
Сегодня 85 лет со дня рождения Владислава Крапивина, талантливого детского писателя, поэта и педагога. Это повод вспомнить о его гуманистической педагогике, романе «Каравелла» и любви к детям.
Жестокость по отношению к ребенку запрещена
Крапивин считал, что Детство — важный этап жизни, который формирует дальнейшую судьбу человека. Он воспитал в подростках человечность, мужество, здоровое чувство справедливости, самостоятельность и умение сотрудничать с другими. Эти качества присущи героям его любимых писателей: Гайдара, Грина, Стивенсона, Катаева, Кассиля.
В отряде «Каравелла» воплотил мечту о дружном сообществе. Верил, что только в сплоченном, дисциплинированном, сработанном экипаже особым образом можно почувствовать силу коллектива, способную защитить и поддержать каждого.
Писатель утверждал, что жестокость встречается не только у взрослых, но и у детей. Как педагог, ему приходилось бороться с агрессивным поведением. По его мнению, перемена наступает при изменении мировоззрения и развитии гуманистических идеалов. Через сказки и истории о других детях он обучал добрым взаимоотношениям между людьми.
Воспитывающее пространство и личный пример
Крапивин полагал, что детский поступок зависит от окружения и людей рядом.
По замыслу автора, это место, где ребёнок ощущает себя защищённым, может открыто выражать свои мысли без страха критики или оскорблений.
Личная демонстрация учителем своего мышления и поведения служит примером для учеников. Наблюдение за ним помогает детям учиться взаимодействию и проявлению высоких моральных качеств.
Мотивацию порождают вдохновляющие общие дела.
В числе таких видов деятельности — парусный спорт, фехтование, журналистика и киносъемка.
Для Крапивина совместная работа людей разного возраста – лучший урок, чем любые слова. Взаимодействие с собутыльниками, старше и моложе себя, развивает зрелость, эмоциональную независимость и доброту.
Писатель считает, что умение принимать моральные решения самостоятельно свидетельствует о зрелости и воспитании.
Оставить ребенка без присмотра не равно обучению «болтаться». Ребенку нужно время для игры на улице, самостоятельной подготовки уроков и умения находиться одному для сосредоточенности, размышлений о жизни, прочитанной книге, написании первых стихов или изобретении игрушки для младшего брата.
Материалы по теме:
- Пять советов Владимира Гиляровского для воспитания матросов.
- Педагогические принципы Александра Солженицына