Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Занимать внимание учеников во время урока непросто. Иногда даже педагог из-за усталости перестаёт с энтузиазмом относиться к своей деятельности. В данной публикации Елизавета Лобанова, специалист по разработке учебных игр, делится своими мыслями. IKRA GroupПреподаватели учреждений образования могут использовать ряд простых, оригинальных и эффективных методов для преодоления типичных трудностей.

Ученики не проявляют достаточного интереса к обучению.

Часть учеников задумчиво смотрит в окно, другая часть погружена в телефоны, а третья оживленно переговаривается. Несколько пар глаз обращены на доску и демонстрируют хотя бы некоторый интерес к уроку.

«Витание в облаках» обычно происходит из-за отсутствия мотивации и низкой вовлеченности в урок у детей. Это две разные вещи: мотивация — внутренний процесс, а вовлечённость — её внешнее проявление. Сначала нужно зажечь интерес к самому обучению, чтобы ученик интересовался процессом, а не только результатом.

Решение: боковое мышление и способ замены

Латеральное мышление Способность взглянуть на вопрос с нестандартной точки зрения, выйти за рамки стереотипов и привычных шаблонов мышления.

На его принципах основан метод заменыМеняем затруднение на похожее, находим ему решение, а затем применяем его к первоначальной задаче.

В школе это может выглядеть так:

  1. Сфокусируемся на задаче. Сформулируем её кратко и точно одним предложением.

«Улучшить интерес у старшеклассников к математике» — более конкретно.

  1. Вносим изменения в задачу, заменив одно или несколько слов.

Повысить уровень мотивации учащихся десятого класса к изучению истории.

  1. Изучаем взаимосвязь между провокационной концепцией и действительностью.

Примерно «Урок-эстафета с решением задач на быстроту» или «Математическое соревнование между параллельными классами».

ПРОБЛЕМА 2. Профессиональное выгорание педагога

Почти все преподаватели, будь то новички или опытные специалисты, в конечном итоге… сталкивается Профессиональное выгорание сказывается на качестве жизни и работы. Для решения проблемы необходимо комплексное воздействие, включая работу с психологом. Однако существуют простые методы снятия напряжения и переосмысления ситуации.

Решение: Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и «идеальный конечный результат»

ТРИЗ Теория решения изобретательских задач — это набор методов для нахождения решений и улучшения систем. Она помогает находить ответы в широком спектре областей: не только в сфере, из которой пришла задача, но и во всех других, даже самых отдаленных от исходной.

В методологии ТРИЗ существует специальный инструмент для правильной концентрации внимания на проблеме. «идеальный конечный результат» (ИКР)Это не конечная точка, а направление движения вперёд. ИКР – это ситуация, когда системы нет, но её основная задача всё равно выполняется.

Попробуем сформулировать ИКР учителя:

  1. Определяем главное предназначение системы.
    Главная функция учителя — обучать.
  2. Представим, что эта функция реализуется без потребления ресурсов.
    Перечень ресурсов включает следующие пункты: усилия для разъяснения и проверки информации, временные затраты на оформление документации, эмоциональные вложения в разрешение разногласий.
  3. Слияние первых двух пунктов даёт формулу ИКР.
    Учитель знакомит учеников с материалом, не тратя энергию на разъяснения, оформление документов и переживания из-за столкновений.

Такой ИКР представляется невероятным. Вследствие этого он способен помочь выйти за рамки обыденного мышления и выполнить основную задачу, избегая уступок. К примеру:

  • Создать занятия по типу «ученик-эксперт», где учащиеся работают вместе как специалисты.
  • Овладеть умением организовывать своё рабочее расписание. В качестве инструмента можно использовать тайм-менеджмент приложения, помогающие распределять время и задачи. Таких приложений существует множество. Trello, Todolist, электронный календарь и т. д.
  • Определить отдельные даты и часы для встреч с родителями обучающихся.

Измени направление мысли, чтобы получать новые идеи. Экспериментируйте и пробуйте!

Возможно более глубоко изучить эти и прочие приёмы . курсе Методики IKRA для креативного образования уже применяют педагоги частных, государственных школ и онлайн-платформ.
Вместе с ИКРОЙ вы сможете взглянуть на проблему с новой стороны и найти нестандартное решение, которое упростит жизнь и работу.

ПРОБЛЕМА 3. Оторванность уроков от практики

Нередко слышим от школьников: «В чем польза географии, если я хочу быть программистом?» или «Зачем мне в журфак математика с логарифмами и интегралами?».

Учителя подтверждают оторванность школьной программы от реальности. исследованиюТолько 12 процентов учителей считают, что школа подготавливает детей к жизни в современном мире и отвечает его требованиям.

Решение: CRAFT и «ролевое моделирование»

CRAFT Методика «Творческие алгоритмы, рамочные структуры и инструменты» позволяет преобразовывать абстрактные идеи в практичные изделия и излагать информацию таким образом, чтобы её воспринимали и понимали все единодушно.

Фрейм — основа модели СRAFT. Фрейм Это типичная ситуация, возникающая при услышанном понятии.

Например, школьный урок – это рамка. В её состав входят контекст, роли и способ взаимоотношений между ними.

  • Словосочетание «школьный урок» ассоциируется у нас с классом, доской, мелом и указателем.
  • Педагог и учащиеся — это роли.
  • Учитель передает знания, ученики воспринимают и фиксируют их — такой пример взаимодействия ролей.

CRAFT основывается на соединении двух концептов для создания нового замысла. Например, можно взять фрейм обычного урока и фрейм зомби-апокалипсиса. Объединив их, получится программа по географии, где ученики изучают предмет с точки зрения выживания в разных регионах мира. реальный пример из практики педагога Дэвида Хантера.

Перед началом синтеза следует проанализировать фрейм: разобрать его на составляющие для выявления проблемы в исходной ситуации.

В обычном школьном уроке учащиеся выполняют различные роли: одни являются отличниками, другие — хулиганами, третьи будто плывут в облаках. Каждый из них общается с учителем по-своему.

Рассмотрим схему и определим, где в ней возникла проблема и какие взаимосвязи в ней нарушены.

Сложно выделить проблему из общего контекста? Подумайте о том, что объединяет все роли. Например, для урока можно взять будущее: что ждет каждого ученика во взрослой жизни.
Это может стать фактором, направляющим школьную программу к реальности. Например, материал подается так, чтобы школьники понимали его влияние на их будущее. Даже если ученик не сдаст ЕГЭ по географии, ему придется думать о климате и экологии. Ведь это определяет мир, в котором он будет жить через несколько лет.

Партнерский материал


Материалы по теме:

  • Три подхода к креативному переосмыслению занятий в школе.
  • Как креативно «переизобретать» обучение