Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Сборник советов и ресурсов от автора сообщества. «Началка Онлайн»Ирина Амосова, учительница начальных классов, делится секретами запоминания характеристик гласных и согласных звуков с помощью «звуковичков», превращения разделения слов на слоги в развлекательное шоу и поиска ударений при помощи профессора Потеряшкина.

Учимся различать характеристики звуков

Сначала ученикам начальных классов трудно усвоить разницу между гласными и согласными звуками. Из-за этого иногда дети ошибочно утверждают, что гласные могут быть твердыми, мягкими, парными и т.д.

Чтобы не допускать таких опечаток, я применяю помощь специальных программ.

Начнем с гласных. Их так называют, потому что их можно петь голосом. В схемах гласные обозначают красным цветом, поэтому и наш звуковичок будет красным.

Голосовые звуки бывают ударными и безударными. Представим, что в одной руке у человека находится палка, которой можно ударить. В другой руке палки нет – значит, этот звук может быть безударным. Характеристика голосного звука завершена.

Переходим к согласным. Петь готовы, но ничего не получается! Умеют только рычать, свистеть, шуметь и жужжать!

Задача сложнее: согласные бывают твердыми и мягкими. Звуковичок катится по твердому синему льду одной ножкой, а по мягкой зеленой траве – другой. На схемах нужно раскрашивать твердые согласные синим карандашом, а мягкие – зеленым.

Согласные могут быть звонкими и глухими. Для запоминания этого используйте образ колокольчика для звонкости и наушников для глухости.

Чтобы не потерять в памяти информацию о парности и непарности звуков по глухости/звонкости, твердости/мягкости, обратим внимание на руки нашего звуковичка: на одной руке у него два пальчика (парный согласный), а на другой — один (непарный согласный).

Такого наглядного помощника-звуковичка можно распечатать и повесить над рабочим столом ребёнка.

Делим на слоги

Когда нужно объяснять детям, что такое слог, вызываю к доске шесть человек. Сегодня – буквы.

Пожалуйста, разделитесь на три команды так, чтобы количество участников в каждой было разным: одна команда из одного человека, вторая — из двух, третья — из трёх.

В каждой команде одна буква будет исполнять песню, как гласная в русском языке — необходима для образования слога. Предоставим каждому коллективу микрофон.

Давайте составим различные слоги, разложив их перед малышами. разные буквы Попросите собрать слоги, соблюдая важное правило: слог не может состоять без гласной буквы.

Предложите детям задачу: «Можно ли слогу состоять из одной гласной?». — «Да может! Как на сцене! Артисты же выступают не только коллективами, но и сольно».

Благодаря таким малым внезапным действиям на уроке ученики понимают трудную информацию значительно лучше.

Ставим ударение

Чтобы обучить малышей правильной постановке ударений, я делюсь историей о строителе Ударялкине и профессоре Потеряшкине.

Ударялкин, строитель, попадал по гвоздю лишь с третьей попытки, так как был не особо точен.

У него был друг — профессор Потеряшкин, которому тоже была нелегко: любил гулять в лесу, но постоянно терялся. Слух его был плохим, и свое имя расслышать удавалось лишь с третьего раза.

Обратите внимание на молоточек Ударялкина. Как ему бьёт? Верно, сверху вниз. В русском языке для обозначения ударного звука сверху ставится маленькая черточка.

Чтобы не запутаться, над каким звуком ставится ударение, надо позвать на помощь профессора Потеряшкина, которому всё приходится повторять по три раза. Повторите слово, где нужно найти ударение, три раза — словно зовёте его в глухом лесу!

В русском языке слова с буквой «ё» всегда имеют ударение на этой букве.

В словах, состоящих из одного слога, знаки ударения не ставятся.

Можно скачать карточки с Ударялкиным и Потеряшкиным. здесь.