Фото: img.freepik.com

Изображения: АГН «Москва» / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Начало учебного года бывает сложно для детей: у одних открываются пробелы прошлого года, другие слишком расслаблены, а третьи наоборот много нервничают. Это приводит к напряжённой атмосфере в классе и отставанию учеников. Издательство АСТ предложило советы по предотвращению такой ситуации и помощи детям быстрее адаптироваться к учебному процессу.

  1. Стать для учеников союзником

Покажите детям, что поддерживаете их. Объясните, что обучение — это сложный процесс, ошибки — естественное явление, а учитель — помощник, а не соперник, который ищет недостатки.
Дети, особенно в начальной школе, очень чувствительны к атмосфере, которую создаёт педагог. В подсознании у них заложена потребность следовать за авторитетным взрослым. Если вы завоевываете доверие учеников, они искренне признают ваш авторитет, открываются новому знанию и сохраняют этот настрой в старших классах.

В обстановке уюта и поддержки желание учиться гораздо сильнее, чем при давлении неудовлетворительных оценок и гневных замечаний.

Пример: работа над ошибками

Классический подход: Исправить ошибки черной ручкой, сделать примечания в margin и добавить несколько лаконичных комментариев в конце.

В дополнение к красной ручке можно использовать зеленую для выделения красивых букв в прописях и первых диктантах, удачных оборотов в сочинениях и правильных решений в математике, за что ученику дана похвала.

К зелёным пометкам можно дописать такие поддерживающие замечания, как «Уже лучше!», «Вот тут хорошо!», «Интересная мысль».

  1. Избегать однообразия

Не так много педагогов готовы тратить дополнительное время на разработку необычных уроков. Однако стоит рассмотреть эту задачу с иной точки зрения. Творческий подход нужен не для развлечения детей: интерактивные занятия помогают учащимся усвоить до 95 процентов информации, тогда как при традиционном подходе запомнят только 30-40 процентов. Следовательно, время, потраченное на подготовку к необычному уроку, — это инвестиция в будущие успехи учеников и повышение престижа преподавателя.

Пример 1: отработка словарных слов

Классический подход: Прочитайте слова по списку или укажите страницу с ними, а затем запомните их.

В качестве альтернативы можно поиграть в словарную чехарду: каждому учащемуся выдаётся 2-4 слова, и нужно составить предложение, где все они будут использованы одновременно. В результате могут получиться забавные ситуации: например, коровы с аппетитом жевать коньки, а обезьяна одевает воробья в пальто. Такой урок точно останется в памяти!

Пример 2: изучение таблицы умножения

Классический подходРасскажите детям о умножении, дайте им задание запомнить таблицу умножения и проверьте знание через тесты.

Предложите ребенку изучить принцип умножения с помощью таблицы Пифагора. Найдите вместе закономерности в этой таблице. Проверьте полученные знания игрой: ребёнок вытаскивает две карточки, умножает числа на них и отвечает. Правильный ответ – следующая пара, ошибка – «ход» переходит к другому ученику.

Развитие навыков табличного умножения и быстрого счёта возможно благодаря набору от издательства АСТ. «Таблица умножения/Счет в пределах 100»Разнообразные и несложные упражнения помогут освоить тему быстро, а повторить таблицы можно в любом месте: в очереди или во время прогулки в школу.

В интернете множество игр, пригодных для адаптации к тематике урока. С опытом вы соберете свой набор удачных вариантов и затраты на подготовку сократятся.

  1. Адаптировать задания под увлечения детей

Знание популярных у школьников мультфильмов, комиксов и игр не умалит ваш авторитет в глазах учеников. Старайтесь приблизиться к их миру.

Пример: диктанты в начальной школе

Классический подход: На графическом диктанте дети изображают машинки и животных, а на обычном — пишут истории про девочек и мальчиков.

Можно не рисовать машинки, а дети могут изображать вместо них, например, мордочку Хаги Ваги. А обезличенных героев можно заменить персонажами любимых книг и мультфильмов — Барбоскиными, муми-троллями, свиньей Пеппы или котенком Финдусом. Такой текст превратится в забавный «коктейль», который интересно слушать и записывать.

Используйте актуальные пособия, такие как учебники и тетради, созданные парами для комфортной и полноценной практики.

Например, пособия заслуженного педагога Ольги Узоровой. с QR-кодами Эта система позволяет провести по русскому и математике диктанты без учителя. Ученик сканирует QR-код, запускается воспроизведение, и голос преподавателя диктует короткие текстовые отрывки. После занятия ребёнок сможет проверить правильность ответов самостоятельно. Это практично, небанально и удобно как в классе, так и дома.

В издательстве АСТ собрали целую коллекцию книгДанные пособия помогут ученикам вспомнить изученное, укрепить полученные знания и поддерживать интерес к обучению в течение всего учебного года.