
Спонсор рубрики «Исторические хроники» — компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования. |
Каждый учитель желает, чтобы учащиеся постигали материал примерно на одинаковом уровне, особенно в начальных классах. В противном случае преподавание превращается в трудное испытание. Кому-то необходимо объяснять сложные предложения, а кому-то ещё и алфавит изучать. При этом весь класс обучается вместе, и всем требуется одно и то же объяснение.
В Москве недавно трудился педагог, успешно преодолевший эту трудность даже в младших классах. Такой результат достиг учительница Софья Николаевна Лысенкова.
Опережая время
Педагог-новатор Софья Николаевна Лысенкова строила свою методику на перспективно-опережающем обучении. Это означает, что некоторые сложные моменты начинаются объяснять до того, как они пройдут по школьной программе. Поэтапно, элемент за элементом. Подготавливать учеников к восприятию трудной темы, чтобы при ее изучении не возникло чувства ужаса и паники от непонимания происходящего.
По несколько минут — но на каждом уроке.
В процессе обучения применяют много наглядно-дидактических средств: схемы, таблицы, карточки и знаки.
Софья Лысенкова считает время самым важным. В обычных классах его тратят слишком много. Кто-то не успевает записать, кто-то не слышит, кто-то отвлекается — эффективность урока падает сильно. Такого быть не должно.
Все проговариваем вслух
В методике Софьи Николаевны особое место занимает «комментируемое управление». Все действия в классе четко озвучиваются. Учитель привлекает к доске сильного ученика, который выполняет задание и одновременно комментирует каждый шаг своей работы, даже самый простой. Благодаря его объяснениям, остальные учащиеся усваивают материал быстрее. Каждый ученик активно вовлечен в процесс, все действуют в равном темпе, никому не удается отстать или опережать остальных.
Соловейчик рассказывал о Лысенковой: если научить детей думать вслух постоянно, сопровождая каждое действие словом, то это слово можно будет направлять, а вслед за ним и мысль. В классе не должно быть молчания! Пусть даже во время самостоятельной работы ученик беспрестанно произносит слова голосом мыслящего человека, задавая темп умственной деятельности.
Школьники также учатся четко и ясно выражать свои мысли, что полезно в жизни.
Дополнительные занятия, по мнению Софьи Лысенковой, — пустая трата времени. Могут помочь подготовиться к конкретным экзаменационным требованиям, но для настоящего понимания предмета – абсолютно бесполезны.
Никаких заданий на дом
Суть не только в снятии нагрузки с ребёнка, да и возможность насладиться детством (хотя это тоже важно). Домашние задания неизбежно ведут к зубрежке, а — враг обучения. Всё должно усваиваться в классе, во время совместного изучения материала. Важно не просто запоминать, потом механически воспроизводить. Необходимо понять суть, осознать причинно-следственные связи.
По ходу изучения новой информации проводятся опросы школьников, что благоприятствует размеренному и без волнений обучению.
Результаты оказываются удивительными. Все успевают и усваивают школьную программу раньше срока. Для Софьи Николаевны нормально, когда четырехлетнюю программу осваивают за три года. Иногда даже трехлетнюю программу завершают за два.
Симон Соловейчик утверждал, что секрет свежести чувств и неусталости в том, чтобы работать как Лысенкова, тогда профессия учителя станет самой лёгкой. Софья Николаевна подтвердила это, слегка смущаясь, ведь стыдно: у всех трудные профессии, а у неё — лёгкая.
Подписаться на канал Алексея Митрофанова.