
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Учитель порой подобен водителю из басни Крылова: в разные стороны тянут его лебедь, рак и щука. Чтобы этот воз двигался по дороге знаний, необходимо найти подход к каждому ученику. Психолог, руководитель центра психологии и педагогики «…, рассказала Педсовету о различных типах темперамента детей и о том, как учитывать их влияние на способности к обучению. Ярко» Ярослава Рындина.
Что представляет собой темперамент и для чего важно его выявлять?
Темперамент — это не абстрактная характеристика, как дизайн человека или знак зодиака. Это биологический признак, который определяет тип нервной системы ребёнка.
Темперамент определяет скорость процессов возбуждения и торможения. От него зависят способность быстро или медленно включаться в работу, переключаться между задачами, доводить дело до конца и долго концентрироваться на одной задаче.
Темперамент также влияет на темп работы высших психических функций ребенка: мышления, речи, счета, памяти, произвольных движений и процессов восприятия. Способность погрузиться в процесс с головой, работать в условиях естественных жизненных ограничений и сопротивляться стрессу — все это зависит от темперамента.
Внимательное отношение к характеру ребёнка позволит подкреплять его слабости и усиливать достоинства, обеспечив каждому учащемуся успешное и приятное обучение.
Какие типы темперамента бывают
Существуют различные классификации детского и человеческого характера. В этих классификациях используются разные термины, но описывают похожие явления. Например, известно понятие ГиппократаВыделяют четыре типа темперамента: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.
В работе с детьми использую терминологию из книги «Дети с небес. Искусство позитивного воспитания» американского психолога и преподавателя Джона Грея. Грей выделил четыре типа детского темперамента: активный, реактивный, восприимчивый, сенситивный.
Активный тип
Активные дети стремительно меняют деятельность, желают занимать руководящие позиции и оказывать влияние на мир вокруг себя. Чувства окружающих для них менее значимы, эмпатия слабо выражена.
Реактивный тип
Основная потребность таких детей — во впечатлениях. Реактивным детям сложно сосредоточиться на одном продолжительном процессе. Особенно тяжело, если процессы связаны между собой, и нужно следить за причинно-следственными связями. Обучение даётся им с трудом, несмотря на большой интерес к познанию мира. Такие дети обычно самые активные и общительные в классе, стремятся изучить всё, везде и сразу.
Восприимчивый тип
Ведущая потребность в безопасности. Такие дети очень медленно погружаются в задачу и медленно из нее выходят. Долго загружаются и долго разгружаются. Хотят быть уверенными, что у них достаточно времени на все процессы. Ценят безопасность, постоянство и ритуалы. Мир вокруг должен быть четким и предсказуемым.
Сенситивный тип
Главная потребность – быть услышанным, чтобы другие люди воспринимали чувства этих детей.
Дети очень чувствительны и остро реагируют на попытки доминации: плачут, расстраиваются. Сконцентрироваться на задаче и выдержать эмоциональный накал им бывает сложно. Такие дети плохо переносят экзамены и контрольные, особенно если учитель заранее создает напряжённую атмосферу.
Цель воспитания по учению Джона Грея – воспитание свободных, счастливых и независимых людей. Теория Грея помогает родителям и педагогам достичь этой цели, подбирая индивидуальный подход к детям каждого типа темперамента.
Для повышения квалификации предлагается программа обучения.
Преподаватель курса гражданской обороны и начальной военной подготовки, осуществляющий педагогическую деятельность по разработке и внедрению учебного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта (700 часов).
Волгоградская гуманитарная академия подготавливает специалистов социальной сферы.
- Диплом гос. образца
- 6 месяцев обучения
- 5 часов практики
Как работать с разными типами учеников
Характер ребенка непосредственно влияет на его способность учиться и воспринимать информацию. Нет такого темперамента, который усваивал бы знания лучше или хуже остальных; у каждого свои особенности. Если учитель проявит находчивость и найдет подход к каждому ученику – их ждет успех в учебе и удовольствие от обучения.
С активным типом
Преподавателю важно стать более сильным лидером для такого ученика. Взрослый рядом с активным ребенком должен уметь четко и ясно выстраивать границы и правила поведения, без жестокости, агрессии, но твердо и уверенно. Это как берега для бурной горной реки. Если правила сформулированы так, что ребенок может не только сам их выполнять, но еще и научить других, то в лице ученика активного темперамента любой учитель найдет лучшего помощника по установке дисциплины в классе. Дети активного типа очень любят правила и любят быть теми, кто эти правила устанавливает. Но если преподаватель не установил четкие границы и не объяснил, зачем их соблюдать, дело может выйти из-под контроля. Ребенок сам установит свои правила да еще и подговорит весь класс.
Педагог говорит о возможности закончить урок на пять минут раньше, если ученики решат шесть примеров. Ваню Петрова с активным темпераментом просит разделить класс на команды и распределить задачи. Учитель таким образом передает ему часть ответственности и главную роль. Активный ребенок понимает, зачем ему это нужно – есть четкая мотивация закончить занятия пораньше.
С реактивным типом
Воспитательу следует содействовать ребятам с повышенной подвижностью в концентрации внимания на учебном материале. Необходимо разделять обширные задания и порции информации на небольшие, управляемые задачи, которые можно усложнять по мере освоения темы. Тогда ребенок выдержит процесс обучения, ощутит себя успешным и сможет продолжить обучение.
Частая смена деятельности может помочь в работе с ребятами, проявляющими активность. С радостью берутся за изучение всего нового и непознанного. Достаточно лишь сказать «А давай узнаем, чем завтракали древние философы!» — и вот он уже увлеченно углубляется в историю Древней Греции. Задача учителя – не дать этому интересу угаснуть.
С восприимчивым типом
Таких детям особенно важно, чтобы учитель не торопил и не высмеивал при всем классе их медленную скорость восприятия информации. В середине урока могут спрашивать о том, что было в начале. Не потому, что были невнимательны. Просто дольше других осмысливают полученную информацию, могут не успевать записывать за всеми и просить повторить. Восприимчивые дети, напротив, очень внимательные.
Воспитатель обязан создавать для таких учеников обстановку безопасности, как социальную, так и психологическую. Если педагог будет насмехаться над медлительностью ребенка, говоря например: «ну, ты у нас как всегда», «ну, ты медленнее всех», «да тебя только за смертью посылать» — ученик замкнется в себе и начнет накапливать агрессию. В результате могут быть выплески пассивной агрессии. Восприимчивые дети могут заниматься самоповреждением, например, навязчиво кусать губы или грызть ногти. Открыто проявлять агрессию они обычно не умеют.
Чувствительные дети могут стать отличными лидерами, если найдут защитного руководителя среди взрослых в классе. Для них действуют те же принципы, что и для активных: четкие правила поведения, которые не оскорбляют учеников, а помогают им ориентироваться.
С сенситивным типом
Учитель должен быть особенно внимателен к чувствительным детям из-за их повышенной восприимчивости. Чтобы такой ребенок согласился сотрудничать с учителем, необходимо сначала выслушать его чувства и признать их важность. Фразы типа «Ты расстроился», «Тебе, наверное, страшно, что будет сложно сейчас. Но если тебе понадобится помощь — обратись ко мне» помогут педагогу установить связь с чувствительным ребенком. Только понимая, что его чувства замечают и уважают, ребенок расслабится и пойдет на контакт.
Не нужно настаивать на веселье или подталкивать его к активности, ведь это может загнать ребёнка ещё глубже в свои мысли.
Рекомендации для учителей по работе с детьми разных темпераментов полезны и для других взрослых, важных в их жизни – родителей. Вклад родителей в психологический комфорт ребенка нельзя недооценивать. Как пишет Карл Юнг в книге «Божественный ребенок», именно родители формируют основы психики ребенка.