
В отсутствие дневников, со стипендиями в карманах и сидя на полу — как протекает учеба в школах, где рождаются свежие образовательные идеи? Какие из приемов можно применить в обычном учебном заведении? Педагогический совет предлагает рассмотреть 3 самых необычных школы стран бывшего СССР с точки зрения педагогики.
Гуманизм и демократия
Место проведения: Школа неформального образования «Апельсин», город Санкт-Петербург.
В этой школе отсутствуют домашние задания и оценки, но присутствуют премьер-министр и парламент. При желании пяти учеников любой новый предмет включат в расписание. Семьдесят процентов предметов школьник определяет самостоятельно.
Частная школа «Апельсин» — главное детище Института Неформального Образования. В ней признают равное значение личности взрослых и детей, следуют за интересами и способностями ребёнка, ставя гуманистические ценности на первое место. «Образование и насилие в любых формах — вещи категорически несовместимые», — говорит директор школы Дима Зицер.
Кроме обычных игрушек дети играют на флейте, плавают в бассейне, занимаются йогой и танцами, ходят в театры, музеи и парки. В мастерской создают витражи, занимаются батиком, лепкой и макетированием.
Другие школы России поддержали идею неформального образования. В Владивостоке открылась частная «Моя школа» с подобной концепцией. В Липецке тридцать государственных школ отказались от оценок и домашних заданий.
Осознанность и поддержка приемных детей
Где: «Точка будущего», Иркутск
В иркутской школе юные ученики самостоятельно определяют направление своего обучения: социально-гуманитарное или физико-математическое. Тьюторы и наставники помогают адаптировать обучение к индивидуальным особенностям и увлечениям. Образовательный комплекс особое внимание уделяет детям из приемных семей, для которых отведено 15 процентов учебных мест.
Первоначально создатели проекта планировали детский дом, но решили сделать его доступным и для учеников из семей с приемными детьми. Для успешного будущего приемных детей важно их включать в жизнь общества. Проект финансируют благотворительный фонд бизнесмена Альберта Авдоляна и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.
Концепция «Точек будущего» базируется на образовательной технологии «жизненного проектирования». Детей обучают постановке целей, прогнозированию и планированию собственного будущего. Проект будет развиваться: в Иркутске строят дополнительные коттеджи для многодетных семей с приемными детьми. Новую «Точку будущего» планируют открыть в Якутске.
Традиции и инновации
Где: Школа «Айб», Ереван, Армения
В школе «Айб» расположен амфитеатр, мастерские, аудитории с стеклянными стенами и горки вместо лестниц для младшеклассников. Уроки проходят на армянском языке, но большое внимание уделяют иностранным языкам. Преподаватели чередуют лекции и семинары, проводят мастер-классы и индивидуальные занятия, учат детей создавать проекты и доклады.
Негосударственный образовательный фонд «Айб» основал и спонсирует школу. Школу открыли восемь успешных выпускников МФТИ, которые были друзьями с детства и родом из той же местности.
«Цель школы – предоставить возможность добиться успеха будущим поколениям», — говорил о задачах учебного заведения. интервью Педсовету ее директор Арам Пахчанян.
В школе от фонда «Айб» семьдесят процентов учащихся получают стипендию, которая покрывает расходы на обучение. В 2013 году фонд открыл вторую школу — центральную школу Дилижана. В 2015 году при обеих школах появились первые в стране мастерские-лаборатории от Массачусетского технологического института из США.
Школа «Айб» стремится воспитать образованное, высоконравственное поколение, осознающее свою ответственность и причастность к общему благу. Как заявляет сама школа, «это кристаллизация лучших традиций армянского образования и новейших мировых достижений обучения».