Фото: img.freepik.com

Кто как не учитель понимает публичные выступления — ведь каждое утро у него доска!

В среднем учитель проводит 4 урока в день, каждый длится около 25 минут, итого за неделю — 11 часов публичных выступлений. Но многие изучали «на передовой», выступают скорее по интуиции. И другая ситуация: уверенные на уроках, теряются при выступлении на собрании или презентации опыта на конференции.

Изображение mohamed Hassan с сайта Pixabay

Ораторское мастерство — система приемов и методов, полезная каждому: учителю и ученику. В перечне навыков XXI века умение выступать с презентациями занимает видное место, поэтому его необходимо обучать школьникам.

Главный ключ к успеху выступающих – добротнейшая подготовительная работа, невзирая на природные задатки. Благодаря качественной подготовке возможно успешно выступить, достичь поставленных целей, позиционировать себя как специалиста и даже добиться продвижения по карьерной лестнице.

Лариса Зорина — бизнес-тренер, коуч, основательница Лаборатории публичной речи и коммуникации Step2Future.

1. Кто ваша аудитория?

Ответить на этот вопрос поможет понять, что важно для людей, и в каком ключе лучше с ними взаимодействовать.

Возможно, следует взять на вооружение опыт маркетологов и составить образ типичного слушателя — для подготовки речи можно будет ориентироваться на него, а не на нереальную массу людей.

2. Что вы хотите?

Уделите время формулировке цели выступления: чего хотите добиться от слушателей? Например, расскажите о методике и желайте, чтобы коллеги оценили ее, применили в своей работе. Или поделитесь решением проблемы, рассчитывая на понимание ее важности и совместный поиск решения с аудиторией. Все аргументы в выступлении будут направлены на достижение поставленной цели.

Если у вас будет лишь одна минута для выступления, о чем вы расскажете?

Ответить на этот вопрос поможет определить самое важное в вашей речи — ключевое сообщение. Представьте: вы подготовили речь на 15 минут, как требовал регламент, но предыдущий оратор затянул выступление. Теперь у вас всего 2 минуты. Не паникуйте! У вас есть ключевое сообщение.

4. Кому нужен план?

План необходим для подготовки к выступлению, его структурирования, выделения ключевой информации и определения неважного или излишнего. Слушатели могут также нуждаться в плане, если выступление продлится более получаса – озвучивание основных моментов заранее позволит аудитории не пропустить ничего важного.

5. С чего начать?

Можно начать не сразу. Расскажите историю, приведите цитату или впечатляющие данные. Попробуйте привлечь внимание вопросом или задачей.

Например, говоря о значении оценочного формирования, доктор Джон Коллик (Dr. John Collick) Он начинал выступление вопросом к аудитории: «Сколько спутников Юпитера знаете?», комментировал различные реакции на вопросы и задания, а затем раскрывал суть рассказа. Верный ответ объявлял только в конце речи. Интрига — хорошо, но ее нужно разгадать. В противном случае слушатели почувствуют себя обманутыми.

6. Можно ли шутить?

Вы уже ответили на первый вопрос и знаете свою аудиторию. Подготовьте пару шуток: даже если вы не используете их, это поможет понять, о чем смешно шутить и как импровизировать. Зрителям должно быть интересно и весело — конечно, если речь не касается трагических событий.

Шутки всегда приветствуются, независимо от собеседников — будь то студенты или дипломаты из Восточной страны. Главное — чтобы шутка была уместна. Иногда уместно пошутить над собой, но только после того, как вы продемонстрировали свои знания.

Доктор Джон Коллик руководит отделом стратегии образования компании Promethean.

7. Как себя вести?

Понятно — излучать уверенность, быть экспертом. Но как, если волнуешься и боишься забыть текст? Психологи советуют открытый язык тела; использовать пространство, ходить по аудитории; смотреть на слушателей, устанавливать зрительный контакт. Если рассказываете историю, это помогает раскрепоститься.

Даже когда вас скрывает кафедра и передвигаться по сцене невозможно, попробуйте обнять зрителей.

Анна Кириченко, маркетинговый менеджер Promethean в России, выступает на партнерской конференции.

8. Надо ли визуализировать?

Визуализация помогает лучше представить мысль и её запомнить слушателям. Визуализация — это образ, который можно создавать не только с помощью картинок в презентации, но и мимикой, жестами, движениями, предметами, макетами.
С интерактивной панелью #ActivPanel можно усилить внимание, добавляя графические комментарии к картинкам. Советуем вместе со слайдами подготовить пустые страницы для рисования, построения схем или записи ответов слушателей на вопросы.

Инна Стивенс, старший консультант по образованию компании Promethean, ведет обсуждение «Дети и экраны».

9. Как не нервничать перед выступлением?

Возможно, слышали, что страх выступлений на публике занимает второе место после страха смерти. Человек, как и любое живое существо, стремится к выживанию. Выживание в обществе — это положение в нем. Чем выше статус, тем проще. На инстинктивном уровне понимаем, что от успеха выступления перед «племенем» зависит близость к костру и доступ к пище. Неудача на публичном выступлении ударит по самооценке и снизит уровень социального комфорта.

Чтобы уменьшить страх и повысить уверенность, самое действенное – подготовиться. Когда же страх всё же одолевает перед выступлением, опытные ораторы и психологи советуют за пять минут до выхода на сцену выполнить упражнение « заводящий жест», или «жест победителя».

  • Вытяните плечи, поднимите руки вверх, взгляните на небо, улыбнитесь и задержитесь в таком положении на несколько секунд.
  • Втирайте ладони друг о друга, словно ожидаете чего-то поразительного и заветного.
  • Правой рукой ударите по левой (или левой рукой по правой, если вы левша).
  • Сжала руку в кулак на уровне локтя и опустила вниз. Произнесите «Да!».

Каждый из этих жестов заметно повысит ваше благополучие.

Можно разработать свои жесты победы и применять их.

10. Чем закончить?

Запомните свой ответ на второй вопрос — что вы ожидаете от слушателей. Завершите выступление краткой суммой сказанного и призывом к действиям.

  • «Храните деньги в сберегательной кассе!»
  • Попробуйте мою методику и оцените её результативность.
  • «Обратите внимание на проблему буллинга»
  • «Приходите к нам на открытый урок»

Доктор Джон Коллик, глава департамента стратегии образования компании Promethean, делится опытом обучения с использованием элементов научной фантастики.

Берегите себя! Не бойтесь выступать!

Расскажите в комментариях свои советы по публичным выступлениям.

Подписаться на канал Интерактивные технологии

Партнерский материал