Фото: img.freepik.com

Спонсор рубрики «Исторические хроники» — компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.

Шалва Александрович Амонашвили, педагог нашего времени, появился на свет в 1931 году в Тбилиси. Окончил факультет востоковедения Тбилисского государственного университета и параллельно преподавал историю и труд в обычной школе (сегодня эту дисциплину заменила технология). В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию, от которой впоследствии отказался. Такой публичный признак своих научных заблуждений крайне редок и требует немалого мужества. Сейчас проживает в Москве и занимается педагогической, научной и издательской деятельностью.

Метод Шалвы Амонашвили не поддается краткому изложению. Однако существуют ключевые принципы, которые каждый учитель может использовать в своей практике.

Зеленые чернила

Ученику необходимо чувствовать себя в обстановке полного комфорта. Нельзя повышать голос, пугать, унижать и оскорблять его. Даже мысли о применении физической силы к ребенку недопустимы.

Любить детей нужно такими, какими они есть. Иначе ничего не получится. Следует уважать их и беречь психику. Проблемы детей нельзя сбрасывать со счетов.

Для человека сорока лет с накопленным опытом это может показаться незначительностью, а для ребёнка — делом первостепенной важности. Важно поставить себя на место ребёнка, посмотреть на ситуацию с его позиции, понять её восприятие.

Желательно исключить оценочную систему полностью, так как она приносит лишь вред. К сожалению, на данный момент это невозможно. В этом случае, по крайней мере, следует сократить её до минимума и избегать введения оценок там, где без них можно обойтись.

При проверке заданий в ученических тетрадях предпочтение следует отдавать зелёным ручкам, поскольку проверяется не для наказания, а для помощи.

Нужно всячески приближать к ребенку среду, в которой он ощущает: вокруг друзья, которые хотят добра и помогут. В самом ученике необходимо воспитывать желание помогать, способность сочувствовать товарищам. Только тогда вырастет гармоничная личность.

Примечательно, что первая экспериментальная школа, где тридцатилетний педагог начал реализовывать свои идеи, именовалась «Школой радости». Официальное название его методики — «педагогика сотрудничества».

Постижение мира

Независимо от того чему обучает ребенок, как ребенку, так и учителю нужно понимать, что это часть освоения мира. Необходимо всеми силами содействовать такому освоению. Нужно читать много и с пользой для себя.

Важно обучать взаимодействию с людьми и природой, ценностям красоты, работе на компьютере и обработке информации.

Не стоит опасаться сложных понятий, например, вечности, космоса, мироздания. Чем скорее уйдёт время на размышления об этих вещах, тем больше ценного опыта получит ученик.

Достаточно взглянуть на названия книг Шалвы Александровича: «Баллада о воспитании», «Без сердца что поймем», «Вера и любовь», «Гармония труда, счастья и долга», «Исповедь отца сыну», «Путешествие к истокам мысли» и «Как любить детей».

Начни с себя

Важно обратить внимание на личность учителя. Подлинно ли заслуживает такое звание? Преподаватель обязан всё время задавать себе этот вопрос и стремиться к самосовершенствованию. Сначала самого себя, а затем уже учеников.

Злой, равнодушный, недалекий, мелочный учитель лишен морального права предъявлять претензии детям. Дети всё это осознают и чувствуют.

По мнению Шалвы Александровича, Лев Толстой говорил о том, что истинное воспитание ребенка – это воспитание самого себя.

Истинный педагог одновременно строгий и требовательный, добродушный, внимательный и любящий учеников. Ещё важно, чтобы такому человеку самому нравилась жизнь.

Шалва Амонашвили называет Льва Николаевича одним из самых талантливых учителей.

Подпишитесь на канал Алексея Митрофанова.