
Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Занимать внимание учеников во время урока непросто. Иногда даже педагог из-за усталости перестаёт с энтузиазмом относиться к своей деятельности. В данной публикации Елизавета Лобанова, специалист по разработке учебных игр, делится своими мыслями. IKRA GroupПреподаватели учреждений образования могут использовать ряд простых, оригинальных и эффективных методов для преодоления типичных трудностей.
Ученики не проявляют достаточного интереса к обучению.
Часть учеников задумчиво смотрит в окно, другая часть погружена в телефоны, а третья оживленно переговаривается. Несколько пар глаз обращены на доску и демонстрируют хотя бы некоторый интерес к уроку.
«Витание в облаках» обычно происходит из-за отсутствия мотивации и низкой вовлеченности в урок у детей. Это две разные вещи: мотивация — внутренний процесс, а вовлечённость — её внешнее проявление. Сначала нужно зажечь интерес к самому обучению, чтобы ученик интересовался процессом, а не только результатом.
Решение: боковое мышление и способ замены
Латеральное мышление Способность взглянуть на вопрос с нестандартной точки зрения, выйти за рамки стереотипов и привычных шаблонов мышления.
На его принципах основан метод заменыМеняем затруднение на похожее, находим ему решение, а затем применяем его к первоначальной задаче.
В школе это может выглядеть так:
- Сфокусируемся на задаче. Сформулируем её кратко и точно одним предложением.
«Улучшить интерес у старшеклассников к математике» — более конкретно.
- Вносим изменения в задачу, заменив одно или несколько слов.
Повысить уровень мотивации учащихся десятого класса к изучению истории.
- Изучаем взаимосвязь между провокационной концепцией и действительностью.
Примерно «Урок-эстафета с решением задач на быстроту» или «Математическое соревнование между параллельными классами».
ПРОБЛЕМА 2. Профессиональное выгорание педагога
Почти все преподаватели, будь то новички или опытные специалисты, в конечном итоге… сталкивается Профессиональное выгорание сказывается на качестве жизни и работы. Для решения проблемы необходимо комплексное воздействие, включая работу с психологом. Однако существуют простые методы снятия напряжения и переосмысления ситуации.
Решение: Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и «идеальный конечный результат»
ТРИЗ Теория решения изобретательских задач — это набор методов для нахождения решений и улучшения систем. Она помогает находить ответы в широком спектре областей: не только в сфере, из которой пришла задача, но и во всех других, даже самых отдаленных от исходной.
В методологии ТРИЗ существует специальный инструмент для правильной концентрации внимания на проблеме. «идеальный конечный результат» (ИКР)Это не конечная точка, а направление движения вперёд. ИКР – это ситуация, когда системы нет, но её основная задача всё равно выполняется.
Попробуем сформулировать ИКР учителя:
- Определяем главное предназначение системы.
Главная функция учителя — обучать. - Представим, что эта функция реализуется без потребления ресурсов.
Перечень ресурсов включает следующие пункты: усилия для разъяснения и проверки информации, временные затраты на оформление документации, эмоциональные вложения в разрешение разногласий. - Слияние первых двух пунктов даёт формулу ИКР.
Учитель знакомит учеников с материалом, не тратя энергию на разъяснения, оформление документов и переживания из-за столкновений.
Такой ИКР представляется невероятным. Вследствие этого он способен помочь выйти за рамки обыденного мышления и выполнить основную задачу, избегая уступок. К примеру:
- Создать занятия по типу «ученик-эксперт», где учащиеся работают вместе как специалисты.
- Овладеть умением организовывать своё рабочее расписание. В качестве инструмента можно использовать тайм-менеджмент приложения, помогающие распределять время и задачи. Таких приложений существует множество. Trello, Todolist, электронный календарь и т. д.
- Определить отдельные даты и часы для встреч с родителями обучающихся.
Измени направление мысли, чтобы получать новые идеи. Экспериментируйте и пробуйте!
Возможно более глубоко изучить эти и прочие приёмы . курсе Методики IKRA для креативного образования уже применяют педагоги частных, государственных школ и онлайн-платформ.
Вместе с ИКРОЙ вы сможете взглянуть на проблему с новой стороны и найти нестандартное решение, которое упростит жизнь и работу.
ПРОБЛЕМА 3. Оторванность уроков от практики
Нередко слышим от школьников: «В чем польза географии, если я хочу быть программистом?» или «Зачем мне в журфак математика с логарифмами и интегралами?».
Учителя подтверждают оторванность школьной программы от реальности. исследованиюТолько 12 процентов учителей считают, что школа подготавливает детей к жизни в современном мире и отвечает его требованиям.
Решение: CRAFT и «ролевое моделирование»
CRAFT Методика «Творческие алгоритмы, рамочные структуры и инструменты» позволяет преобразовывать абстрактные идеи в практичные изделия и излагать информацию таким образом, чтобы её воспринимали и понимали все единодушно.
Фрейм — основа модели СRAFT. Фрейм Это типичная ситуация, возникающая при услышанном понятии.
Например, школьный урок – это рамка. В её состав входят контекст, роли и способ взаимоотношений между ними.
- Словосочетание «школьный урок» ассоциируется у нас с классом, доской, мелом и указателем.
- Педагог и учащиеся — это роли.
- Учитель передает знания, ученики воспринимают и фиксируют их — такой пример взаимодействия ролей.
CRAFT основывается на соединении двух концептов для создания нового замысла. Например, можно взять фрейм обычного урока и фрейм зомби-апокалипсиса. Объединив их, получится программа по географии, где ученики изучают предмет с точки зрения выживания в разных регионах мира. реальный пример из практики педагога Дэвида Хантера.
Перед началом синтеза следует проанализировать фрейм: разобрать его на составляющие для выявления проблемы в исходной ситуации.
В обычном школьном уроке учащиеся выполняют различные роли: одни являются отличниками, другие — хулиганами, третьи будто плывут в облаках. Каждый из них общается с учителем по-своему.
Рассмотрим схему и определим, где в ней возникла проблема и какие взаимосвязи в ней нарушены.
Сложно выделить проблему из общего контекста? Подумайте о том, что объединяет все роли. Например, для урока можно взять будущее: что ждет каждого ученика во взрослой жизни.
Это может стать фактором, направляющим школьную программу к реальности. Например, материал подается так, чтобы школьники понимали его влияние на их будущее. Даже если ученик не сдаст ЕГЭ по географии, ему придется думать о климате и экологии. Ведь это определяет мир, в котором он будет жить через несколько лет.
Партнерский материал
Материалы по теме:
- Три подхода к креативному переосмыслению занятий в школе.
- Как креативно «переизобретать» обучение