и отправиться вниз?

а) Гордость и хвастовство
б) Милость и дружелюбие
в) Внимательность и осторожность

14. Куда в итоге шлёпнулась лягушка?

а) На землю
б) в чистое море
в) в грязный пруд

Зачем уткам садиться на землю, чтобы взять лягушку?

а) Они не заметили, как лягушка упала
б) Они подумали, что лягушка получила своё

Подумали, что лягушка разбилась, и очень пожалели её.

Ответы: 1 — в, 2 — а, 3 — в, 4 — б, 5 — а, 6 — б, 7 — б, 8 — а, 9 — б, 10 — а, 11 — б, 12 — в, 13 — а, 14 — в, 15 — в

Тестирование знаний о произведении В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

1 вариант

1. Почему Рукодельница никогда не скучала?

А) она много читала
Б) у неё было много друзей
В) она всё время была занята делом

2. Какая беда приключилась с Рукодельницей?

А) она уронила ведро в колодец
Б) она уронила рукавицы в колодец
В) она потеряла кошелёк с деньгами

3. Куда спустилась Рукодельница?

А) в пещеру
Б) в подвал
В) в колодец

Какую награду обещал Мороз Иванович девочке за ведро?

А) принести ему блюдо пирожков
Б) остаться у него жить на месяц
В) три дня послужить ему

Первым поручением Мороза Иваныча к Рукодельнице стало…

А) приготовить обед
Б) приготовить постель
В) прополоть грядки

6. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу?

А) подарил горсть золотых монет
Б) подарил медных монет

Преподнеся горсть серебрянных монет и алмаз,

В чём причина того, что Ленивица не исполнила желание пирога и яблок?

А) побоялась
Б) поленилась
В) из вредности

8. Взбила ли Ленивица Морозу перину?

А) взбила, но плохо
Б) взбила
В) совсем не взбила

9. Как обращался Мороз с Ленивицей?

А) ругал её
Б) наказывал её
В) хорошо обращался

10. Какую награду получила Ленивица?

А) горсть медных монет

Б) слитком серебром и бриллиантом, оплавившимися.


Ведро из золота, перемкнувшееся в пепел.

Кем интересовалась Ленивица, глядя из окна?

А) Бабочек
Б) Мух
В) Птичек

Какую пищу выбирал Мороз Иванович во время пребывания на лёдном стуле?

А) Мороженое
Б) Ледяные сосульки
В) Снежные комочки

Какое утверждение лучше всего выражает основную идею текста?

А) Не всё то золото, что блестит.
Б) Что припасёшь зимой, летом пригодиться.
В) По работе и награда.

Под перинами у Мороза Ивановича лежал… что?

А) Зеленая травка
Б) Снег
В) Драгоценные камни

Отдыхать.

А) кушать
Б) спать
В) благодарить

Ответы: 1 — В, 2 — А, 3 — В, 4 — В, 5 — Б, 6 — В, 7 — Б, 8 — В, 9 — В, 10 — Б, 11 — Б, 12 — В, 13 — В, 14 — А, 15 — Б

2 вариант

1. Почему Рукодельница никогда не скучала?

А) она много читала
б) у неё было много друзей
в) она всё время была занята делом

2. Какая беда приключилась с Рукодельницей?

А) она уронила ведро в колодец
Б) она уронила рукавицы в колодец
В) она потеряла кошелёк с деньгами

3. Куда спустилась Рукодельница?

А) в пещеру
б) в подвал
в) в колодец

Какую просьбу предъявил Мороз Иванович девочке взамен на ведро?

А) принести ему блюдо пирожков
Б) остаться у него жить на месяц
В) три дня послужить ему

Первый запрос Мороза Иваныча к Рукодельнице состоял в чём?

А) приготовить обед
б) приготовить постель
в) прополоть грядки

6. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу?

А) подарил горсть золотых монет
Б) подарил медных монет

Подарил горсть серебряных монет и алмазный камень.

В чем причина того, что Ленивица не исполнила желание пирожка и яблока?

А) побоялась
б) поленилась
в) из вредности

8. Взбила ли Ленивица Морозу перину?

А) взбила, но плохо
б) взбила
в) совсем не взбила

9. Как обращался Мороз с Ленивицей?

А) ругал её
б) наказывал её
в) хорошо обращался

10. Какую награду получила Ленивица?

А) горсть медных монет

Серебряный слиток и бриллиант расплавились.


Ведро из золота, которое стало пеплом.

Какое из представленных утверждений лучше всего передает основную идею текста?

А) Не всё то золото, что блестит.
Б) Что припасёшь зимой, летом пригодиться.
В) По работе и награда.

Ответы: 1 — в, 2 — а, 3 — в, 4 — в, 5 — б, 6 — в, 7 — б, 8 — в, 9 — в, 10 — б, 11 — в

Составила Золотарева Л.Н.
учитель начальных классов
МОУ СШ № 2
г. Богородицк-2019