Фото: img.freepik.com

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Татьяна Токаревская, преподаватель химии и биологии АНОО СОШ «Международная Английская Школа» (д. Грибаново Московской области), поделилась на Педсовете идеями о том, как сделать так, чтобы ученики с радостью посещали уроки.

Секрет 1: юмор

Чувство юмора — важное качество для педагога.
Это облегчает работу и способствует запоминанию материала, если его подавать в форме шуток или комичных ситуаций. Смех также помогает установить связь и взаимопонимание с учениками.

На уроке биологии в пятом классе мы изучали состав клетки и проводили практикум. Я опустила кусок белого хлеба в чашку с чаем — он стал сине-фиолетовым. Дети предположили, что там химикаты. Чтобы удивить их, я откусила этот кусочек. Ребята были удивлены и очень смеялись. В ходе занятия мы выяснили, что наблюдали качественную реакцию на йод, но юмористическая подача помогла запомнить новую тему.

Эксперимент с белым хлебом и чаем. Личные архивы Татьяны Токаревской.

Конечно, есть запретные темы для шуток, например, чёрный юмор. Нельзя быть слишком фамильярным, делать излишне заметные шутки или смеяться над учениками. Можно посмеяться над ситуацией, но избегать личных оскорблений.

Секрет 2: интерактив

Химию и биологию изучают лучше всего с помощью экспериментов: дети усваивают материал эффективнее, когда сами смешивают вещества, трогают их и иногда нюхают. Если тема связана с повседневной жизнью, занятие или проект становятся живыми, интересными и запоминающимися.

В прошлом году в рамках Года экологии для первого класса придумали проблемную ситуацию для школьной конференции: группа российских туристов оказалась на необитаемом острове. Из выброшенных на берег пластиковых бутылок им нужно было сделать полезное приспособление для выживания. Девять команд из начальной школы создали действительно уникальные вещи, которые можно использовать на практике: фильтр для очистки воды, ловушку для тропических насекомых, приспособления для ловли рыбы, умывальник, подставки и различную посуду многоразового использования.

Секрет 3: совместное творчество

В 2021 году на конкурсе педагогов частных школ «Вклад учителя» познакомлюсь с Галиной Ищенко, преподавателем истории из Волгограда. Предложила мне присоединиться к проекту. «Книга города»Идею, которую разработали педагоги и учащиеся ее школы, нашли интересной. Продолжили общение с Галиной, и при ее помощи дети составили «Книгу города Красногорска и его окрестностей».

В нашей «Книге города» 108 страниц: школьницы написали эссе о достопримечательностях, сотрудники школы поделились интересными фактами из его истории. Кульминацией проекта стала встреча с ребятами из Волгограда, которая произошла благодаря поддержке директора Тамары Карасевой: к нам в гости приехало почти 50 человек — поделиться впечатлениями от создания своей «Книги города», рассказать о школе, обменяться подарками. В сентябре мы готовимся нанести ответный визит. Это важное знакомство, которое может перерасти в глубокую дружбу между детьми.

Конкурс «Вклад Учителя» побудил меня реализовать собственную мечту. Десять лет назад я начала писать рассказы под названием «Линейка жизни». Это воспоминания о ситуациях, произошедших со мной в детстве и юности. Зарисовки получились юмористическими, как у Фаины Раневской. Сначала рассказы были предназначены для узкого круга лиц: первым читателем стал муж, потом дочь. А после конкурса я решила их опубликовать!