
Картинки: АГН Москва. Рисунок: Юлия Замжицкая.
2 октября Александру Наумовичу Тубельскому исполнилось бы 82 года. Умер в 2007 году. В Москве действует школа его имени, коллектив которой придерживается методики Александра Наумовича. Преподаватели других учебных заведений России могут использовать в своей работе педагогические находки легендарного Тубельского.
Определение себя
Тубельский прозвал своё творение Школой самоопределения, потому что именно это — суть его методики: всё, происходящее в стенах школы, направлено на открытие самых сильных способностей.
Порой на уроках встречаются необычные методические находки. Например, так называемые «межпредметные погружения». Преподаватели, работающие в одном классе, несколько дней изучают одни и те же — в крайнем случае, схожие — понятия. Тогда ученик перестает точить свой взгляд между суффиксами, треугольниками и тычинками, а вместе с учителями решает для себя тот или иной мировоззренческий вопрос.
Проводятся также полные погружения, когда класс несколько дней изучает только одну дисциплину, к примеру, географию. Такое реализовать в современных школах труднее.
Для самоопределения необходимо физическое и трудовое развитие. Тело должно быть закаленным, а труд не вызывать опасений. Еженедельно следует выделять один день для полноценной трудовой подготовки. При этом каждый ученик сам выбирает профессию, которую желает изучить.
В советское время подобные практики существовали в учебно-производственных комбинатах. Там школьникам присваивалась одна профессия на два года, а по Тубельскому её нужно менять каждые несколько месяцев для возможности попробовать себя в различных трудовых областях.
Каждый раз выбор делает не учитель, а ученик.
Лицемерие препятствует самовыражению.
Тубельский заявлял: если бы стал главным волшебником страны, прекратил бы лгать ради блага образования и добился того, чтобы школу воспринимали как пространство, способствующее развитию каждого ребёнка по индивидуальному пути.
Демократия — непременное условие
Образование возможно лишь при условии функционирования в рамках демократических принципов.
Тубельский считал, что демократически воспитанный человек — это не тот, кто поступает по своему усмотрению, а тот, кто умеет устанавливать для себя рамки. Он говорил о границах хорошего и плохого, о допустимом поведении в разных ситуациях, о разграничении знания от незнания.
И прибавлял: «Понимаем в этом смысле и термин „самоопределение“ — способность устанавливать границы самому себе».
По его мнению, демократия и самоопределение неразрывно связаны. Для этого требуется ясно видеть то общество, в котором живём. Обществоведение – важная дисциплина, которая прослеживается во многих других предметах.
Во время экзамена выпускник обязан показать не только знания по предмету, но и способность сравнить своё мнение с мнениями окружающих.
Долой стандарты
Одно из любимых слов Александра Наумовича — нестандарт. Как его отдаленный предок, дореволюционный московский педагог Лев Поливанов ненавидел Александр Тубельский также не любил стандартизацию. Считал, что нельзя ограничиваться общими рамками, ни для учителей, ни для учащихся.
Его теория о малом количестве мужчин в школах была интересной: для мужчины требуется творчество, сложно ему представить ежегодное повторение одного и того же урока.
В школе Тубельского приветствуют различные подходы к проведению уроков вместо традиционной схемы с проверкой домашнего задания и лекцией по учебнику. Учителя вместе с учениками участвуют в обсуждении построения урока и выбора учебного материала.
- Сулержицкий: вечное дитя, ставшее отцом театрального мастерства. ;
- Песталоцци: странный человек, не добившийся успеха и выдающийся учитель.