Фото: img.freepik.com


Сегодня 85 лет со дня рождения Владислава Крапивина, талантливого детского писателя, поэта и педагога. Это повод вспомнить о его гуманистической педагогике, романе «Каравелла» и любви к детям.

Жестокость по отношению к ребенку запрещена

Крапивин считал, что Детство — важный этап жизни, который формирует дальнейшую судьбу человека. Он воспитал в подростках человечность, мужество, здоровое чувство справедливости, самостоятельность и умение сотрудничать с другими. Эти качества присущи героям его любимых писателей: Гайдара, Грина, Стивенсона, Катаева, Кассиля.

В отряде «Каравелла» воплотил мечту о дружном сообществе. Верил, что только в сплоченном, дисциплинированном, сработанном экипаже особым образом можно почувствовать силу коллектива, способную защитить и поддержать каждого.

Писатель утверждал, что жестокость встречается не только у взрослых, но и у детей. Как педагог, ему приходилось бороться с агрессивным поведением. По его мнению, перемена наступает при изменении мировоззрения и развитии гуманистических идеалов. Через сказки и истории о других детях он обучал добрым взаимоотношениям между людьми.

Воспитывающее пространство и личный пример

Крапивин полагал, что детский поступок зависит от окружения и людей рядом.

По замыслу автора, это место, где ребёнок ощущает себя защищённым, может открыто выражать свои мысли без страха критики или оскорблений.

Личная демонстрация учителем своего мышления и поведения служит примером для учеников. Наблюдение за ним помогает детям учиться взаимодействию и проявлению высоких моральных качеств.

Мотивацию порождают вдохновляющие общие дела.

В числе таких видов деятельности — парусный спорт, фехтование, журналистика и киносъемка.

Для Крапивина совместная работа людей разного возраста – лучший урок, чем любые слова. Взаимодействие с собутыльниками, старше и моложе себя, развивает зрелость, эмоциональную независимость и доброту.

Писатель считает, что умение принимать моральные решения самостоятельно свидетельствует о зрелости и воспитании.

Оставить ребенка без присмотра не равно обучению «болтаться». Ребенку нужно время для игры на улице, самостоятельной подготовки уроков и умения находиться одному для сосредоточенности, размышлений о жизни, прочитанной книге, написании первых стихов или изобретении игрушки для младшего брата.


Материалы по теме:

  • Пять советов Владимира Гиляровского для воспитания матросов.
  • Педагогические принципы Александра Солженицына