Фото: img.freepik.com

В 2020 году на территории Российской Федерации возникли первые… кампусы Педагоги дошкольных учреждений создают Университеты детства для профессионального и личностного роста. На данный момент действуют 10 региональных кампусов в Красноярском крае, Алтайском крае, Иркутской области, Мурманской области, Архангельской области и других регионах. Создание первого регионального кампуса в Томске рассказывает о том, как самоорганизация преобразует педагогическое сообщество, в чем сила коллектива и почему увлеченным людям всё под силу.

Судьбоносная встреча

Светлана Пономарева, Наталья Макаревич и Наталья Кот встретились впервые на Летней школе для победителей Всероссийского конкурса имени Л. С. Выготского. Педагоги проживали в одном городе, но до этого не были знакомы. Чувство отчужденности в профессии подтолкнуло к созданию сообщества специалистов дошкольного образования в Томске, стремящихся к качественному образованию.

Первое знакомство на Летней школе Университета Детства: Наталья Макаревич, Светлана Пономарёва, Наталья Кот, Ирина Симон и Ольга Гуркова. Фото из личных архивов.

Педагоги желали поделиться атмосферой, эмоциями и опытом Летней школы с наибольшим числом коллег из регионов. Мысль постепенно рождалась в личной переписке, но к началу учебного года Светлана и Наталья решили приступить к реализации задумки. Проект стартовал со встречи всех томских участников конкурса Выготского. Региональной школой «Другой формат».

Первый успех

Опыт участия в традиционных семинарах и знание важности привлечения педагогов подтолкнули организаторов Региональной школы к разработке программы с активным участием гостей и интерактивными занятиями.

Сетевое мероприятие «Другого формата». Фото из личных архивов.

В программу «Другого формата» вошли семинары по новым методам обучения, выступления экспертов и возможность общения участников. Также запланирован блок, посвященный жизни педагогов в обыденности. Так, приглашенные специалисты провели мастер-класс о том, как запустить блог и одеваться со вкусом. Вместо традиционного школьного помещения мероприятие пройдет в «Точке кипения» — пространстве для совместной работы Агентства Стратегических Инициатив.

Организаторы определили дату встречи — День святого Валентина, чтобы проявить любовь к своей работе. В итоге мероприятие прошло успешно: вместо ожидаемых 50 гостей присутствовало 161 человек.

Фото участников региональной школы из личного архива.

Региональная школа предоставила инициативным педагогам возможность заявить о себе и привлечь благодарную аудиторию.
Учитывая, что для формирования крепких связей одной встречи недостаточно, единомышленницы решили, что сообществу нужен официальный статус и долгосрочная программа. В поиске подходящего формата педагоги проконсультировались с Университетом детства, который предложил создать в регионе кампус.

В декабре 2020 года Екатерина Рыбакова предоставила руководителям кампуса письмо, гарантировавшее сообществу возможность проведения мероприятий под брендом Университета Детства в течение года и представления фонда на региональных и федеральных мероприятиях. Новый статус повысил уверенность педагогов, предоставил методическую и информационную поддержку, а также увеличил авторитет.

Официальное сообщество запустило «Клуб активных педагогов «Мёд» для обмена современными образовательными практиками и их внедрения. Онлайн-формат позволяет присоединяться специалистам из разных городов. Кроме региональных экспертов, резидентов сообщества Университета детства часто приглашают знаковые деятели дошкольного образования, например, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Ольгу Шиян. Наталья и Светлана также организовали чат для коллег, где делятся новинками из сферы дошкольного образования и проводят конкурсы.

Сила команды

Интересные мероприятия и активная жизнь сообщества — результат совместных усилий всех его членов. В команде задачи распределяются по согласованию: кто-то занимается рекламой, общением со спикерами и партнерами, создание условий для нетворкинга возлагается на других, чтобы нагрузка была равномерной.

Руководители совместно разрабатывают программу мероприятий и сожалеют о недостатке времени, так как рабочий график, семейные обязанности не оставляют свободных минут. Наталья Кот признается, что наибольшие трудности возникали при подготовке к Региональной школе, поскольку требуется обсуждение множества деталей, включая приветственное слово, ведь лучшая импровизация — та, что спланирована заранее.

Организация мероприятий для учителей – привычная практика. Наталья, к примеру, часто координировала областные выездные семинары. Но прежде у неё всегда были начальственные лица, утверждающие план события и берущие на себя главную ответственность.

В кампусе преподаватели сами устанавливают план и вид мероприятий. Кот подчеркивает, что это притягивает людей — собственным примером активисты доказали, что значимые события можно организовать без помощи извне.

Светлана Пономарева отмечает, что новый опыт показал ей истинное значение: все барьеры человек создаёт сам себе. Например, на Региональной школе её беспокоило большое количество участников и недостаток мест в аудитории. Но в действительности всех гостей разместили комфортно, школа превзошла ожидания организаторов. Этот опыт убедил педагога в том, что все цели достижимы, главное — не сомневаться.

Выход на свет

Цель кампуса — вдохновить педагогов региона, сделать их более активными, чтобы воспитатели увидели новые возможности и определили направления для своего развития. До создания кампуса воспитатели Томска редко встречались друг с другом на городских семинарах и не поддерживали связь после них.

Наталья Кот считает, что некоторые детские сады изолируются от внешнего мира, не желая следовать новым тенденциям в области дошкольного образования.

Пономарева подчеркивает необходимость чувства взаимовыручки и поддержки со стороны коллег, ощущения своей значимости и сил у каждого воспитателя. Только при таких условиях он будет воспринимать ребенка как субъект с неповторимым внутренним миром и талантами. Она считает, что объединение пойдет педагогам на пользу, и с поддержкой коллег их профессиональная жизнь изменится к лучшему. Светлана за год работы в кампусе из воспитателя детского сада стала методистом, старшим преподавателем Томского областного института повышения квалификации. По ее словам, приобретенный опыт сделал ее бесстрашной, и теперь она не боится браться за большие проекты. Вместе с Натальей Кот она поделилась советами для тех, кто хочет создать сообщество, а в перспективе — кампус Университета Детства, в своем регионе.

  1. Верьте в себя, преодолейте внутренние преграды и страхи. Люди готовы к общению, достаточно открыть себя миру.
  2. Обретите человека, кто станет вам опорой, и предскажите ему совместное создание сообщества. Постоянно ищите людей с похожими идеями — помощь таких единомышленников поможет удерживать цель в поле зрения и не сдаваться в сложных ситуациях.
  3. Принадлежите делу, поймите его значимость. В кампусе можно расти, но затратите много времени и энергии. Создание его требует самоотдачи и бескорыстия.