
Изображения: АГН «Москва» / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Начало учебного года бывает сложно для детей: у одних открываются пробелы прошлого года, другие слишком расслаблены, а третьи наоборот много нервничают. Это приводит к напряжённой атмосфере в классе и отставанию учеников. Издательство АСТ предложило советы по предотвращению такой ситуации и помощи детям быстрее адаптироваться к учебному процессу.
-
Стать для учеников союзником
Покажите детям, что поддерживаете их. Объясните, что обучение — это сложный процесс, ошибки — естественное явление, а учитель — помощник, а не соперник, который ищет недостатки.
Дети, особенно в начальной школе, очень чувствительны к атмосфере, которую создаёт педагог. В подсознании у них заложена потребность следовать за авторитетным взрослым. Если вы завоевываете доверие учеников, они искренне признают ваш авторитет, открываются новому знанию и сохраняют этот настрой в старших классах.
В обстановке уюта и поддержки желание учиться гораздо сильнее, чем при давлении неудовлетворительных оценок и гневных замечаний.
Пример: работа над ошибками
Классический подход: Исправить ошибки черной ручкой, сделать примечания в margin и добавить несколько лаконичных комментариев в конце.
В дополнение к красной ручке можно использовать зеленую для выделения красивых букв в прописях и первых диктантах, удачных оборотов в сочинениях и правильных решений в математике, за что ученику дана похвала.
К зелёным пометкам можно дописать такие поддерживающие замечания, как «Уже лучше!», «Вот тут хорошо!», «Интересная мысль».
-
Избегать однообразия
Не так много педагогов готовы тратить дополнительное время на разработку необычных уроков. Однако стоит рассмотреть эту задачу с иной точки зрения. Творческий подход нужен не для развлечения детей: интерактивные занятия помогают учащимся усвоить до 95 процентов информации, тогда как при традиционном подходе запомнят только 30-40 процентов. Следовательно, время, потраченное на подготовку к необычному уроку, — это инвестиция в будущие успехи учеников и повышение престижа преподавателя.
Пример 1: отработка словарных слов
Классический подход: Прочитайте слова по списку или укажите страницу с ними, а затем запомните их.
В качестве альтернативы можно поиграть в словарную чехарду: каждому учащемуся выдаётся 2-4 слова, и нужно составить предложение, где все они будут использованы одновременно. В результате могут получиться забавные ситуации: например, коровы с аппетитом жевать коньки, а обезьяна одевает воробья в пальто. Такой урок точно останется в памяти!
Пример 2: изучение таблицы умножения
Классический подходРасскажите детям о умножении, дайте им задание запомнить таблицу умножения и проверьте знание через тесты.
Предложите ребенку изучить принцип умножения с помощью таблицы Пифагора. Найдите вместе закономерности в этой таблице. Проверьте полученные знания игрой: ребёнок вытаскивает две карточки, умножает числа на них и отвечает. Правильный ответ – следующая пара, ошибка – «ход» переходит к другому ученику.
Развитие навыков табличного умножения и быстрого счёта возможно благодаря набору от издательства АСТ. «Таблица умножения/Счет в пределах 100»Разнообразные и несложные упражнения помогут освоить тему быстро, а повторить таблицы можно в любом месте: в очереди или во время прогулки в школу.
В интернете множество игр, пригодных для адаптации к тематике урока. С опытом вы соберете свой набор удачных вариантов и затраты на подготовку сократятся.
-
Адаптировать задания под увлечения детей
Знание популярных у школьников мультфильмов, комиксов и игр не умалит ваш авторитет в глазах учеников. Старайтесь приблизиться к их миру.
Пример: диктанты в начальной школе
Классический подход: На графическом диктанте дети изображают машинки и животных, а на обычном — пишут истории про девочек и мальчиков.
Можно не рисовать машинки, а дети могут изображать вместо них, например, мордочку Хаги Ваги. А обезличенных героев можно заменить персонажами любимых книг и мультфильмов — Барбоскиными, муми-троллями, свиньей Пеппы или котенком Финдусом. Такой текст превратится в забавный «коктейль», который интересно слушать и записывать.
Используйте актуальные пособия, такие как учебники и тетради, созданные парами для комфортной и полноценной практики.
Например, пособия заслуженного педагога Ольги Узоровой. с QR-кодами Эта система позволяет провести по русскому и математике диктанты без учителя. Ученик сканирует QR-код, запускается воспроизведение, и голос преподавателя диктует короткие текстовые отрывки. После занятия ребёнок сможет проверить правильность ответов самостоятельно. Это практично, небанально и удобно как в классе, так и дома.
В издательстве АСТ собрали целую коллекцию книгДанные пособия помогут ученикам вспомнить изученное, укрепить полученные знания и поддерживать интерес к обучению в течение всего учебного года.